Команда КБ "Стрелка" под руководством урбаниста Григория Ревзина составила индекс российских городов – на основе множества критериев определила уровень качества жизни. Москва – предсказуемо на первом месте, однако не по всем показателям.Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В России 1112 городов с различными условиями жизни. Где-то лучше вести бизнес, где-то хорошая экология, а где-то лучше всего растить детей. Команда конструкторского бюро провела исследование, целью которого было рассчитать индекс качества жизни в каждом городе. Пока что анализ городской среды был проведен только в 76 крупных городах, но к весне урбанисты обещают прорейтинговать всю тысячу. Оказалось, что все не так плохо, как мы привыкли думать.
О досуге...
Индекс городов рассчитывался по качеству жилья, общественно-деловой инфраструктуры, уличной инфраструктуры, озеленения, социально-досуговой сферы и уровню развития общегородских пространств. Максимальное количество баллов, которые мог набрать каждый город – 300, но до этого показателя российским городам очень далеко. Разумеется, Москва с 221 баллом оказалась на первом месте, однако, она уступила Казани и Санкт-Петербургу по уровню социально-досуговой инфраструктуры. Выяснилось, что только безопасность досуга в столице достигает максимума. Она получила оценку 10 из 10. Экологичность набрала 9 баллов, современность – 4 балла, а вот комфортность, идентичность и разнообразие урбанисты оценили только на 3 балла. В Санкт-Петербурге практически все эти показатели оказались на максимуме, кроме идентичности и разнообразия. Связано это прежде всего с однотипностью форм досуга: северная столица по-прежнему остается городом музеев. В то же время в Казани безопасность отдыха оценили лишь на 5 баллов, зато идентичность и разнообразие, комфорт и экологичность здесь практически достигают максимума.
В 2013 году в Казани проходила 27-я Всемирная летняя Универсиада. Именно это событие послужила мощным толчком в современном развитии города: здесь построили новый футбольный стадион наивысшей четвёртой категории УЕФА "Казань-Арена", деревню для спортсменов со всего мира, создали современную транспортную инфраструктуру, и, между прочим, именно Казань стала первым городом, где названия автобусных станций на центральных маршрутах стали объявлять на трех языках – татарском, русском и английском. Очевидно, что в Казани нет такого количества концертных залов, музеев и развлекательных комплексов, как в Москве, но в Москве на душу населения всех развлечений приходится гораздо меньше, чем в Казани, просто за счет масштабов и скорости развития города.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
О жизни в целом...
По качеству жилья Москву с ее 62 баллами обогнали сразу несколько городов – Челябинск, Воронеж, Красноярск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Новосибирск. Это звучит довольно парадоксально, но если принять во внимание, что в эту оценку входили экологические показатели, то все встает на свои места: воздух в Москве остается одним из самых загрязненных. Самых высоких показателей в столице достиг уровень уличной инфраструктуры и общественно-деловой инфраструктуры, что понятно, учитывая сколько денег выделяется в этих сферах.
На первом месте по уровню жилья и прилегающих пространств оказался Новосибирск. Опять же: очевидно, что элитных красивых новостроек в Москве больше, уже хотя бы потому, что здесь больше людей, которые могли бы себе их позволить. В то же время, здесь и больше старых домов в процентном соотношении, тогда как Новосибирск, являясь одним из крупнейших промышленных центров страны и третьим городом по численности населения, отстраивал свой жилой фонд вместе с развитием послевоенной советской промышленности.
Воронежское жилье, например, удивит вас своей идентичностью и разнообразием – именно по этим критериям, город обогнал Москву. Челябинские квартиры по статистике рейтинга отличаются исключительным уровнем комфорта. На самом деле, как бы странно это ни звучало, надо учитывать, что уровень комфорта – сама по себе вещь довольно субъективная, и вполне возможно, что жителям Челябинска просто не с чем сравнивать, и поэтому они считают свои квартиры образцовыми.
Такие курьезы для статистики – обычное дело. Так, например, в рамках исследования один из сотрудников КБ "Стрелка" поехал в Омск, чтобы поговорить с жителями города о безопасности. Оказалось, что несмотря на плохую освещенность улиц, отсутствие асфальтированных дорог и уровень преступности, горожане чувствуют себя вполне защищенно. Дело в том, что у них нет привычки и необходимости выходить на улицу в темное время суток, поэтому они "защищенно" сидят в своих квартирах. То есть их ответы были максимально субъективны. Или, например, город Дагестанские огни с населением в 10 тысяч человек оказался, опять же согласно статистике, городом с самой высокой скоростью передвижения в России. Вероятно, о существовании дорожных знаков там могли и не слышать.
Еще один крайне неожиданный факт: город Дудинка в Красноярском крае с населением в 21 тысячу человек оказался самым большим городом России по своей площади: на самом деле, в городскую черту включены огромные неиспользуемые лесные массивы. При том уровень "качественного" озеленения оставляет желать лучшего – здесь практически нет парков и оборудованных мест отдыха.
О современности...
"Мне раньше казалось, что российские города-миллионники – это промышленные центры в которых движение к постиндустриализации еще не началось", – сказал Григорий Ревзин. Впрочем, согласно результатам исследований не только Москва, но и еще 20% российских городов имеют довольно высокие показатели по уровню современности городской среды. И вряд ли эти показатели сильно изменятся в ближайшее время, так как все крупные, а значит – наиболее современные, города уже были проанализированы. То есть если 15 из 76 городов – это довольно хороший показатель, то 15 из 1112 – это очень мало. В эту группу "современных" городов вошли, например, Пермь, Уфа, Санкт-Петербург, Красноярск и Самара.
Фото: ТАСС/Шарифулин Валерий
Лидерство Москвы – вещь очевидная, однако высокие показатели уровня жизни в других городах во многих случаях были довольно неожиданными. По мнению исследователей, результаты этих исследование никак не спровоцируют рост внутренних миграций. "В России сейчас идет второй этап урбанизации", – говорит руководитель проекта Григорий Ревзин, – "из мелких городов в крупные, из крупных – в Москву. Этот процесс займет 20 лет, и он совершенно не остановим. Можно пытаться как-то замедлить его, но в целом, все пути миграции постоянны".
Такие миграции принято относить к вертикальным – то есть жители провинциальных городов стремятся в областные центры, а оттуда – в крупные города или вообще за границу. Горизонтальная миграция в России практические отсутствует или остается вынужденной, когда военные или рабочие переезжают в связи с перемещением места службы, оказываясь в городах, похожих друг на друга по всем параметрам.
В 2008 году американский экономист Ричард Флорида опубликовал исследование Who is your city? ("Кто твой город?" –
прим. ред.), в котором исследовал факторы, влияющие на наш выбор места жительства. Он составил множество функциональных рейтингов американских городов, показав, где лучше всего учиться, жить, если вы увлекаетесь спортом или, например, работаете в сфере услуг. Монументальное исследование наверняка войдет в основы социологии, однако, его критерии пока что не применимы к российской действительности. Команда "Индекса городов" пыталась сделать свой вариант "калькулятора баллов" для России, но вряд ли жители мелких городов станут в ближайшее время ориентировались на эти рейтинги при переезде, потому что направления миграций стабильны, а все крупные города, куда стремятся попасть люди, и так известны. Исследования Флориды были основаны на уже имеющемся потоке больших данных, и высоком уровне мобильности. Это исследование должно было послужить "менеджером" и генератором горизонтальных миграций и стать чем-то вроде гида в этой области – "где жить, если вы молодая семья с ребенком и любите тихие районы". Но когда у вас вообще никакой мобильности нет, как в России, то такое исследование будет не слишком актуально.
Впрочем, к исследованиям "Стрелки" стоит приглядеться не только "обычным" горожанам, но и инвесторам: урбанистам удалось обнаружить интересные неочевидные корреляции между не связанными друг с другом сферами жизни и инфраструктурами, выяснить, как работают некоторые бизнес-модели. Например, оказалось, что оказалось, что вывоз мусора и стрит-ритейл очень сильно связаны друг с другом. То есть, условно говоря, посмотрев статистику по вывозу твердых бытовых отходов в городе вы можете с большой вероятностью сделать предположение о развитии торговли: у магазинов скапливается огромное количество бытовых отходов, для вывоза которых они обращаются к городским службам или сервисам по вывозу мусора. Следовательно – спрос рождает предложение, и если в городе хорошо развита система утилизации отходов, значит торговля здесь идет неплохо.