Фото: facebook.com/TheFollowing
Убийства по законам поэтики Эдгара Аллана По продолжаются: на днях стартовал второй сезон криминального сериала "Последователи" (The Following). Хотя сценаристы не привнесли в жанр ничего нового, еще в первом сезоне у них получилось создать особую философию убийства, в которой далеко не последнее место занимает поэзия и… социальные сети.
Знакомьтесь, Джо Кэрролл. Любящий муж и отец, профессор литературы, специалист по творчеству Эдгара Аллана По. Прекрасное резюме, если бы не одно "но": Джо – серийный убийца, лишивший жизни 14 своих студенток. Десять лет назад его "взял" агент ФБР Райан Харди. Казалось бы, на этом их пути разошлись. Кэрролл ждет казни, Харди спивается. Но накануне казни Джо бежит из тюрьмы при помощи своих последователей, с которыми общается через собственную социальную сеть. Райана вырывают из небытия, чтобы он вновь помог поймать преступника.
Кэрролл стремится воплотить главное дело своей жизни - написать книгу, которая заставит весь мир замереть. Сценаристы решили не тянуть и в первом же эпизоде раскрыть карты: "книга" будет писаться по реальным событиям, главными героями которых станут Райан, сам Джо и Клэр – его бывшая жена, которая после развода начала встречаться с Харди. На стороне Кэрролла – бесчисленные последователи, а в команде Райана – Клэр и лучшие агенты ФБР. На протяжении всего сезона зритель будет видеть, как сталкиваются и меняются под давлением друг друга эти две силы.
Постер к 1 сезону. Фото: facebook.com/TheFollowing
Стоит отметить, что над проектом работала звездная команда, возглавлял которою сам Кевин Уильямсон - человек, который подарил миру фильмы (ну хорошо, сценарии к ним) "Я знаю, что вы сделали прошлым летом", "Крик" и "Факультет". Также в создании сериала участвовал режиссер и продюсер Маркос Сига, в свое время работавший над "Правосудием Декстера" и "Дневниками вампира". Только два этих имени обещают зрителю напряженный триллер, полный неожиданных поворотов. Посмотрим, так ли это.
В основе сюжета абсолютно любого произведения лежит конфликт – скрытый или явный. Сценаристы "Последователей" прятать ничего не стали и выстроили сюжет по классической схеме: борьба добра со злом. Зритель сразу знает, кто в сериале антагонист и протагонист. Пусть этот ход не кажется примитивным. Самая сильная сторона телесериала – это непредсказуемость. "По оценкам ФБР, в США на свободе находится около 300 серийных убийц, а что, если все они выйдут на улицу?" - спрашивает Джо у Райана. И, как ответ, в одном из кадров агент ФБР приводит статистику: "Последователи Джо создали 47 сайтов, более тысячи блогов, чатов и форумов". Кто они? Cоседи, приятели и друзья героев. Это огромная сеть, точное количество ее участников не известно, скорее всего, и самому Джо.
Что еще страшнее, все они – сотни этих людей – боготворят Кэрролла. Он смог дать им главное – смысл жизни, поэтому они готовы не только убивать, но и умереть за своего лидера. Самого Джо вдохновлял на убийства Эдгар Аллан По, он использовал труды писателя как религиозные трактаты, общаясь со своими "друзьями", как он их называет, языком готического романтизма - такого притягательного в своей тьме. Единственный способ по-настоящему жить для этих ребят – это убивать. Не просто лишать жизни, а делать искусство.
Философия Джо Кэрролла, этого обаятельного, красивого человека, притягивает своей поэтичностью. В каком еще фильме можно увидеть маньяка, цитирующего "Ворона" По (не беря в расчет фильм "Ворон" МакТига)? Или кровавый перформанс с конфетти и убийцами в масках писателя?
Фото: facebook.com/TheFollowing
Актерский состав достойно справился со своей работой. Джеймс Пьюрфой создал образ Джо-эстета, любящего Клэр темной, вязкой любовью, облипающей, как простыня жаркой июльской ночью. И в противовес - светлая, мученическая любовь Райана (Кевин Бейкон), который в свое время пожертвовал счастьем ради нее.
Между персонажами есть и другая связь: оба они вестники смерти и понимают это. "Я проклят, - говорит Райан. – Все дорогие мне люди умирают". И Джо проклят. Его жажда смерти, которую не утоляет ни одно убийство, приводит к изоляции от главных людей в его жизни. Собранная со всех уголков Америки "семья" не нужна ему без семьи настоящей – его жены Клэр и сына Джоуи. И эта трагедия, отчаяние мечущегося разума, отлично показана актерами.
Отдельного упоминания заслуживает работа композитора. Саундтрек не только поддерживает, но и усиливает меланхоличную, в чем-то болезненную атмосферу происходящего. Открывает сериал, например, кавер Мэрилина Мэнсона на песню Sweet Dreams дуэта Eurythmics.
Несмотря на все плюсы, "Последователи" - это все-таки сериал на один сезон: к финалу сюжетные повороты стали слишком клишированными и не всегда логичными. Однако создатели придерживаются другого мнения. На данный момент вышла первая серия второго сезона: в сериале не только остались прежние персонажи, но и появились новые с не менее яркими характерами. Сюжет такой же хлесткий и динамичный, однако справятся ли сценаристы в дальнейшем и не повторят ошибок, посмотрим.
Виктория Сальникова