22 января в Москве будет объявлен конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции комплексной реконструкции одной из знаковых московских площадей - Триумфальной площади. В обновленном виде она предстанет перед жителями и гостями столицы уже в конце 2014 года.
"Мы можем провести открытый конкурс среди широкого круга людей. В течение этого года планируем не только закончить проектирование, но и физически завершить реконструкцию площади", - отметил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Площадь, изначально носившая название "Старых Триумфальных ворот", а затем "Маяковского", стала Триумфальной только в 1992 году. За свою многолетнюю историю - первые упоминания об этом месте встречались еще в XVI веке - она претерпела много изменений. Она видела и царские кареты, и первомайские выступления. О прошлом и будущем одной из центральных площадей столицы рассказывает M24.ru.
Царская дорога
История Триумфальной площади, расположенной на пересечении Тверской улицы и Садового кольца, началась в конце XVI века. При царе Федоре Иоанновиче здесь были построены стены Земляного города и установлены Тверские ворота, через которые в Москву въезжали иностранные послы.
В 1721 году в честь победы в Северной войне у Тверских ворот были установлены "врата Триумфальные". В дальнейшем здесь строились Триумфальные арки в ознаменование различных событий: в 1742 – для въезда на коронацию Елизаветы Петровны; 1775 году по указанию императрицы Екатерины II для въезда графа Румянцева-Задунайского по случаю победы над турками. Последнюю арку установили в 1797 году по случаю коронации Павла I. Ее снесли в начале XIX века.
На протяжении всех этих лет площадь пересекал вал, в 1805 году его зарыли. С тех пор площадь существует в своих современных границах.
Триумфальная площадь в начале XX была очень похожа на нынешние Манежную и Пушкинскую: здесь проводила время самая разнообразная публика. Тем более, что мест для развлечений на площади хватало. Знаменитый театр французского антрепренера Шарля Омона (впоследствии преобразованный в концертный зал имени Чайковского), популярный цирк братьев Никитиных (современный театр Сатиры), известный на всю Москву театр-варьете (в дальнейшем здесь располагались театр Эстрады и "Современник", в 1974 здание снесли), сад "Аквариум", один из старейших кинотеатров Дом Ханжонкова и многое другое.
Триумфальная площадь между 1964-1969 годами. Фото: pastvu.com
С приходом советской власти Триумфальная площадь получила новый облик: сквер был вырублен, а площадь полностью заасфальтирована. На южной стороне построили многоэтажный жилой дом со станцией метро "Маяковская" и концертным залом имени Чайковского. Кроме того, в 1955 году была возведена знаменитая гостиница "Пекин".
В 1960 году под площадью прорыли туннель, а незадолго до этого наверху установили памятник поэту Владимиру Маяковскому.
В августе 2010 года доступ на площадь был закрыт в связи с проведением археологических раскопок. По словам представителя Мосгорнаследия, археологи нашли останки дома купца Гладышева, а также казарму ямщиков Ямской слободы XVII века.
В конце апреля 2013 года Триумфальная площадь была полностью открыта для посетителей, однако вопрос о ее дальнейшей судьбе так и не был разрешен.
Новая жизнь
В ходе общественной дискуссии, прошедшей незадолго до объявления конкурса на концепцию реконструкции Триумфальной, было высказано много предложений. Например, свое видение будущего Триумфальной представил Артем Укропов из архитектурного бюро Megabudka.
"Наша концепция реконструкции состоит в том, чтобы не поднимать визуально объекты над площадью, выше уровня земли, а наоборот "утопить" часть площади, чтобы люди сидели чуть ниже уровня земли. А перед гостиницей "Пекин" мы и вовсе предлагаем высадить сквер. Проезд по 1-й Брестской улице предлагаем перекрыть", - рассказал Артем Укропов.
Проект реконструкции от архитектурного бюро Megabudka
Архитекторы предусмотрели углубление у памятника Владимиру Маяковскому. Там горожане смогут скрыться от интенсивного автомобильного потока, который, конечно, не способствует отдыху.
Одно из архитектурных бюро, собирающихся участвовать в конкурсе на концепцию комплексной реконструкции Триумфальной площади, предлагает оформить ее в духе Владимира Маяковского.
При мощении площади предлагается использовать геометрические фигуры, характерные для агитационных плакатов поэта. В качестве материала для мощения архитекторы предлагают применить натуральный и искусственный камень, настилы с имитацией дерева.
Фото: stroi.mos.ru
По замыслу разработчиков, на Триумфальной должны появиться скамейки с интерактивными экранами, рассказывающими о творчестве поэта. Кроме того, здесь предполагается благоустроить зону отдыха с бесплатным Wi-Fi. На площади также будет предусмотрена зона проведения культурно-массовых мероприятий, обустроено открытое кафе.
По мнению главного специалиста научно-проектного объединения транспорта и дорог ГУП "НИиПИ генплана Москвы" Дениса Чибисова, главная задача - избавить Триумфальную от машин. "Триумфальная площадь оказалась на пересечении четырех магистральных улиц с интенсивным движением. Она вся заасфальтирована и вся заставлена автомобилями. Поэтому так важно избавить Маяковку от машин — построить подземный гараж с выездом на 1-ю и 2-ю Брестские улицы", - отметил он.
Уменьшить пространство площади и восстановить снесенные в советскую эпоху здания предложил архитектурный критик Григорий Ревзин. По его словам, современная идея площади как гигантского общественного пространства приведет к тому, что место будет осваиваться не людьми, а автомобилями.
This browser does not support the video element.
"Мне площадь сейчас видится большой парковкой. И мне совсем не хочется сидеть на лавке у памятника Маяковскому. Хочется выйти из Концертного зала имени Чайковского, при этом не быть обрызганной проезжающим мимо автомобилем, затем спокойно добраться до 1-й Брестской и зайти там в уютное кафе", - считает директор Института медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" Варвара Мельникова.
Идей и предложений много. Однако большинство экспертов сходятся в том, что при проектировании будущей площади необходимо опираться на опыт зарубежных коллег, ведь площади в Европе любят, а их пространство используют рационально.
Европейский опыт
Трафальгарская площадь
Знаменитая Трафальгарская площадь в Лондоне во многом похожа на московскую Триумфальную. На ней сходятся три первостепенные улицы столицы Британии: Вестминстер-Стрэнд, Уайтхолл и Мэлл.
Ее реконструировали в конце 90-х годов прошлого века. Перед началом проектных работ власти Лондона подробно изучили траектории движения пешеходов, провели консультации почти с 200 общественными организациями и опросы жителей мегаполиса.
Трафальгарская площадь. Фото: mka.mos.ru
После реконструкции северную сторону Трафальгарской площади закрыли для транспорта. Теперь она примыкает к Национальной галерее. Таким образом, площадь превратилась в удобную пешеходную зону.
Площадь Республики
Площадь Республике в Париже до 2012 года была оживленным местом для тысяч машин: автомобили огибали ее по периметру и разворачивались в центре. Однако два года назад городские власти решили, что площадь стоит превратить в общественное пространство.
Площадь Республики. Фото: archi.ru
В результате в 2013 году парижане увидели площадь в обновленным виде: у пешеходов появился неоспоримый приоритет перед водителями. Здесь обустроили две террасы с широкими ступенями, на которых можно сидеть, открыли кафе.
Кроме того, на площади Республики построили детскую площадку, обустроили небольшой пруд.