Как иностранная гражданка Елизавета Розенцвейг стала советской разведчицей Зарубиной? Как ей удалось украсть секрет атомной бомбы? И как еврейка-шпионка смогла выжить в нацистской Германии? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.
Советская иностранная шпионка
Потсдам. 17 июля 1945 года. Встреча Большой тройки. Страны-победители Второй мировой войны собрались решить судьбу Германии. Сталин, Трумэн и Черчилль завтракали, когда американскому президенту сообщили об успешном испытании новейшего оружия.
Накануне в Нью-Мехико на закрытом полигоне произошел взрыв ядерной бомбы. Трумэн, желая показать превосходство США, поделился новостью, и был крайне разочарован, что советский вождь воспринял информацию без интереса. "Наверное, Дядя Джо ничего не понял", – сказал Трумэн Черчиллю. Но Сталин не только понял, но даже знал раньше него об испытании, а также все подробности американского атомного проекта. Эти секретные материалы для него добывала лучшая шпионка того времени – Елизавета Зарубина.
Потсдам. Большая тройка. Справа налево: И.В. Сталин, Г. Трумэн и У. Черчилль, 1945 год. Фото: ИТАР-ТАСС
За ней охотились все разведки мира. Это она завербовала Штирлица, украла секрет атомной бомбы у американцев и не позволила Троцкому совершить революцию. Она изменила историю. Зарубина знала столько секретов, что могла уничтожить не одно правительство.
О двойной жизни тайного агента Кремля стало известно всего несколько лет назад, но до сих пор ее досье полностью не открыто. Впервые о разведчице Елизавете Зарубиной мир узнал из рассекреченных архивов ФБР.
ФБР вышло на след Зарубиной только в 1950-х годах, когда она уже покинула США. До этого за выдачу государственной тайны по созданию сверхоружия американцы казнили на электрическом стуле своих же граждан – супружескую пару Джулиуса и Эстель Розенбергов. Они ответили за всех, за несколько десятков участников проекта "Манхэттен", которых завербовала Зарубина.
"И это помогло нам создать первую атомную бомбу. Мы бы сделали позже на десять лет, потому что потратили бы пять лет на поиски тупиковых путей. Разведка позволила нам уйти от них. И в этом величайшая заслуга", - считает писатель Владимир Губарев.
Советские мистер и миссис Смит
Ядерное оружие в СССР создают вслед за Штатами, буквально через пару лет. Обходится это в сто раз дешевле, чем американцам. Бомбу собрали бы и раньше, но сразу не нашлось нужного количества урана. Его доставляют на ишаках из Средней Азии, а в это время все атомные технологии у Советского союза уже есть. Зарубина переправила 11 тысяч страниц необходимых формул и схем, притом, что за ней круглосуточно следили.
Подполковник Госбезопасности в запасе Игорь Атаманенко знает не понаслышке, как действуют спецслужбы. Выйдя на покой, он написал об этом несколько книг.
"Они должны были отчитываться за каждый свой шаг. И постоянная не то что слежка, постоянно жили под микрофонами, постоянно контроль телефонных разговоров. Настоящая резервация. Представляете, как перемещаться только в определенном радиусе?", - рассказывает Атаманенко.
В США Зарубину с мужем забрасывают осенью 1941-го. Предотъездный инструктаж Сталин провел лично. Сначала их миссия была такой: понять настроение американцев, стоит ли на них рассчитывать в войне против Гитлера. Никто не ожидал, чем закончится это дело, поэтому прикрытие у Зарубиной на этот раз вполне официальное: она – сотрудник советского посольства в Вашингтоне. Ей быстро удается стать своей в высшем обществе.
"Она была очень образованная, очень живая, у нее был такой пытливый ум. Она была властная, была личностью. То есть производила на собеседника впечатление сильного человека. И в то же время она была гибкая, хитрая", - считает историк Александр Колпакиди.
Елизавета и Василий Зарубины
О работе своей матери Петр Зарубин знает мало. Она почти ничего после себя не оставила, а о том, чем занималась, говорить не любила. Кем она была, ему стало известно много лет спустя. Когда он сложил эту информацию с детскими воспоминаниями, то понял, что на самом деле происходило. Когда они жили в Америке, сыну уже было 13 лет.
"Отец – у него была машина, американский старый довоенный "Бьюик", но достаточно мощный. И он выезжал на этом "Бьюике", как говорится, куда он уезжал – я не знаю. Он мне, естественно, не говорил. "Ну, на работу", - будем говорить. У нас это называется "на работу". И он меня просил: "Ну-ка, выйди, вокруг дома пробегись, по переулку, туда-сюда, там стоит какая-то машина, где сидят молодые люди, смотрят". Я выходил, говорил: "Да, папа, вот там, за углом стоит машина, там два…" – или что-то в таком духе. Это я научился засекать", - вспоминает Петр Зарубин.
Чтобы оторваться от хвоста и не вызывать подозрений, муж, Василий Зарубин, делал вид, что едет с семьей покататься, а сам высаживал жену на маленькой железнодорожной станции. Елизавете Зарубиной постоянно приходилось выходить на связь с завербованными агентами. В сети попали 22 человека.
Украсть секрет атомной бомбы
Она все время в разъездах между Вашингтоном, Нью-Йорком и Калифорнией. Иногда, чтобы уйти от преследования, использует простые женские хитрости.
"То есть она делает поначалу какие-то движения, что как будто бы у нее спустился чулок, заходит в парадную, а там еще один выход. Наружка остается снаружи, не заходит за ней. Все, вот так исчезал человек", - утверждает Игорь Атаманенко.
Кодовое название американской программы по разработке ядерного оружия – "Манхэттенский проект". В него входили крупнейшие ученые со всего мира. Одних Лиза завербовала, играя на их симпатиях к Стране Советов, других просто умело шантажировала.
Эрвин Ставинский – популярный писатель шпионских романов. История Зарубиной стала первой в его карьере.
Роберт Оппенгеймер и Лесли Гровс на остатках башни после испытания "Тринити", 1945 год. Фото: lanl.gov
"Она получила доступ к Оппенгеймеру – это руководитель атомного проекта. К его жене и другим близким родственникам. Все делалось через нее. Был такой известный скульптор Каменков, а его жена была любовницей известного физика Эйнштейна. И соответственно, у них были связи в американских кругах, вплоть до того, что жена Рузвельта была в отношениях с этими людьми. И Лиза, естественно, через них выходила", - утверждает Ставинский.
Этот доступ Лиза получает, используя свою власть над женой Роберта Оппенгеймера Кэтрин. У женщин завязалась такая нежная дружба, что в свете даже поговаривали о романе между ними. Известно, что благодаря влиянию Лизы на Кэтрин, а Кэтрин – на мужа, к работе над бомбой оказались привлечены многие физики и математики левых взглядов, которые сливали секреты СССР через опытную шпионку Елизавету Зарубину.
"Будучи одной из сотен, если не тысяч девушек, она потом сумела подняться до таких высот, потому что остальные отсеялись как-то в процессе. Это же чудовищно трудно, напряженная деятельность, нелегальная, рискованная, для женщины малопригодная", - говорит Александр Колпакиди.
В революционерки Лиза (настоящая фамилия Розенцвейг) подалась в 19 лет. Богатая еврейка из Румынии, к тому времени она уже была замужем и училась в парижской Сорбонне.
"Там у нее была подружка Анна Паукер, с которой она дружила, и которая руководила всеми коммунистами в Румынии. Вот на нее разведка в Австрии, наша разведка, в частности резидент разведки, обратил внимание, что очень толковая девушка, исполнительная. Там много было таких, но она выделялась своей организованностью, добросовестностью, честностью", - рассказывает Эрвин Ставинский.
Дон Жуан и предатель
Сначала Лиза за компанию помогает подруге раздавать листовки и книги, а потом на нее напрямую выходят сотрудники советского ВЧК и переманивают на свою сторону. Они и не подозревали, какой ценный агент им достался. Едва Лиза появится в Москве, как перед ней не устоит сам Яков Блюмкин.
"Началась ее связь с Яковом Блюмкиным. Он был, безусловно, очень талантливый человек, яркий, интересный. Но все, кстати, ее мужчины, с кем она была связана, они все были очень яркие люди, выдающихся способностей, внешности и так далее", - утверждает историк Колпакиди.
Яков Блюмкин
Знакомство с Блюмкиным едва не погубило Лизу: в знаменитого Дон Жуана Москвы влюблены как комиссарши в кожанках с наганом под полой, так и светские барышни из артистических уборных. Он был воплощением тогдашней романтики: советский террорист №1, Джеймс Бонд и Лоуренс Аравийский в одном лице, фон Брик гражданской войны, неуловимый шпион, жестокий чекист, полиглот, писатель, поэт и друг поэтов. Звезда московской богемы, наркоман и атлет. Прославился убийством германского посла в советской России графа Вильгельма фон Мирбаха 6 июля 1918 года.
Журналист Александр Бондаренко когда-то в архивах нашел досье на Якова Блюмкина. Широко известно, что он погиб от рук своих же чекистов, но почему это произошло, стало для исследователя внезапным и настоящим открытием. В этом деле, как оказалось, тоже была замешана Лиза Розенцвейг, будущая Зарубина.
Блюмкин работает в ВЧК, когда его с Лизой отправляют на задание в Турцию. Как-то вечером он приходит домой счастливый и объявляет ей, что встречался с Троцким. Бывший лидер Компартии жил в Стамбуле в изгнании. Под впечатлением от встречи Блюмкин отдал ему все оперативные деньги и пообещал передать в Москву письмо от него.
"Это было открытое предательство. И она пошла и выполнила свой гражданский долг - сдала. Но, в общем-то, это было разумно, потому что человек служит, он – офицер, и вот он едет и с врагом вступает в отношения, деньги ему передает, письма какие-то возит. Ну, для чего?", - рассуждает Александр Колпакиди.
Блюмкину Елизавета ничего не сказала. Однажды вечером их машину остановят люди в штатском. Он сразу все поймет. Лиза посмотрит на него… И выйдет. Через несколько дней Блюмкина расстреляют. Так она стала своей среди чужих. Иностранка доказала Стране Советов свою преданность.
На грани жизни и смерти
Она рисковала. Ей могли не поверить и казнить вместе с мужем за связь с Троцким. Но решили использовать как шпионку.
"Она уехала в Германию. Привезла из другой страны всякие фальшивые паспорта, документы, деньги. И вот когда пересекали границу, то немецкие пограничники 30-х годов осмотрели ее, никаких у них не возникло вопросов, и пошли дальше по вагону. И вдруг они возвращаются с криком: "Госпожа, мы просим вас немедленно выйти! Вы везете оружие". Мама, насколько я знаю, проявила большую выдержку, отказалась выйти. Длился разговор несколько минут, пока не прибежал другой пограничник и сказал: "Слушай, ты ошибся, это не она, это в соседнем купе англичанка какая-то старая едет и везет с собой пистолет". И они извинились и ушли", - рассказывает Петр Зарубин.
Вторая мировая война. Восстание в Варшавском гетто, 1943 год. Фото: ИТАР-ТАСС
Если бы документы были найдены, вся немецкая агентурная сеть могла провалиться. Заброска в фашистскую Германию – для нее жесткая проверка на профпригодность. Остальные разведчики спешат убраться оттуда.
"Понятно, что никто не хотел работать в Германии, потому что после прихода Гитлера к власти там был крайне жесткий контрразведывательный режим, население массово сочувствовало режиму, помогало контрразведке. То есть работать там было крайне сложно", - говорит Александр Колпакиди.
Особенно тяжело приходится евреям, кампанию по уничтожению которых начал Гитлер. Зарубина каждый день находится на грани жизни и смерти.
"Она же еврейка, это невооруженным глазом было видно, и она, вместе с тем, успешно работала. По сути дела этот человек ходил по канату или по острию лезвия", - объясняет Игорь Атаманенко.
"Там права человека, как мы их сейчас называем, были достаточно ущемлены. Потому что людей, которых уличали в шпионаже, казнили. Казнили на гильотине, они укладывали человека лицом вверх", - говорит Александр Бондаренко.
В Германии она действует на пару с советским разведчиком Василием Зарубиным. Их познакомили перед очередным спецзаданием. Хотели поженить для легенды, но придумывать ничего не пришлось, роман случился сам собой.
Поначалу их семейная резидентура закрепилась во Франции. До того, как обстановка в Германии накалилась, необходимости в них там не было, и они налаживают новые связи здесь. Под видом супругов Кочек открывают собственное рекламное бюро.
"Сначала они делали какие-то макеты из папье-маше, потом стали делать фотографии артистов ростовые, которые возле кинотеатров или магазинов ставились, какие-то ролики снимали. В общем, был интерес, была работа, ну, и соответственно, был успех – а это все дает связи", - рассказывает Бондаренко.
Прототип Штирлица
Однажды, сидя в кафе, хорошо одетая Лиза привлекает внимание стенографистки немецкого посольства. Зарубина быстро понимает, что упускать такой контакт нельзя.
"Она заинтересовала ее кройкой своего платья: где она это платье пошила, что она может предложить ей хорошую портниху и недорого. Та, конечно, сразу клюнула: да, пожалуйста. "Давайте встретимся". "Давайте встретимся". Зарубин ее спрашивает: "Где ты эту портниху ей возьмешь?". Она говорит: "Ничего, за деньги она и так согласится, без портнихи", - рассказывает Эрвин Ставинский.
Эта стенографистка (рабочий псевдоним Ханум) поможет Зарубиным в Германии выйти на настоящего Штирлица.
Вилли Леман
Именно история вербовки Зарубиной офицера Гестапо вдохновила Юлиана Семенова написать знаменитый роман о Штирлице. Его прототип – Вилли Леман. Порой в Москве последние разведданные получали раньше самого Гитлера.
"Его все называли "папаша Вилли Леман". И он очень много информации приносил", - говорит Ставинский.
Однажды немцы пытались провести провокацию, Гиммлер сам проводил провокацию с тем, чтобы захватить нашего разведчика с поличным и затем доказать, что Сталин занимается в Германии разведкой. Но мы человека вывели своевременно, и у немцев ничего не получилось. Это был зонтик над нашей резидентурой.
Когда Сталин задумал секретную миссию в США, выбор сразу пал на Зарубиных.
"Наши резиденты были образованными людьми. В разведку тогда отбирали людей с высшим образованием. Попробуйте разобраться в некоторых физических константах, попробуйте что-то такое выяснить, если у вас нет высшего образования. Зарубины с этой точки зрения были очень полезны, у них был огромный опыт", - утверждает писатель Владимир Губарев.
Высшее образование, правда, получила только Лиза. Она владела несколькими европейскими языками и пользовалась своей яркой внешностью, выдавая себя то за итальянку, то за француженку.
"Прежде всего, я сказал бы, что это потрясающий вербовщик. По-моему, там порядка 30 кандидатов на вербовку, которых она превратила в полноценные источники информации и сделала их агентами", - рассказывает Игорь Атаманенко.
Добиться такого результата еще никому не удавалось. Она смогла узнать даже больше, чем рассчитывали в центре. Зарубина проверяет тревожную информацию о возможной атаке Соединенных Штатов Америки на Советский Союз.
"Это знаменитая операция "Unthinkable" ("Немыслимое") с планами бомбардировки основных наших центров промышленных, желание использовать немецкие части для агрессии против Советского Союза, и прочее", - говорит Александр Бондаренко.
Судьба "русской Маты Хари"
Исходя из полученных от Зарубиной данных, Сталин мгновенно меняет тактику по отношению к США. Но Лиза в большую политику не вмешивается, точно следуя инструкциям, как вдруг ее и мужа срочно отзывают из Вашингтона.
"Заместитель Зарубина, полковник Миронов, с которым они еще до войны вместе работали, оказался душевнобольным человеком. Совершенно шизофреником. Очевидно, это было связано с репрессиями 1937 года. И он просто совершил чудовищное: он написал письма и Сталину, и Рузвельту, и в ФБР – Гуверу", - рассказывает Александр Колпакиди.
Сталину написал, что Зарубин – предатель, работает на американскую разведку. Гуверу и Рузвельту написал, что Зарубин – советский агент. И раскрыл всю резидентуру.
Елизавета Зарубина
В родном союзе они получают Ордена Красного Знамени – и Зарубиных отправляют в отставку. Лиза еще рвется в бой, стремится работать, но начальство негласно сообщает, что в стране поднимается еврейский вопрос, и лучше уйти по-хорошему.
"Евреев начали увольнять из органов. И Лизе предложили уйти. Зарубин страшно возмутился, пошел к Абакумову, заявил: "Когда вы нас посылали к немцам, вы не смотрели, что она была еврейка, а сейчас вы заявляете, что она – еврейка, и нет доверия?" В итоге и его отправили на пенсию, и он умер", - рассказывает Эрвин Ставинский.
Она погибла весной 1987 года в центре Москвы в автокатастрофе. Ее смерть осталась незамеченной. Только в начале 90-х президент Ельцин посмертно наградил ее Орденом "За заслуги перед Отечеством". Случилось это после того, как о русской разведчице Зарубиной, современной Мата Хари, заговорили американцы.
"Елизавета Юльевна Зарубина считается по праву самой крупной из советских разведчиков-нелегалов 20-30-40-х годов. Она запомнилась и своими успехами в нелегкой тайной работе, которую она вела, и плюс, она запомнилась масштабом личности", - говорит Александр Колпакиди.
В официальных публикациях многие детали биографии этой шпионки либо неточные, либо вовсе отсутствуют. Достоверно только то, что она получила звание подполковника – это редкость для спецслужб: все-таки женщина, к тому же эмигрантка. Но в отличие от таких корифеев разведки, как Рихард Зорге и Джордж Блейк, Елизавета Зарубина ни разу не провалилась.