Фото: M24.ru
Сегодня в столице проживает около 30 тысяч детей с ограниченными возможностями. И в приоритете находится их совместное обучение с другими ребятами в обычных школах. Как развивается инклюзивное образование в городе - читайте в материале M24.ruВозможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена в законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.
Согласно этому документу, инклюзивное образование – это равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом всех индивидуальных возможностей и особенностей.
Говоря проще, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычной школе. При этом не стоит забывать, что ребята по-прежнему могут получить образование и в специальных коррекционных учреждениях.
Ранее заммэра по вопросам социального развития Леонид Печатников сообщил, что столичные власти отдают приоритет совместному обучению маломобильных и остальных детей. Однако при этом в городе останутся и коррекционные школы.
"Там, где можно проводить образование в инклюзиве, мы будем стремиться это делать. Это хорошо и правильно не только для детей с ограниченными возможностям по здоровью, но и для того, чтобы у здоровых детей не было ограниченных возможностей по морали", - отметил Печатников. По его словам, коррекционные школы при этом не исчезнут. Они смогут стать и частью общеобразовательных комплексов.
В свою очередь заместитель руководителя департамента образования Татьяна Васильева сообщила, что сейчас в столичных образовательных учреждениях учатся более 20,5 тысяч детей-инвалидов. При этом дети с ограниченными возможностями учатся наравне с другими ребятами в 316 школах. Ребята также обучаются и в коррекционных школах.
Фото: M24.ru
Однако, как полагает главный детский невролог Москвы Татьяна Батышева, о полноценном инклюзивном образовании в нашей стране на данный момент говорить рано. По ее мнению, инклюзия предполагает наличие специальной системы, помогающей детям с особенностями в развитии учиться наравне с обычными детьми. И для этого необходимо психологически подготовить, в первую очередь, здоровых детей.
"Подчас они даже не видели никогда ребенка с особенностями. Их родители, которые тоже не видели и против выступают. И конечно, прежде всего, учителя. Поэтому необходимо всячески поддерживать коррекцию, но при этом мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок с особенностями мог учиться в обычном классе", - сказала Батышева.
Она также добавила, что оборудование для таких детей должно быть индивидуальным. "Если мы говорим об инклюзивном образовании для каждого ребенка, значит, мы должны понимать, что есть дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, есть невидящие дети, неслышащие дети. И перечень совершенно разный. Значит, поэтому у нас должны быть школы, адаптированные для различных патологий наших детей", - отметила главный невролог Москвы.
Фото: M24.ru
Эксперты отмечают, что ребенок с особенностями развития должен учиться в той среде, которая на данный момент соответствует его возможностям. Кроме того, в случае необходимости к нему должен прикрепляться тьютор.
Тьютором в инклюзивном образовании считается помощник-сопровождающий, и педагог сопровождения, и специалист, проводящий дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего – поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.
В столице давно есть различные формы инклюзивного образования. Особенные дети обучаются, в частности, в общеобразовательных школах №1429 и №1447 в ЦАО. Сначала инклюзивная практика обучения там была экспериментальной, однако оказалась успешной и развивается уже много лет. Инклюзивным образованием занимаются и частные школы.
В школе №518 также обучаются ребята с ограниченными возможностями. Школа эта была одной из первых, где ввели такую форму обучения.
Алена Ульянова