Форма поиска по сайту

Не рейх и не инопланетяне: как выглядели летающие тарелки разных времен

Фото: kai.ru

Обозреватель m24.ru Алексей Байков продолжает серию материалов о самых невообразимых транспортных конструкциях. В предыдущих материалах речь шла о самых странных устройствах, пытавшихся покорить воздушную среду и о самодельных танках разных стран (1, 2, 3). На этот раз речь пойдет о самолетах, которые так легко принять за корабли инопланетных захватчиков.

Я очень люблю этот разряд посуды, Они украшают квартиры моей экстерьер. Смотри, как что-то летит, В количестве больше пяти, Над домом четыре, пробив световой барьер. ("Аквариум")

Тарелки рейха

Периодически их кто-нибудь да видит. А потом еще долго выясняют, что это было: атмосферное явление, метеозонд или …? Насчет "или" существуют множество версий, но в основном они сводятся к двум весьма популярным уже лет 70 как мифам. Во-первых – зеленые человечки с Альфы Центавра, а во-вторых – остатки немецко-фашистских захватчиков, укрывшиеся в антарктической Новой Швабии. В последнее время, в свете новейших веяний, секретный рейх стало модно прятать еще дальше, например на Луне.

Споры о том, посещают ли Землю тайком инопланетяне, не утихнут, похоже, никогда. Зато с летающими тарелками нацистов ситуация более или менее прояснилась. Вся эта каша заварилась после того, как в марте 1950-го в Giornale d'Italia появилась заметка, написанная со слов некоего инженера Джузеппе Белуццо, где сообщалось о том, что в 1942 году был успешно испытан дискообразный летательный аппарат, созданный совместными усилиями немецких и итальянских конструкторов. Насчет судьбы чертежей Белуццо удалось придумать почти правдоподобную "враку": дескать, "особую папку" потеряли во время бегства Муссолини в Северную Италию. А никогда не существовавших коллег ему мигом придумали борзописцы из бульварной прессы.

Правда, если посмотреть его послужной список, то выяснится, что с 1939 по 1943 год Белуццо руководил комиссией по национальному образованию и народной культуре, так что летающие тарелки, видимо, проходили по одному ведомству со школьными учебниками и тарантеллой.

История отомстила вралю весьма оригинально: на статьи и интервью Белуццо про летающие тарелки ссылаются до сих пор, но при этом почти все безбожно коверкают его фамилию. Если вам в связи с этой историей встретятся ссылки на показания "инженера" по фамилии Белонцо, Белуззи или Балензо, знайте – это все он.

(так выглядит летающая тарелка Третьего рейха в представлении современных художников)

Спустя два года стали появляться и "коллеги" Белуццо из Германии: Рихард Митте, Георг Кляйн, Хайнц Фистель, Андреас Эпп и прочие – имя им легион. Все их истории заканчивались примерно одинаково: прототип "тарелки” разбился при испытаниях, был уничтожен бомбардировкой союзников, улетел на закат, а чертежи были безвозвратно потеряны либо уничтожены по личному приказу Геринга. Вся эта вакханалия сенсаций продолжалась примерно до 1966 года, пока Альберт Шпеер, ведавший в рейхе производством и разработками вооружений, и генерал-инспектор люфтваффе Эрхард Мильх в один голос не заявили, что ничего подобного в глаза не видели и что если бы подобный проект и существовал, то уж кто-кто, а они бы точно об этом знали.

После заявления таких авторитетных товарищей поток сенсационных публикаций и телепередач, конечно, иссяк, но не обмелел до сих пор. И мы бросим свою гирьку на чашу весов конспирологов: летающие тарелки Третьего рейха действительно существовали. И не только рейха. Впрочем, обо всем по порядку.

Из фанеры и полотна

Преимущества "летающих дисков" стали понятны еще на заре авиации: высокая устойчивость при больших углах атаки, снижение аэродинамического сопротивления, благодаря чему можно особо не возиться с расчетами прочностных характеристик крыла, существенно сократить пробег при взлете-посадке, большая подъемная сила и так далее. Поэтому самую первую "тарелку" изготовили примерно в те же времена:

Самолет-зонтик (umbrella plane) американского изобретателя Ченса Воута. Построен в 1911 году, достоверные данные хотя бы об одном успешном полете отсутствуют.

Спустя некоторое время получилось у англичан. 23 ноября 1913 года кольцевой моноплан Седрика Ли и Джона Ричардса сумел оторваться от земли, есть даже фото в полете. Правда, при первом же испытании аппарат разбился, а управлявший им летчик Гордон Ингланд получил серьезные травмы, уложившие его в постель на шесть месяцев.

Но зловредные изобретатели не унывали, а создали версию 2.0 – уже в виде биплана. От нее тоже сохранились фотографии, мягко говоря, поражающие воображение:

Их конкурентам повезло меньше. От моноплана Thiersch сохранилось только название и год разработки – 1910-й. И еще фотография:

Американская история ужасов – гирокоптер Дэвидсона, 1910 год. Идея совместить в одном флаконе летающую тарелку и вертолет была, конечно, сильной, но… не взлетел.

Падение "Серого гуся"

После Первой мировой войны разработки в области летающей посуды посыпались на человечество одна за другой.

Самый известный аппарат тех времен – самолет-зонтик, также носивший имя "Круглокрыл" (Roundwing), построенный в 1934 году группой студентов Университета Майами под руководством своего преподавателя Александра Немеца. Полутораплан-парасоль с дискообразным крылом под 90-сильный двигатель, позднее замененный на 120-сильный. Летал, и неоднократно – есть видео на Youtube, но так и не заинтересовал собой воротил американского самолетостроения и в итоге остался забавным курьезом в истории мировой авиации.

Но не Немецем, как говорится, единым… Вот, к примеру, "Серый гусь" Джонатана Колдуэлла – попытка создать химеру из вертолета, самолета и летающей тарелки

Идея, опять-таки, заключалась в том, чтобы построить самолет с вертикальным взлетом и посадкой, вдобавок способный зависать в воздухе. Спереди, как у всех, у него был толкающий винт, а сверху находилось роторное вращающееся крыло с четырьмя лопастями, приводимое в движение 125-сильным двигателем. Полагая, что за машину с такими возможностями военные ухватятся, да так, что танком не оторвать, Колдуэлл открыл собственную компанию и набрал средств от акционеров.

В 1937 году настало время отправить прототип "Гуся" в пробный полет. Аппарат пилотировал механик фирмы Дриггерс. Сперва все пошло хорошо: роторное крыло начало бодро вращаться и аппарат стал набирать высоту, а когда набрал – то до Дриггерса внезапно дошло, что на управление машина вообще-то не реагирует. Запаниковав, он перерезал топливный шланг… Минуту спустя, "Серый гусь" врезался в землю, сверзившись с высоты 200 ярдов (182 м). Дриггерс после этого еще долго лечился. Предприятие Колдуэлла вскоре разорилось.

В тех случаях, когда изобретатели не пытались скрестить ежа с ужом, у них все-таки кое-что получалось. Как получилось у ортопеда (!) Клойда Снайдера, который в свободное от приема пациентов время любил подбрасывать в воздух пяточную подкладку и наблюдать за тем, как она забавно планирует, прежде чем упасть. А потом набрал себе команду из студентов Мичиганского университета, чтобы построить самолет, похожий на любимую игрушку.

Начали они "по науке", то есть c модели из бальзы, которую даже тестировали по аэродинамике, привязав к капоту автомобиля. Затем был построен планер Arup S-1, успешно выдержавший 49 испытательных полетов. И лишь затем последовали самолеты Arup S-2, S-3 и S-4.

Все они успешно летали (кроме "тройки", сожженной неизвестными злоумышленниками прямо в ангаре), неоднократно демонстрировались представителям армии США и NACA (Национальное управление по воздухоплаванию, предшественник NASA)… и никого не заинтересовали и не вдохновили. В итоге «ортопедические» НЛО до конца дней своих выступали на провинциальных воздушных парадах, потешая зевак, и работали летающими рекламными баннерами.



У итальянцев – признанных мировых чемпионов по самым безумным конструкциям летательных аппаратов – имелась собственная гордость. Конструктор Гвидо Таллеи решил не мелочиться с самолетиками и построить летающую тарелку – дирижабль, а заодно автожир и амфибию. Назывался этот воздушный "десептикон" просто и незатейливо – "Дири-диск".

Дорогие любители научной фантастики, вам он ничего такого, случайно, не напоминает? Ну да, теперь понятно, чем именно вдохновлялись дизайнеры Star Trek. Но необычной формой изюминки "Дири-диска" далеко не исчерпываются. Пропеллеры на фото видите? Так вот, они были собственной конструкции Гвидо Таллеи и выглядели еще более безумно, чем весь дирижабль в целом.

Таллеи утверждал, что сие приспособление навсегда похоронит традиционный самолетный винт. Но, судя по глухому отсутствию информации об испытаниях, у него так ничего и не взлетело.

Не увидевшие неба Второй мировой

Настало время рассказать и про летающие тарелки Третьего рейха. Эта история началась в 1939 году, когда одновременно произошли два события. Во-первых, Генрих Фокке, генеральный конструктор фирмы Foсke-Wulf, запатентовал свою конструкцию самолета с вертикальным взлетом и посадкой. Концепт выглядел как наконечник стрелы, в который зачем-то воткнули кабину и хвост от обычного самолета. В центре фюзеляжа было вырезано огромное отверстие, внутри которого вращались два соосных винта, приводивших всю эту конструкцию в движение.

А во-вторых, в том же 1939 году состоялся всегерманский национальный конкурс авиамоделей с двигателями внутреннего сгорания, на который никому, в отличие от герра Фокке, не известный Артур Зак принес свою тарелочку. Конкурс она так и не выиграла, но необычного вида штуковиной с мотором неожиданно заинтересовался присутствовавший там Эрнст Удет. Который по счастливому стечению обстоятельств как раз в это время и курировал всю разработку новой техники для люфтваффе.

Бывалый ас взял моделиста под крыло и обеспечил ему доступ к производственным мощностям компании Mitteldeutsche Motorwerke. Там Зак, сидя в тепле и вдалеке от ужасов Восточного фронта, строил свои модельки. В конце концов ему намекнули, что если он не хочет на собственном опыте узнать, как люди получают Железные кресты, то ему все же придется предъявить начальству нечто, способное нести пилота и вооружение. Эрнст Удет к тому моменту успел уже благополучно застрелиться.

В начале 1944 года Sack AS-6 был, наконец построен, а вернее, наспех сляпан из частей от разных самолетов. Кабина пилота и шасси были взяты от сломанного Me Bf-109B, двигатель Argus мощностью 240 л.с. был снят с Me Bf-108. "Родными" у AS-6 были только крылья, сделанные из дерева и обшитые фанерой.

Первые же испытания выявили недостаточную эффективность рулевого управления, возникавшую из-за того, что сплошное круглое крыло создавало позади себя зону разреженной турбулентности, в которой элероны попросту не работали. Кроме того, постоянно ломалось шасси. Наконец, после трех месяцев доработки и примерно с пятого раза AS-6 все-таки сумел взлететь, но тут же обнаружилось, что самолет имеет неустранимый крен влево, создаваемый вращающим моментом двигателя, так что летчик-испытатель Г. Балтабол предпочел посадить машину от греха подальше. Все расчеты говорили о том, что требуется более мощный двигатель, но именно его-то в распоряжении Зака и не было. В итоге AS-6 попросту бросили на авиабазе Брандис. Спустя некоторое время базу передали летчикам из JG-400, которые, обнаружив "тарелку" в одном из ангаров, попробовали на ней шутки ради полетать – и окончательно ее доломали.

А зимой 1944/1945 года авиабазу Брандис навестили бомбардировщики союзников и превратили единственную когда-либо поднимавшуюся в небо летающую тарелку Третьего рейха в груду неопознаваемых обломков. Тем эта история и закончилась.

Ну а перечень летающих тарелок рейха еще не завершен. Наш рассказ был бы неполон без упоминания еще одной легенды – "Шаровой молнии" Курта Танка (она же FW-500). Информацию о ней можно было бы принять за очередную сказку про немецкое чудо-оружие, когда бы рядом с ней не стояло имя создателя истребителя Fw 190 и скоростного лайнера Fw 200 Condor. А вот ближе к концу войны КБ Танка работало над множеством экспериментальных проектов, среди которых была и летающая тарелка, вернее – дисковый вертолет с турбовинтовым двигателем.

(современная реконструкция)

По некоторым сведениям выпуск Fw-500 планировался на 1946 год. Машина должна была одновременно выполнять функции всепогодного перехватчика и противотанкового штурмовика. Вооружить "Шаровую молнию" планировали шестью 20-миллиметровыми пушками МG-213 и четырьмя ракетами класса "воздух – воздух", работы над которыми у немцев уже шли полным ходом.

Судя по всему, окончание войны застало Fw-500 на стадии испытаний модели в аэродинамической трубе, так что сегодня вряд ли можно с достоверностью судить о том, смог бы этот аппарат подняться в воздух или же конструкцию Курта Танка постигла бы судьба множества других "тарелочных" проектов. А еще лучше просто лишний раз сказать спасибо солдатам, бравшим Берлин – как минимум за то, что ни "Шаровая молния", ни десятки других намного опередивших свое время летательных аппаратов так и не появились в небе над советскими городами.

Блинчики за океаном

Тем временем любители тарелочек по ту сторону Атлантики тоже не сидели сложа руки. Еще в 1933 году инженер Чарльз Циммерман, устроившись на работу в авиационную фирму Chance Vought, сумел заинтересовать ее руководство идеей "круглого" самолета.

Он тщательно проанализировал ошибки предшественников и понял, что достичь высоких летных характеристик и избежать фатальных провалов удастся, только если расположить двигатели таким образом, чтобы создаваемый ими поток омывал верхнюю и нижнюю плоскости крыла. В итоге у Циммермана получилось летающее крыло в форме полукруга с двумя вынесенными вперед винтами, между которыми находился фонарь кабины пилота. Название новая машина получила полностью соответствующее своей форме – V-173 "Летающий блин" (Flying Pancake). Концептом неожиданно заинтересовалось Бюро по аэронавтике ВМС США и, после серии испытаний в аэродинамической трубе, немедленно заключило с Chance Vought контракт на постройку палубного истребителя.

Первые испытания, состоявшиеся в ноябре 1942 года, полностью подтвердили справедливость выкладок Циммермана: с двумя архаичными моторами всего по 80 л. с. "Блин" прекрасно взлетал со скоростью в 45–50 км/ч и разгонялся аж до 240. Закончив серию испытаний, Chance Vought взялась за вторую версию "Блина", получившую уже полноценный военный индекс XF-5U, новое прозвище "Шумовка" (Skimmer), а также полный набор вооружения из шести пулеметов Browning M2 и пилонов под неуправляемые ракеты. На эту машину уже собирались установить полноценные двигатели Pratt & Whitney R2000-7 мощностью 1350 л. с со специальными винтами, дававшими максимальную эффективность на малых и средних оборотах. При такой мощности силовой установки они позволяли "Шумовке" взлетать практически вертикально, а затем набирать скорость до 800 км/ч.

Но испытания все затягивались и затягивались, а флотские то проявляли живой интерес к авангардному палубнику, то начисто о нем забывали и урезали финансирование. В итоге к тому моменту, когда американская "летающая тарелка" сдала последний экзамен и уже готова была отправляться в серию, дорогу ей перешло, а вернее перелетело, первое поколение реактивных истребителей. "Летающий блин" Циммермана навеки остался авиастроительным курьезом в статусе музейного экспоната и юнита в компьютерных играх.

Тарелки после войны

Отгремели последние залпы орудий, были подписаны все положенные капитуляции, и солдаты разошлись по домам, а конструкторы вновь встали к чертежным доскам. Им никто отпуска не давал: на дворе занималась новая, реактивная эпоха и гонка "быстрее – выше – мощнее" пошла по новой. Не обошлось и без новых "тарелок", тем более что воображение изобретателей подстегивали взлетавшие стаями со страниц желтой прессы НЛО и "летающие диски рейха" инженера Белуццо.

В 1947 году инженеру компании Avro Canada Джону Фросту пришла в голову мысль о том, что вылетающая из сопла реактивная струя, в общем-то, растрачивается впустую. Ну толкает она самолет вперед – и что? Какая банальность! А вот если заставить ее обтекать нижнюю часть фюзеляжа, то получится некое подобие воздушной подушки, и тогда…

Забросив порученный ему проект Avro Arrow, Фрост с полного одобрения начальства засел за чертежи классической летающей тарелки, один в один похожей на НЛО, какими их в те времена рисовали в фантастических комиксах. По форме это был классический диск, в центре которого располагалась турбина, питавшаяся от шести реактивных двигателей. Их реактивные струи выбрасывались из сопел, располагавшихся по нижней окружности "тарелки". Рядом с каждым таким отверстием стояли специальные заслонки, манипулируя которыми можно было менять направление выброса реактивных газов. По замыслу конструктора, "Аврокар" (Avrocar) должен был взлетать вертикально, направляя струи от двигателей под себя, затем, поднявшись на высоту в пару сотен метров, вновь искривить тягу и разогнаться по горизонтали со скоростью в 4М, достигать высоты 30 км и иметь дальность полета 1000 морских миль (более 1800 км). Ну и целый воз сопутствующих бонусов вроде возможности лететь в любую сторону без разворота, взлетать вертикально и зависать на месте.

Ничего фантастического в самой идее, кстати, нет. К примеру, на современных истребителях Сухого стоят сопла с изменяемой геометрией, хотя, конечно, на "тарелки" они ни разу не похожи.

Американская военщина взвыла от перспектив и немедленно заключила с Avro Canada многомиллионный контракт. К 1959 году, когда все кальки были нарисованы, а все модели – испытаны, Фрост наконец-то выкатил на летное поле прототип с тремя двигателями. Тут-то и начались проблемы.

Стоило только "Аврокару" подняться выше одного метра, как он начинал беспорядочно "брыкаться" в воздухе. Канадские инженеры, пытаясь стабилизировать полет, испробовали буквально все, вплоть до попыток приделать к "тарелке" классический самолетный хвост, – не помогло. Просто "Аврокар" появился не ко времени. В наши дни, когда стабилизация обеспечивается специальными компьютерами, можно поднять в воздух хоть железнодорожную шпалу, если удастся установить на ней двигатель и процессор. А тогда устойчивость в полете была главным останавливающим фактором для всех любителей авангардного дизайна.

Еще одной родовой травмой "тарелки" Фроста стала схема выброса реактивной струи: засасывавшийся центральной турбиной воздух роторные лопатки гнали по извилистым каналам внутри корпуса, где он… благополучно терял большую часть своей мощности. В итоге "Аврокар", раскочегарив двигатели на полную, достигал могучей скорости в 50 км/ч. Военным машина с такими характеристиками была даром не нужна и в 1961 году проект тихо закрыли.



Еще одна американская "тарелка", вернее не "тарелка" даже, а непонятно что, была и вовсе домашним проектом самоучки. В 1951 году американский инженер Билл Хортон надумал сделать не просто летающий автомобиль, а роскошный крылатый лимузин-трансформер.

На стадии концепта проектом заинтересовался известный авиатор и предприниматель Говард Хьюз и выделил Хортону деньги на дальнейшие разработки. А тот, не долго думая, "обработал напильником" списанную из ВВС США Cessna UС-78 и выкатил на взлетное поле вот такое чудо-юдо с выдвигающимися из корпуса крылышками.

Говорят, оно даже летало на скорости примерно в 160 км/ч. Но при такой аэродинамике говорить о приличных летных характеристиках все равно не приходится. В 1955 году аппарат потерпел аварию, а в 1957 его создателя посадили на несколько лет за мошенничество при попытке всучить согражданам акции своей компании Horton Aircraft. Тем все и кончилось.

Британская компания Airship Industries в 60-х попробовала пойти кривой дорожкой итальянца Таллеи и построила круизный дирижабль Skу Ship. К сожалению, никаких сведений о нем не сохранилось, кроме фотографии в ангаре.

Во Франции в 1952 году конструктор Рене Кузине опубликовал фото своей "тарелки" RC-360 с вертикальным взлетом и посадкой. Кроме фотографий, о ней опять-таки не известно вообще ничего – нет ни характеристик, ни данных об испытаниях. Оставим, как говорится, на совести.

В 1964 американская компания Astro Kinetics Corporation попыталась всучить ВВС США индивидуальный турбовертолет Astro V Dynafan. Не получилось.

А что же отечественный производитель, спросите вы? Неужели в СССР так и не нашлось своих любителей летающей посуды? Ну, кое-что было и даже делается до сих пор.

К примеру, достаточно известный всем интересующимся техникой экраноплан ЭКИП военного и гражданского назначения.

Фото: ТАСС/Юрий Набатов

Несмотря на то что к проекту подключились американцы, довести до ума его не могут до сих пор. В основном по причине отсутствия финансирования.

Или вот вам ремейк "Серого гуся" Колдуэлла на современном техническом уровне – проект конструкторов из Казанского авиационного института (КАИ). К сожалению, пока только в виде модели.

Фото: kai.ru

Одним словом, история летающих тарелок еще далеко не окончена. Недавно Airbus запатентовал концепт гражданского лайнера в форме диска, периодически на разных авиашоу появляются то беспилотники самых причудливых форм, то всевозможные фрики со своими сделанными в гаражах НЛО. В общем, если завтра вы вдруг увидите в небе летающую тарелку, то это точно будут не нацисты и не инопланетяне. Так что не бойтесь.