Форма поиска по сайту

700 лет рублю: история российской валюты с 1941 до 2000-х

рубль общество валюта история

04 августа 2016, 20:00

Фото: ТАСС/Дмитрий Рогулин

Рубль впервые был упомянут в летописи в 1316 году. Как изменился он за 700 лет, что можно было купить на рубль в разные века? M24.ru продолжает серию материалов об истории российской валюты.

Военное время

Во Второй мировой войне СССР понес самые большие из всех стран-участниц человеческие и материальные потери. Но деньги не отменяли и в те нелегкие времена. В августе 1941 года Иосиф Сталин подписал приказ, согласно которому "за войну" выплачивались денежные вознаграждения.

За сбитый самолет летчику-истребителю полагалась одна тысяча рублей. За потопленную вражескую подводную лодку летчик и штурман получали по 10, а за пущенный на дно транспортный корабль – по 3 тысячи рублей. Оплачивались и боевые вылеты. За 5 – полторы тысячи, за 15 – две, за 25 – три тысячи рублей. При этом, в том же сталинском приказе предписывалось: за 40 боевых вылетов присваивать летчику-истребителю звание Герой Советского Союза и выдавать 5 тысяч рублей.

После войны

В 1947 СССР одновременно с отменой карточной системы, провел очередную денежную реформу. Кардинально изменился облик советских банкнот. На манер Российской империи они стали вертикальными. Напоминали царские купюры и по цвету, и по оформлению. Завоевав и обратив в социализм пол-Европы, Сталин явно стремился показать: была Российская, стала советская империя. Был самодержец, стал – вождь. В том же 1947 году в стране появилась новая идиома – "длинный" рубль.

Им стали называть огромных 115 х 230 мм купюру в 100 рублей. Она свисала даже с широких ладоней, внушая уважение всем. Под новую сотню подсуетилась отечественные галантерейщики. Они выпустили больших размеров, как раз под нее кошельки (в имеющиеся она влезала с трудом), на радость не только обладателей таких денег, но и сплоченного "отряда" московских "щипачей" - воров-карманников.

Новый "стольник" стал основной ставкой одной партии в элитарных биллиардных залах столицы. В них собирались исключительно профессионалы. Да и любителям там нечего было делать. Плата за вход в биллиардные столицы была символической – рубль. Кружка пива "Шахтерского" разливного, "фишки" таких заведений (еще его подавали только в буфетах на стадионах) – 3 рубля. Бутерброд с копченой колбасой салями – 4, с хамсой – 2 рубля. Деньги 1947 года, как, впрочем, и цены на основные продукты питания, не менялись в стране вплоть до 1961 года. Килограмм колбас – продукта советской сытости и достатка стоил: любительской 31, докторской – 29, ветчинно – рубленой – 18 рублей. Водка "Московская" 0,5 л. – 28.70. В 1957 году все деньги 1947 года, не изымая из обращения, обновили. Новшество (в гербе СССР, вместо 16, стало 15 лент – по числу союзных государств) было продиктовано тем, что Карело-Финская ССР в июле 1956 года утратила статус союзной республики и превратилась просто в Карельскую АССР, посему по освобождающейся от страхов сталинизма стране тут же "поскакал" анекдот. "Почему Карело-Финская ССР стала просто Карельской? – Потому что при переписи обнаружилось: в республике живет только два финна: Финкельштейн и фининспектор. А при ближайшем рассмотрении оказалось, что это – одно и тоже лицо".

Фото: Фотохроника ТАСС



В 60-е

В 1961 году в СССР провели очередную денежную реформу. Она, по сути, свелась к деноминации в пропорции 1:10. Однако купюры и монеты выпустили новые. И старые стали интенсивно изымать с первого дня нового года. Оставили в силе только 1, 3 и 5 копеек старого образца.

По этой причине в выигрыше оказались те, кто копил медь. И, если, до 1 января 1961 года на эту копейку ничего купить было нельзя, то после реформы В газетах отмечали: в течение примерно полугода после введения денег в магазинах нередко можно было наблюдать, как покупатели рассчитывались за довольно дорогие товары старыми медяками, которые доставали из мешков и трехлитровых стеклянных банок.

Самая дорогая покупка на сохраненную после деноминации мелочь – автомобиль ЗАЗ-985 (самый первый "Запорожец", прозванный в народе "горбатым"). Его приобрел некий "Михаил М., сварщик одного из московских предприятий" – так он представлен в газете, который все 1811 рублей за этот автомобиль принес монетами 1, 3 и 5 копеек, выпущенными в период с 1941 по 1960 год.

Денежная реформа 1961 года совпала с очередным жестким продовольственным кризисом в СССР. Постепенно из магазинов начали вымываться мясо, колбаса, сыр, молочные продукты, сливочное и растительное масло.

Практически за всеми продуктами питания даже в Москве и Ленинграде выстраивались очереди. Кремль тут же издал циркуляр, по которому области, что "опоясывали" Москву, а также – регионы "житницы", вроде Кубани, были обязаны отправлять в торговую сеть столицы 80% произведенной мясоперерабатывающими и молочными комбинатами продукции. Полки провинциальных магазинов опустели. Их наполнили пирамиды из консервных банок, спичечных коробков, пачек соли и перловой крупы.

В московских "Гастрономах", "Универсамах" и обычных продовольственных магазинах выстроились огромные очереди – преимущественно из жителей регионов, для которых столица была в доступности двух – десяти часов езды. Гости сметали с прилавков все: клетями по 30 штук куриные яйца, колбасу, сыр, другие продукты. Мясо килограммами складывали в заранее припасенные ведра. Купленную еду везли поездами, автобусами, автомобилями к местам своего постоянного проживания. Идущим вечером с работы москвичам не оставалось практически ничего.

Срочно ввели жесткие нормативы отпуска продуктов в одни руки. Но торговля тут же установила свой "прейскурант". 1 рубль с килограмма колбасы, сливочного масла и 30 штук куриных яиц, полтора рубля – с килограмма мяса. И нужный товар с задних входов магазинов отпускался покупателям в нужном количестве.

"Длинный зеленый, пахнет колбасой" – так называли любой поезд из Москвы, который спасал провинцию от реального голода. Там к 1962 году исчез даже белый хлеб и сливочное масло. Школьникам до 15 лет в день выдавали городскую булку и бутылку молока, емкостью 0,5 л., а раз в неделю – 200 граммов сливочного масла. В этих условиях цены на основной ассортимент продовольствия и, прежде всего, на мясо власти повысили, в среднем, на треть.

Одновременно на 25 процентов увеличили нормы выработки, сохранив минимальные ставки оплаты труда. Повсеместно в городах и весях начались стихийные акции протеста и аресты их т.н. "зачинщиков". За требование привести цены в соответствие с уровнем зарплат и повысить реальную покупательскую способность рубля давали от 3 до 5 лет заключения, а 2 июня 1962 год по приказу из Кремля в Новочеркасске расстреляли мирную демонстрацию рабочих, которые шли с красными знаменами и портретами Ленина. Официально погибли 26 и ранены 87 человек. Однако свидетели говорят о 127 жертвах. Из них не менее 11 детей.

"Голодные бунты" побудил Кремль поднять реальные заработки населения в стране и пойти на закупку зерна и мяса за рубежом. Но до конца стабилизировать обстановку удалось только к 1966 году, когда в СССР медленно и постепенно стали развиваться стагнационные процессы, которые сделали дефицит всего и вся обычным. Деньги, введенные в стране в 1961 году, впервые за всю историю государства рабочих и крестьян не менялись целых три десятилетия. Неизменными оставались и официальные цены на основной набор продуктов питания, промышленных товаров и средний уровень зарплат. В действительности же, глаголы "достать" и "переплатить" сделались главными в обиходе граждан. И прочно "породнились" с существительными "торговля" и "спекуляция".

Фото: Фотохроника ТАСС



1970-1980-е



Стабилизация рубля, всей финансовой системы и ценообразования в СССР начала "обтекать" с 1987 года. В условиях нарастающего дефицита всего и вся, непродуманной антиалкогольной кампании и прочих "новшеств", судорожно вводимых правительством, увеличивались внутренние и внешние долги государства, дефицит государственного бюджета, инфляция. По совету экономистов, в 1988 на предприятиях начали массово внедрять хозрасчет, заставлять оборонную промышленность изготавливать дефицитные кастрюли, ведра и лопаты. И открыли шлагбаумы для кооперативного движения. Тут же появились первые легальные советские миллионеры.

Фото: ТАСС/Валерий Христофоров



Конец века

Вскоре началась очередная денежная реформа. Были изъяты купюры в 50 и 100 рублей. Для народа придумали версию: мера, которая позволяет ликвидировать нетрудовые доходы, очистить рынок от фальшивых банкнот, в очередной раз обуздать коррупцию и т.д. и т.п. Указ Президента СССР Михаила Горбачева об обмене этих купюр дикторы зачитали в программе "Время" в 21 час 22 января 1991 года. На сдачу ассигнаций образца 1961 года отводилось три дня – с 23 по 25 января. Обменять деньги на более мелкие образца 1961 или новые пятидесяти и сторублевые банкноты образца 1991 года можно было не более, чем на тысячу рублей.

Вечер 22 января 1991 года в Москве, да и в других городах прекратил быть томным. Кому-то удалось сбыть купюры в ресторанах и таксистам. Наиболее отчаянные с вокзалов, где почтовые отделения закрывались в полночь, отправили крупные денежные переводы сами себе или родне. Был и такой "фокус": скупка железнодорожных и авиационных билетов на дальние расстояния, с тем, чтобы после сдать их и получить нормальные деньги.

Но успели не все. Правительству удалось конфисковать у населения 14 миллиардов рублей. Но и это не помогло. Система разваливалась. Недовольство людей росло. Но 2 апреля того же года их настигла еще одна "нежданка". В СССР установили новые, в 3 раза превышающие предыдущие, розничные цены. При этом, вечером, 1 апреля, об этом не сказали ни слова – скорее, всего тут сыграла "магия" даты: "первый апрель – никому не верь". Объявили утром по радио и в программе ЦТ "90 минут". Но и внезапное вздутие цен не помогло выправить финансы, стабилизировать рубль и отладить экономику.

Можно сказать, что все девяностые годы рубль лихорадило. И он менял достоинство и облик чаще, чем после Октября 1917 года.

Пунктирно новейшая история рубля выглядит так: после провала ГКЧП и распада СССР имущество, средства Государственного Банка СССР, а вместе с ними и долги Советского Союза переведены в Банк России. В 1992 году впервые официально разрешили обмен валют на рубль. $ 1 стоил 110, а к концу года подрос до 140 рублей. Несмотря на то, что официально новые власти РФ заявляли об отказе от коммунистических доктрин, в том же году новые банкноты, достоинством от 50 до 1000, а с июля и 5000 рублей печатались с привычным профилем Ленина и гербом СССР, уже несуществующего государства.

На следующий год Россия в одностороннем порядке вышла из рублевой зоны СНГ. И 26-31 июля 1993 года провела очередную денежную реформу, напечатав купюры без советской символики. Однако, реальное состояние отечественной экономики не улучшалось. Инфляция становилась галопирующей. Власть не выполняла даже минимальные социальные обязательства: месяцами не выплачивались заработные платы бюджетникам и пенсии. На предприятиях, вместо рублей, выдавали продукцию, которую выпускали. Ткань, кастрюли, кухонные столы, ножи.

11 октября 1994 года за сутки рубль по отношению к доллару рухнул сразу на 30% и стал стоить 3926 рублей. Но это был не предел. Рубль продолжал обесцениваться. Банкноты малого достоинства все больше и больше напоминали фантики. Одна покупка продуктов на ужин семье, как подсчитали в то время журналисты, примерно 350 граммов бумажных денег.

Рубли впору было исчислять не по номиналу, а на вес. Все это побудило в 1997 году выпустить новую купюру в 500 тысяч рублей. Каждый россиянин двадцать лет назад был миллионером. И 1 октября 1998 года российское правительство провело деноминацию в пропорции 1:1000. Ей предшествовал дефолт 17 августа 1998 года. Правительство объявило, что в силу банкротства не может ответствовать ни по каким своим обязательствам. Дефолт означал начало конца "эпохи Бориса Ельцина".

В XXI веке русский рубль не подвергался реформам. Но падений и взлетов не избежал. А в 2014 году и вовсе пережил валютный кризис. Во вторник 16 декабря упал до минимума. В тот день официальные курсы составили: доллара 80, евро 98 рублей, а в банках и обменных пунктах их взвинтили соответственно до 110 и 150 рублей. Тут же родилась байка. Почему на отечественных монетах двуглавый орел? Одна голова следит за курсом доллара. Другая – за евро.

Зато внешний вид российского рубля неизменен с 1996 года. На купюре в 5 рублей, которой нынче нет в обиходе, Новгород Великий. На десяти рублях – Красноярск. На банкнотах в 50 рублей – Санкт-Петербург, а в 100 – Москва. Пятисотрублевая бумага запечатлела образ Архангельска. Тысячная купюра – Ярославль, а пятитысячная – Хабаровск.

В конце июня ЦБ объявил о скором выпуске банкнот в 200 и 2000 рублей. И предложил россиянам назвать города, знаковые места которых они хотели бы видеть на новых деньгах.

Евгений Кузнецов