Фото: M24.ru/Роман Балаев
Международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) TALIS-2013 показало, что повышение зарплат учителей серьезно улучшило ситуацию в российском образовании, сообщает сайт
"Комсомольской правды".
В школы потянулись молодые педагоги, а дети стали меньше прогуливать занятия. В исследовании этого года участвовали 37 развитых стран. Россию представляли 198 директоров и 4076 учителей из 14 регионов.
"Впервые TALIS проводился в 2008 году, наша страна в нем участвовала неофициально", – заявил ректор НИУ "Высшая школа экономики" ( НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Университет помогал зарубежным исследователям собирать данные по России.
Многие проблемы, выявленные при первом исследовании, удалось решить, подняв зарплаты педагогов до уровня средних по экономике региона, отметил Кузьминов. Например, дети стали меньше прогуливать.
Во время первого, неофициального исследования, в столичных школах было больше правонарушителей, чем в других странах, рассказала руководитель отдела развития Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская. "Сейчас ситуация выровнялась. Опозданий и прогулов у нас значительно меньше, чем в других странах. Только по части списывания мы все еще лидируем – на это пожаловались 35 процентов директоров школ", – отметила эксперт.
Кроме того, благодаря повышению зарплаты, в школы стали приходить молодые преподаватели.
На сегодняшний день, 12 процентов учителей в российских образовательных учреждениях моложе 25 лет. При этом, молодые педагоги ценят престиж профессии куда выше, чем коллеги старшего возраста."60 процентов молодых учителей считают престижной работу в школе. С ними согласны лишь 40 процентов тех, кто проработал в школе дольше", – сообщил Ярослав Кузьминов.
В России педагогами, в основном, работают женщины. Их в школах 86 процентов. Больше учительниц только в Латвии – 89 процентов. А вот в Японии, напротив, около 61 процента преподавателей – мужчины.
Средний стаж учителей в России – 21 год, и чаще всего они работают на одном месте около 15 лет. При этом средний стаж педагога в других странах составляет не более 16 лет.
"В этом есть и положительные и негативные моменты, – полагает Кузьминов. – Педагоги редко переходят из школы в школу, а это не всегда хорошо с точки зрения профессионального развития".
Исследователи отмечают, что у повышения заработной платы есть и негативные последствия. Нагрузка у педагогов выросла до 46 часов в неделю. В то время как в других странах учителя работают 38 часов в неделю.
Больше российских учителей работают только азиатские коллеги, отметил ректор НИУ ВШЭ. "Мы видим, что наши педагоги тратят на административную работу и отчеты больше четырех часов. Это на час больше, чем в других странах", – добавил он.
Есть и еще одна проблема. В России слишком много педагогов – один на семь учеников. Для сравнения, в Финляндии соотношение один к девяти, а в Сингапуре – один к 12.
По мнению экспертов, маленькое количество учеников у одного учителя не гарантирует качество образования. Дети лучше учатся, когда работают в группе и вместе трудятся над общим проектом.
Напомним, недавно был составлен рейтинг школ, чьи выпускники имеют наибольшие шансы поступить в ведущие университеты России. По данным исследователей, почти половина из 200 лучших учебных заведений России находятся в Москве.
Перечень школ составлен на основе архивов двадцати сильнейших ВУЗов России. Чем больше выпускников школы поступило в престижный университет – тем выше место школы в рейтинге. Принималось в расчет поступление на бюджетное и платное отделения и по итогам олимпиад. А такие показатели, как средний балл по ЕГЭ или количество граммот у педагогов школы, при оценке не учитывались.