Фото:m24.ru/Евгения Смолянская
В пяти московских школах тестируют новую систему оценки знаний учащихся, сообщили M24.ru в столичном департаменте образования. Новая система позволит не ставить ученикам плохие оценки, а будет мотивировать их получать реальные знания. Вместо них учителя "плюсами" и "галочками" станут отмечать в дневниках лишь достижения детей, снабжая их подробными комментариями. При этом привычная пятибалльная система останется при оценки итоговых контрольных работ.
Как рассказал M24.ru директор "Центра педагогического мастерства" Иван Ященко, новая система позволит ученикам тянуться к знаниям, а не бороться за формальные оценки. "Уже второй год мы ведем большой проект по разработке системы оценивания, которая будет мотивировать учеников на достижение результата, с учетом индивидуальных целей каждого", – пояснил он.
Ященко добавил, что новая система оценки позволит не наказывать учащихся плохими оценками, а фиксировать лишь их достижения в учебе. "Принципиальное отличие новой системы – акцент на достижения ученика, ребенок не получает наказание за ошибки, а его хвалят за достигнутый результат, – отметил он. – Новая система переводит школьные оценки из эмоциональной сферы "хорошо-плохо", в систему успехов и проблем, над которыми надо работать".
По словам директора центра, время на усвоение учебного материала у каждого ученика может отличаться. "Необходимое время для обучение может различаться у каждого конкретного ученика. Ситуация, при которой у ученика в школе что-то не получается, эта ситуация нормальная и наказывать за это плохими оценками не стоит", – добавил Ященко. Однако, по его словам, стандартные итоговые оценки все равно будут пересчитываться.
На данный момент в апробации участвует несколько учебных заведений Москвы, в частности Лицей № 1550, Школа № 1286 и Лицей № 1367. "Мы даем возможность школам ввести новую систему, если они сами пожелают это сделать. Уже сама школа решает, в каких классах этот эксперимент проводить", – пояснил Ященко.
Исполняющий обязанности директора Лицея №1550 Никита Лосев рассказал M24.ru, что педагоги и ученики положительно оценивают нововведения. "Апробация новой системы оценки ведется успешно, те педагоги, которые участвуют в апробации, наблюдают положительную динамику по тому, как учащиеся переходят от борьбы за оценки к получению реальных знаний. Ученики отмечают, что возникает меньше стрессов в процессе обучения", – пояснил Лосев.
По его словам, новая система оценки вводится выборочно исключительно с согласия учителей и самих учеников. "Мы это вводили, предварительно рассказывая о ней родителям на собраниях до учебного года, это также согласовывали и с учениками", – добавил директор школы.
На данном этапе такая система введена в 8 и 11 классе по пяти предметам: русский и английский язык, математика, физика, информатика.
Лосев добавил, что привычные оценки все-таки остаются на контрольных работах. "Контрольные работы, которые запланированы, составляются, проводятся и проверяются не учителем, ведущим уроки в классе, а другим педагогом. Учителя, которые работают с учениками, так же могут мотивировать привычными оценками за успехи в изучении предметов".
Напомним, с сентября 2013–2014 учебного года во многих столичных школах были
введены электронные дневники и журналы, полезность которых уже успели оценить как учителя, так и сами ученики и их родители.
Кроме того, по закону об образовании, с начала этого учебного года все учебники, которые входят в федеральный перечень,
обязаны получить электронную копию. При этом уже с 1 января 2015 года для издания допускаются лишь те пособия, которые имеют цифровой аналог.
Отметим, что с этого года при составлении
рейтинга столичных школ будут учитывать эффективность профилактики правонарушений. Также при составлении рейтингов собираются впервые учитывать эффективность работы с детьми с ограниченными возможностями. Оценят и социокультурную работу школьников, в частности, участие школ в олимпиадах "Не прервется связь поколений" и "Музеи.Парки.Усадьбы". Также баллы будут начисляться за количество детей, перешедших из дошкольного отделения в школьное той же школы. Остальные критерии, среди которых результаты ЕГЭ, ГИА и независимых диагностик, а также участие в олимпиадах, сохранятся.