Москва готовится ко Дню города. Завершается первый этап программы "Моя улица". В ее рамках не только расширяют тротуары и делают комфортное пешеходное пространство, но и убирают незаконную рекламу и нелепые вывески. Глава департамента СМИ и рекламы Москвы Иван Шубин в интервью m24.ru рассказал о праздничном оформлении столицы ко Дню города. Он также побеседовал с корреспондентами m24.ru о том, когда власти победят незаконную рекламу, появятся ли в городе новые медиафасады и можно ли считать рекламу вдоль дорог одной из причин ДТП.
- Мы хотели бы начать наш разговор с подготовки к празднованию Дня города, которое пройдет в эти выходные. Ваш департамент разрабатывал концепцию праздника. Расскажите о ней.
- Мы долго работали над концепцией Дня города. Она создана с учетом всего опыта, который мы уже имеем по оформлению столицы. Исходили из того, что город у нас динамичный, поэтому и концепция динамичная, яркая, свежая. Естественно, она разработана так, чтобы можно было применить на всех площадках, на которых пройдут праздничные мероприятия. В цветовой гамме мы условно разделяем город на центр и спальные районы. Центр более классический: золотой, оранжевый, красный, зеленый. В районах же оформление в современной цветовой гамме: фиолетовый, голубой. С нашей точки зрения, эти цвета больше соответствуют современной застройке спальных районов.
- Иван Владимирович, вы сказали, что концепция динамичная. Как планируете украшать город?
- Будут использоваться самые разные носители. Это и флаги, и экраны, и медиафасады, которые есть в Москве. Например, медиафасад на Новом Арбате.
Также мы создаем медиазоны. Это такой информационный центр. Гости смогут прийти в медиазону и получить полную информацию о местах празднования, мероприятиях не только в центре, но и в спальных районах. С помощью информационных интерактивных стендов можно получить маршрут проезда до места проведения того или иного мероприятия. Нажимаешь на пиктограмму праздника, вводишь свою электронную почту - на нее приходит ссылка, с помощью которой навигатор определяет маршрут проезда
- Медиазоны будут организованы на день рождения столицы впервые в этом году?
- На День города – да. Первый раз мы медиазоны сделали на 9 мая. Они были очень востребованы. Поэтому мы решили опыт повторить. В этот раз их будет больше, чем на День Победы – 20 штук. По размеру сделаем их меньше, а вот по наполнению, наоборот, более насыщенными.
- Будут ли у москвичей на День города какие-то особенные возможности для селфи?
- Будет специальная фоновая стена, у которой можно сфотографироваться с символикой Москвы и праздника. Мы пока прорабатываем фон для нее. А еще можно будет получить открытку с 3D-изображением "Москвы будущего". Вы сможете увидеть проекты, которые хотели реализовать в городе, но они не были реализованы по той или иной причине, а также проекты, которые еще построят. Допустим, сможете получить изображение парка "Зарядье" на месте снесенной гостинцы "Россия" или посмотреть, как бы выглядела Москва, если бы на месте Храма Христа Спасителя возвели Дворец советов, который хотели построить.
- Какие еще мероприятия ожидают москвичей?
- Всего будет порядка 1,5 тысяч мероприятий. Мне очень нравится интерактивная акция, которую мы назвали "Пожелания городу". Волонтеры будут принимать поздравления Москве, а взамен выдавать воздушный шарик. Знаете, я подумал, что если у нас получится, то десятки тысяч человек с яркими воздушными шарами украсят город лучше, чем флаги вдоль дорог. Всего будет почти сто тысяч воздушных шаров. В городе разместим 50 точек сбора пожеланий. В конце праздника все эти пожелания символически образуют из себя "деньрожденческий" торт, который мы поставим на Воробьевых горах около смотровой площадки. Это будет 25-метровая композиция с воздушными шарами. С началом салюта мы этот торт запустим в небо.
- А какие-то специальные сувениры ко Дню города готовите?
- В медиазонах можно будет бесплатно получить открытки и значки с символикой праздника. Кстати, в этот день все городские музеи будут работать бесплатно. Уже сейчас можно получить информацию о точках проведения мероприятий, о музеях и бесплатных экскурсиях и записаться на них на сайте ялюблюмоскву.рф.
- Город организует этот праздник самостоятельно или с помощью инвесторов?
- Наш департамент занимается оформлением праздника. Это город делает самостоятельно.
- Оформление дорого стоит?
- Недешево. В этом году мы потратили на само оформление чуть больше, чем в прошлом году. У нас заключены госконтракты на 170 миллионов рублей. Но, с учетом более масштабных мероприятий, мы довольно здорово сэкономили. Во-первых, за счет падения стоимости на аукционах. Во-вторых, мы частично используем те конструкции, которые у нас уже есть, которые мы раньше закупили. Естественно, это приводит к экономии.
- Будет ли единая концепция праздничного оформления Москвы?
- У нас есть специальное подразделение, которое занимается разработкой концепции под каждый праздник. Создать единую концепцию на все праздники и на все времена – мы думали об этом. Но посчитали нецелесообразным. Ведь каждый праздник уникальный. К тому же, москвичи очень требовательны и не хотят, чтобы каждый год было одно и то же.
- Вы и дальше будете разрабатывать праздничные концепции своими силами? Ведь можно было бы устроить творческий конкурс и отдать оформление города какому-нибудь продвинутому дизайнерскому бюро?
- Нет, последнее слово всегда будет за нами. Потому что отдавать кому-то и не контролировать результат – не очень правильно. Я говорил, что москвичи очень требовательны. И одни постоянно хотят чего-то нового, а другие, наоборот, очень консервативны. И мы каждый раз отвечаем за этот компромисс.
This browser does not support the video element.
- Осенью вы уже не первый год проводите фестиваль "Круг света". Не планируете ли часть световых эффектов этого фестиваля переносить в обычное или праздничное оформление Москвы?
- Есть некоторые задумки к Новому году по мотивам фестиваля света. Но фестивальные эффекты малоприменимы к обычному, даже праздничному освещению. Городское освещение круглосуточное, а световые проекции – вечерние. Но мы все-таки думаем о проекционных элементах перед Новым годом в пешеходных зонах.
- А будут ли какие-то еще инновации, например, новые медиафасады?
- Вы знаете, с одной стороны, медиафасады – это красиво, ярко. С другой стороны, например, с точки зрения архитекторов, это разрушает город. Людям неприятно жить напротив медиафасада. Поэтому мы вынуждены все предложения по поводу мест их размещения очень внимательно анализировать по множеству разных параметров, в том числе чтобы не мешали жителям и визуальному восприятию города.
- Где-то их все-таки можно применить? На Новом Арбате уже есть медиафасады – Новый Арбат, 2, и кинотеатр "Октябрь".
- Да, сейчас идет активное обсуждение формирования на Новом Арбате медийной зоны. Я думаю, есть вероятность, что это будет реализовано. Но все зависит от возможностей инвесторов. За свой счет город это делать не будет.
- А на небоскребах "Москвы-Сити" не планируете?
- Да, там планируем в ближайшее время. Одна из башен "Москвы-сити" уже оформлен как медиафасад.
- Ко Дню города в Москве завершается первый этап программы "Моя улица". Как проходит перемещение рекламных конструкций и борьба с незаконными вывесками в рамках этой программы?
- Рекламные носители, которые не вписываются в стиль обновления этих улиц, будут перенесены в другие места. Мы уже переместили в общей сложности порядка 50 конструкций. Мы также следим за тем, чтобы вывески соответствовали требованиям Москомархитектуры.
- Это требования для территорий внутри ТТК, которые вступили в силу 1 января?
- Да. Но иногда мы имеем право выйти и за пределы ТТК. Например, для вылетных магистралей Москомархитектура разработала концепцию визуального восприятия.
Сейчас идет много спекуляций на тему требований к вывескам. Считается, что город давит на малый бизнес. На самом деле, это далеко не так. С новыми вывесками магазины начинают смотреться по-другому, намного приличнее, что выгодно и их владельцам.
- Сколько вывесок уже привели в соответствие новым требованиям и сколько еще осталось?
- Десятки тысяч и с той, и с другой стороны.
- А как бороться с нарушителями? Может, нужно увеличить штрафы?
- Если магазины не меняют вывески добровольно, то мы по постановлению правительства их демонтируем. Штрафы и так довольно серьезные. Обеспечить круглосуточный тотальный мониторинг каждого фасада в городе невозможно. Поэтому всегда есть соблазн: "А вдруг меня не заметят". Заметим. Может быть, позже, может быть, раньше, но мы заметим обязательно.
- Как обстоят дела с незаконной наружной рекламой в городе?
- Могу сказать, что наша борьба с незаконными рекламными конструкциями в течение четырех последних лет подходит к своему логическому завершению. Если в 2011 году можно было говорить, что большая часть рекламы на улицах - незаконная, то сейчас можно сказать, что такой рекламы почти нет.
- А в ТиНАО?
- В ТиНАО будем еще много с этим работать. Особенно проблемная история с Киевским шоссе. У нас много судебных разбирательств по этому поводу. Там больше сотни спорных конструкций. Мы будем стараться, чтобы закончить эту работу за один год. Но есть объективная реальность, которая может нам помешать.
- Иван Владимирович, давно ведется дискуссия по поводу магистралей, нужна ли там реклама или она отвлекает автомобилистов. А как вы считаете?
- Я считаю, безусловно, что реклама вдоль дорог не может служить фактором аварийности. Есть исследования, и российские, и зарубежные, которые доказывают, что внимание водителя рекламные изображения отвлекают гораздо в меньшей степени, чем, например, прослушивание радио или разговор по сотовому. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал, что передача по радио явилась причиной ДТП.
Часто говорят, что в России более мягкие правила размещения рекламы вдоль дорог. Я анализировал зарубежный опыт. Это не так. Да, на скоростных магистралях, где нет лимита ограничения скорости, действительно не допускается размещение рекламных конструкций. Но у нас нет таких скоростных дорог.
- То есть вы считаете, что наша система размещения рекламы вдоль дорог оптимальна?
- Я считаю, что требования ГОСТа, напротив, излишни. Норматив принят давно, он устаревший. В нем нет различий для дорожной сети внутри города, где реальная скорость движения порядка 25 километров в час в среднем, и для трасс, где скорость до 110 километров в час. С моей точки зрения, глубоко неправильно, когда ГИБДД на основании этого ГОСТа выставляет штрафы рекламным фирмам.
- Что вы в итоге решили с таксофонами, будет там реклама?
- Сейчас ситуация некого правового вакуума, когда телефоны-автоматы как бы выпали из правового регулирования. Да, мы предполагали, что на них реклама размещаться не будет. Но жизнь диктует свои правила. Сейчас эта реклама есть. И она вся незаконная. Это недопустимая ситуация.
- И что будет дальше с этой рекламой?
- Будем с ней серьезно работать. Пока рано говорить о подробностях, сначала нужно принять нормативный акт.
- Как в кризис работают операторы наружной рекламы? Вовремя платят деньги в бюджет?
- Пока вовремя. Следующий платеж в ноябре, порядка 8 млрд рублей.
- Недавно они просили о смягчении условий. Вы пошли на уступки?
- На сегодняшний день пока нет. Будем думать.
- Расскажите, пожалуйста, будут ли меняться требования к афишным стендам?
- Право на размещение афишных стендов в городе разыграно на аукционе два года назад. Мы провели аукцион, заключили договор, в котором прописаны все требования. Мы не имеем права их менять.
С афишными стендами сейчас есть другая проблема. В связи с некоторыми технологическими ошибками нашего контрагента – компании "ХПО", которая выиграла аукцион, многие афишные стенды, мягко говоря, неприглядно выглядят. У некоторых разрушился фундамент. Мы потребовали устранения этого недостатка. И в ближайшее время стенды будут облицованы композитным материалом. Контрагент начнет работы в этом году. Но таких стендов довольно много, поэтому удастся ли закончить до нового года, не знаю.
- Сколько афишных стендов необходимо облицевать?
- Скорее всего, им придется облицевать почти все, а это 2,5 тысячи точек, соответственно, порядка 7 тысяч конструкций.
Беседовали Ольга Афанасьева и Маргарита Верховская