Форма поиска по сайту

Физика по стойке "смирно" и винтовки на парте: чему учат в кадетском классе

В прошлом учебном году в 72 общеобразовательных школах Москвы появились кадетские классы. Таким образом столичный департамент образования отметил 70-летие Великой Победы. В этом году ребята, которых приняли в кадеты в юбилейный год, заканчивают 8 класс (в кадетские классы принимают после 6-го). Корреспондент m24.ru Маргарита Кирпикова отправилась в одну из таких школ и выяснила, как проходит их обычный учебный день.

Кадеты репетируют



Из-за двери с табличкой "Актовый зал" доносится торжественная музыка. Слышен ритмичный топот нескольких десятков ног. На матах, вынесенных из расположенного по соседству спортзала, сидят две девочки.

– Че там происходит вообще? – спрашивает одна.

– Кадеты репетируют, – отвечает вторая.

В этот момент дверь актового зала открывается и в коридор, чеканя шаг, выходит стройный отряд восьмиклассниц в кадетской форме. Музыка смолкает, из зала слышится мужской голос:

– Кадеты, на сцену! Репетируем еще раз.

На сцене три десятка мальчиков и девочек в форме с погонами. У кого-то на груди блестят ордена, кто-то надел к строгому кителю джинсы.

"Нас вновь Россия возродила, мы вновь Отечеству нужны", – хором декламируют они.

Эти ребята – ученики школы № 2129, одной из московских общеобразовательных школ, в которых указом департамента образования в год 70-летия Победы были учреждены кадетские классы. Первый, прошлогодний набор, в этом учебном году заканчивает 8 класс. Этой осенью у них появились младшие товарищи – вновь набранные ученики 7 "К" ("кадетского").

От остальных учеников большой школы ребята из 8 "К" и 7 "К" отличаются не только формой, которую, кстати, не снимают даже во время занятий физкультурой. Они приходят на занятия на полчаса раньше всех – к восьми – и до половины девятого занимаются физкультурой. Уходят домой тоже намного позднее – около пяти.

До обеда кадеты учатся по общеобразовательной программе, после – изучают дополнительные дисциплины. Например, занимаются строевой подготовкой. И все же программа у них по кадетским меркам – облегченная. Обучение в кадетском корпусе, например, подведомственном министерству обороны, предполагает постоянное проживание по месту учебы. Ученики кадетских классов живут дома.

Фото: Александр Авилов

– Да, программа у них облегченная, – рассказывает офицер-воспитатель 7 "К" Александр Николаевич Иванченко (это он проводит репетицию в актовом зале). – До обеда они расслабляются как обычные дети, а после мы с них спрашиваем как с военнослужащих. Ну не совсем так, но почти. Поначалу им было трудно, девчонки плакали даже, да и парням было сложно – стоять в строю, не шевелясь, например. В них же столько энергии. А сейчас уже привыкли. Вот мы недавно были с ними в военно-патриотическом лагере "Патриот" и там они и шагали, и бегали, и прыгали. И даже уезжать не хотели.

Как отцы

Офицер-воспитатель, или старший воспитатель, – это как классный руководитель в обычном классе. Александр Николаевич Иванченко, как и его коллега, Андрей Игоревич Остудин, офицер-воспитатель 8 "К", в школу пришел из МЧС. Оба служили в Пожарно-спасательном центре. Там тоже приходилось работать с детьми, шутят они, только очень большими.

Фото: Александр Авилов

– У меня в классе есть дети из неполных семей, – рассказывает Александр Николаевич. – Они разные. У кого-то были с дисциплиной проблемы, у кого-то с успеваемостью. Есть сильные дети, которые учатся хорошо и ведут себя достойно, но им не хватает отца, мужского начала, что ли. Девочки, мальчики, – да без разницы. Вот для чего нужен офицер-воспитатель, такая у нас функция. Они меняются, очень меняются, это видно. Вот недавно мы ездили на репетицию парада Победы на Поклонную гору, там были многие родители. И один папа подошел и сказал: "Мой ребенок изменился, я это вижу, он стал лучше". Как это получается? Да просто нужно интересоваться ребенком, говорить с ним, относиться требовательно. И потихоньку все, без нажима.

Фото: Александр Авилов

– Мы с Александром Николаевичем как-то нашим кадетам задали сочинение на тему "Чему хорошему и чему плохому меня научила учеба в кадетском классе", – говорит Андрей Игоревич. – Ну и они много удивительного там понаписали. Хорошему – ну понятно: писали про дисциплину, про успеваемость. Про плохое тоже понятно, что написали, – ну, что времени учеба занимает много, рано вставать приходится. Но удивительное было не это. Почему-то многие начали отклоняться от темы и писать, например, такое: "Мне нравится учиться в кадетском классе, я люблю в школу ходить". А некоторые написали: "У нас очень хороший воспитатель".

– Да, да, – улыбается Александр Николаевич. – Многие девочки, я помню, про тебя писали: "Я люблю Андрея Игоревича!".

Со сцены допевают песню "Служить России", и кадеты под последние аккорды спускаются в зал. Звенит звонок, и офицер-воспитатель дает обоим классам «К» команду разойтись на занятия. Репетиция закончена.

Фото: Александр Авилов

Репетировали песню к выступлению на научно-практической конференции в соседней школе – она состоится в три часа дня. Как поясняет Александр Николаевич, кадеты выступают по возможности везде – школа использует все возможности для пропаганды кадетского образования. Начинание новое, большинству родителей пока незнакомое – многие, по его словам, ошибочно думают, что в кадетских классах детям устраивают излишнюю муштру, – да и вообще, скоро нужно будет набирать новый класс на будущий учебный год. Насильно в кадеты никого не записывают, все по желанию.

Учеников кадетских классов постоянно делегируют на мероприятия департамента образования – встречать почетных гостей, например, петь песни, декламировать стихи. В преддверии празднования Дня Победы у кадет (да, слово "кадеты" в родительном падеже требует именно такой формы) нагрузки еще больше.

Например, сегодня, до выступления на конференции, в половине второго – школьный парад Победы. Он пройдет в актовом зале, на него приглашен участник Великой Отечественной войны капитан первого ранга Борис Дмитриевич Гудков. В параде участвует знаменная группа. Совсем скоро им нужно будет проверить, в порядке ли форма, и надеть белые перчатки. А пока – время достать учебники с тетрадками.

Строгая дисциплина



– Давайте зайдем к моим кадетам, – предлагает Александр Николаевич. – У них сейчас физика, скоро конец урока.

В классе торжественная тишина. Учитель записывает на доске домашнее задание. Звенит звонок, но никто не двигается с места, хотя из коридора уже слышны веселые голоса учеников "обычных" классов.

– До свидания, товарищи кадеты! – говорит учитель.

– До свидания, товарищ преподаватель! – отзываются кадеты, стоящие по стойке "смирно" у парт.

К доске выходит Александр Николаевич и сообщает, что следующие два урока отменяются. Кадеты реагируют на новость весьма сдержанно – встречают ее той же тишиной. Только одна девочка слегка улыбается.

– Меня поначалу многое удивляло, казалось странным, – рассказывает ученик 8 "К" Игорь Игнатенков. – А теперь иногда на улице удивляюсь, если человек впереди меня идет со мной не в ногу.

Несмотря на приобретенную в кадетском классе любовь к строевому шагу становиться военным Игорь не собирается. У него другие планы – он будет учиться на врача, даже выбрал специализацию – хочет стать педиатром. Как он говорит, учебу в кадетском классе выбрал, чтобы повысить успеваемость и стать более собранным.

Не хочет связывать свою судьбу с военной сферой и Гоша Караев из 7 "К". Он собирается стать программистом. В кадетский класс его привело желание заняться физической подготовкой.

– До кадетского класса я учился еще в двух разных, – рассказывает он. – Почему-то так получилось, что в обоих физкультуре уделялось очень мало внимания. Я был очень слабый физически. Здесь было сначала очень тяжело, но я справляюсь. Семиклассница Алена Волкова мечтала стать кадетом с первого класса – тогда она впервые увидела кадет и впечатлилась их степенностью и красивой формой. При первой же возможности подала заявление на поступление, правда, пришлось уговаривать папу – он считал, что кадетское образование не для девочек. Сейчас папа мнение изменил, а Алена твердо решила стать военным фельдшером. Крови не боится и очень хочет помогать тем, кому это нужно.

– Форма, конечно, им очень нравится, девчонкам особенно, – рассказывает Александр Николаевич. – Подтянулись сразу. Когда мы выдали первую форму, полевую, камуфляж, они ее снимать вообще не хотели. Мы им говорим – вы хоть берцы снимайте, они – нет! И парадную форму полюбили сразу. Я думал, девчонки будут недовольны. Они же обычно как – ой, а можно юбочку покороче? А тут нет. Носят с гордостью.

Полина Федосеева из 8 "К" говорит, что главное для нее в форме то, что она выделяет из толпы.

– Все смотрят, удивляются, это приятно, – говорит она.

Пока девочки заплетают друг другу косы перед выступлением, Максим Новиков из 8 "К" пристегивает ремни к автоматам, с которыми кадеты вот-вот отправятся на школьный парад победы. Он рассказывает, что кадетская форма вызывает приятное удивление не у всех.

– Первое время были конфликты с парнями из других классов, – говорит он. – Все пытались как-то задеть, хватали нас за форму. Но сейчас такого уже нет. Стоило показать, что мы можем дать сдачи, как все закончилось.

Патриотизм

В образовании кадет большой упор делается на патриотическом воспитании. В школе № 2129 действует целый музейный комплекс. Центральное место в нем занимает музей боевой славы авиаполка "Нормандия – Неман", открытый в 1972 году. Французские военные летчики "Нормандии – Неман" сражались на стороне Советского Союза с гитлеровской коалицией.

Алла Аркадьевна Бойко, школьный специалист музейно-педагогической деятельности, рассказывает, что школа поддерживает тесную связь с Посольством Франции. Например, здесь бывают военный атташе Марк Зерман, а также сотрудники мемориала "Нормандия – Неман" во Франции. На 9 мая у кадет из музейного актива запланировано участие в шествии Бессмерного полка – ребята понесут фотографии погибших французских летчиков. – В музейном активе у нас шесть кадет, – рассказывает Алла Аркадьевна. – Трое девочек и трое мальчиков. Я бы сказала, что кадеты вообще отличаются от остальных ребят в классе. Они более организованные, что ли. Вот, например, недавно к нам приезжала делегация их Франции, и нужно было провести экскурсию по музею, рассказать все. Они сделали все сами, и хотя времени на подготовку было немного, справились блестяще. Им интересно. Не то, чтобы их кто-то заставлял, они сами хотят – разобраться, узнать, сделать.

– Я думал, они бесчувственные какие-то, поначалу, если честно, – говорит Александр Николаевич. – А тут недавно мы с ними ездили на Вахту памяти по местам боевой славы по линии обороны Москвы. И там запели песню "Журавли" про погибших на войне. И девчонки вдруг заплакали. Я был поражен. Да нормальные они дети, не потерянные. Мы им ничего в голову не вбиваем. Важно ведь, чтобы сами до всего дошли. Они доходят.

На вопрос, что такое патриотизм, ребята отвечают не задумываясь, но не заученными фразами. Все говорят разное. Например, Максим Новиков, застегивая очередной карабин на винтовке, говорит, что быть патриотом значит жить в своей стране и уважать ее законы и президента. А его одноклассница Алена улыбается и говорит:

– Патриот – это не тот, кто говорит "я патриот", а тот, кто помогает другому человеку. Это же просто: видишь, что кому-то нужна помощь и делаешь что можешь. Это значит просто быть человеком.