Фото: YAY/Scott Griessel
В середине марта Роспотребнадзор раскритиковал промоакцию жевательной резинки Five, на упаковке которой предлагалось сыграть в игру "правда или действие". На обертке предлагалось порядка 900 разных заданий, отчет о выполнении которых нужно было опубликовать в соцсетях. Кроме безобидных задач там предлагалось порассуждать о том, что необходимо сделать перед смертью или забраться на самую высокую точку в общественном месте. Вскоре производитель Wrigley заявил о том, что продукцию уберут с магазинных прилавков и прекратит рекламную кампанию по продвижению жвачки, а в регионах начали проверять магазины на наличие "опасной" жвачки. Эксперты m24.ru уверены, что акция была запущена намеренно, чтобы спровоцировать подростков на неосторожные действия и вызывать "вирусный" эффект в социальных сетях.
Председатель городского экспертно-консультативного центра родительской общественности при департаменте образования Людмила Мясникова пояснила m24.ru, что подобные призывы опасны не только на жвачке, они опасны вообще.
"Особенно, когда они звучат из уст каких-то людей, которые пользуются популярностью, когда они написаны на обертке какой-то продукции. Например, стоят ребята, разговаривают, разворачивают жвачку, угощают друг друга, а на упаковке при этом есть куча всякой информации и они, конечно, начинают это читать. Тут можно поймать друга на слабо или же просто шутки ради, мол, а давай попробуем? Мне кажется, что на упаковке если и должно быть что-то написано, то это состав. Что касается всего остального, любого призыва, даже самого безобидного – этого быть не должно", – уверена Мясникова.
Консультант по массовому поведению Арсен Даллакян уверен, компания Wrigley намеренно запустила такое промо, чтобы зацепить тренд на сумасшедшие поступки и суицидальные мысли среди подростков. Это обусловлено желанием создать вирусный механизм, для того, чтобы молодые люди, отвечая на наиболее волнующие их темы, начали публиковать в своих соцсетях необычные поступки, мысли – и это разошлось бы по сети.
"Всем прекрасно известно, что сейчас тренд на сумасшедшие поступки:
залезать на крышу, чтобы сфотографироваться – весь интернет этим заполнен. Также сегодня, к сожалению, идет тренд на всякие суицидальные мысли, суицидальные тематики. И компания Wrigley решила эти тренды использовать для своей выгоды, однозначно. Это крупный международный монстр, там ни одно слово без согласования не выходит – оно проходит тройной или даже четверной контроль: сначала идут американские копирайтеры, потом – российские и так далее. Поэтому говорить о случайности сложно – это слишком маловероятно, хотя, конечно, хотелось бы верить в лучшее", – рассказал m24.ru Даллакян.
Он отметил, что такая реклама провоцирует девиантное поведение и представляет потенциальную опасность. Любая информация на упаковке крупного бренда – автоматически вызывает доверие и задает определенный социальный стандарт. В промо от Wrigley нет никакого конструктива, ни на какие позитивные стороны развития личности она не мотивирует, только эксплуатирует малоэтичные и печальные тренды.
"Компания задает социальный стандарт с помощью своих рекламных коммуникаций и объявляет публично, что это приемлемо. Любое социально подтвержденное массовое поведение обладает магнетизмом и подросток с неокрепшей психикой с большей вероятностью захочет повторить это действие, нежели, если он прочитает об этом в каком-то неизвестном паблике или блоге. Человек в меньшей степени будет потакать тому, что массово не подтверждено. Это эволюционная психология: мы всегда стремимся делать то, что делает большинство, чтобы избежать ошибки. Ведь наш мозг не любит ошибок, оценивает их как боль и напрасное усилие", – заключил эксперт.