Форма поиска по сайту

Чатботы: как они появились и почему стали такими популярными

Про чатботы не слышал только очень далекий от IT-сферы человек: искусственный разум может подсказать вам ресторан, выслушать рассказ о проблемах или, например, дать дельный совет.

О том, как появились боты, откуда взялся такой интерес и что важно помнить, чтобы собрать собственного Джарвиса, в рамках конференции на RIW-2106 рассказал CEO компании-разработчика чатботов "Наносемантика" Аркадий Сандлер.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Как появились чатботы

Первым чатботом в истории принято считать Элизу – "психотерапевта", программу, которая отвечала на текстовые сообщения, используя синтаксический анализатор или просто перефразируя высказывание.

Работу Элизы принято считать пародией на настоящего врача, но даже спустя 50 лет ее аналоги могут быть для кого-то актуальны – слушать она умеет точно лучше некоторых людей.

Фото: ТАСС/Виталий Созинов

С 1966 по 2005 год чатботы были сферой интересов студентов, профессоров и программистов – широкие массы на искусственный интеллект внимания не обращали.

В 2005 году все изменилось: прорыв мессенджеров, тогда еще десктопных, вернул пользователя в лоно текстовых сообщений. Гадалки, переводчики, анекдоты в ICQ, робот в чатах mail.ru... а потом все сошло на нет. Но до 2015 года.

Так вышло, что вторую жизнь мессенджеры получили пару лет назад: WhatsApp, Telegram, FB Messenger стали необычайно популярными, и на это не могли не обратить внимание компании.

Впрочем, есть одно "но", или, как сказали бы в Китае, 但 (dan). При чем тут Поднебесная? Дело в том, что у жителей этой страны свой, особый интернет, и там додумались массово использовать искусственный разум в мессенджерах. Речь идет о WeСhat – приложении, где граждане китайцы могут переписываться, пересылать деньги, заказывать еду и еще бог знает сколько всего.

blog.wechat.com/

В итоге получаем, что рост уже классических мессенджеров плюс массовость Китая сделали "бум" на рынке чатботов.

Как устроены чатботы

Чтобы понять, как устроен робот-собеседник, надо выделить две его стороны. Первая – это "кнопочная", то есть жмем – получаем эффект. Нам она не очень интересна, поскольку больше похожа на программы, которые писали в восьмом классе.

Второй вариант – это настоящий собеседник вроде Siri, но текстовый. Принцип работы таких чатботов кроется в базе: чем больше туда загрузили вопросов и ответов, тем интереснее общаться с машиной.

Помимо поиска по базе, боты также, как и 50 лет назад, используют анализ текста, выделяя ключевые слова. Например, если собеседник упомянет кого-то одного из членов семьи, высока вероятность того, что робот спросит про остальных.

Впрочем, для нас интерес представляют коммерческие боты – пустые разговоры с машиной будущего за собой не имеют.

В частности, ботов заводят себе банки: как утверждает представитель одного из них, 80 процентов клиентов тратят время на общение с оператором, просто узнавая баланс. Но об этом можно просто спросить бота – ответ придет быстрее, да и нет необходимости держать штат "сообщателей" суммы на остатке.

Еще боты могут по запросу показать последние новости (просто скажите, что хотели бы узнать вести о, скажем, Apple), предложить отели (назовите город, сроки и бюджет) или решить проблему – есть роботы, в автоматическом режиме присылающие карточки с решением вопросов, основываясь на ключевых словах.

Как отличить бота от живого человека

Чтобы понять, бот перед вами или нет, попробуйте сказать придуманную сходу фразу, у которой заранее не будет известен ответ. Робот попытается уйти от темы. Если его ответ покажется слишком человечным, можно задать ее же несколько раз – на определенном этапе у бота кончатся заготовленные "уходы" и он начнет их повторять.

Определение типа собеседника – робот или человек – называют тестом Тьюринга. Задача пользователя – понять, с кем он общается, задача машины – ввести его в заблуждение.

Как сделать собственного бота

На просторах сети можно найти тысячи инструкций по созданию ботов для самых разных платформ. Проще всего это сделать в Telegram – найти @BotFather и следовать его инструкциям.

Для социальных сетей задача усложняется – там нужен ум начинающего программиста на уровне "знаю, что такое консоль, и умею ей пользоваться". Кроме того, неплохо бы понимать специфику социальных сетей и возможностей, которые они предоставляют разработчикам.

Есть вариант проще – сделать бота на платформах вроде этой. Схема условно-бесплатная: о деньгах речь не идет, только если число обращений не выше 6 тысяч в месяц, но изучать языки программирования не придется.

Важно, что на какой бы платформе вы не хотели собрать робота, важно помнить несколько вещей, о которых стоит помнить: Моделирование ситуаций. Робот должен отличать жареное от спелого и вообще вести себя адекватно разговору; Боту нужна личность; Он должен быть активным и уметь вести диалог; Робота нужно интегрировать с другими системами – картами, фотоприложениями, браузером; Он не должен отбиваться от непонятых вопросов одной фразой.

Что будет дальше

Некоторые специалисты говорят, что за чатботами будущее. Судите сами: робот сможет заниматься обучением и контролем успеваемости, он сможет решать рутинные вопросы, принимать заказы – в общем, делать работу, которую принято называть механической, и, например, вместо десяти сотрудников call-центра останется один, причем он не просит отгул, не опаздывает и тратит время на общение с другими ботами.

Кстати об общении: недавно ученые попросили искусственный интеллект (назовем его Компьютер 1) придумать шифр и отправить скрытое послание собрату (Компьютеру 2), который бы его расшифровал. Что вы думаете? У них получилось! Что именно Компьютер 1 сказал Компьютеру 2, неизвестно, но человечеству остается надеяться, что это был не сигнал запуска Skynet.

Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"