Традиционно перед началом учебного года в столице представили топ-300 городских школ, оценивающий их вклад в качественное образование. M24.ru рассказывает о принципах составления рейтинга, для чего он нужен, а также об изменениях в системе образования за последнее время.
Как и зачем составляется рейтинг
С 2011 года по инициативе департамента образования для эффективного распределения гранта мэра Москвы составляется рейтинг московских школ.
Главными критериями составления рейтинга стали результаты ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийской и Московской олимпиад школьников и общегородских независимых диагностических работ в четвертых и седьмых классах. Результаты оцениваются не по среднему балу, а по количеству учеников, успешно сдавших экзамен или написавших работу.
Результаты ЕГЭ, например, рассчитываются исходя из того, какое количество учеников в школе смогут по результатам экзаменов поступить в престижные вузы. В 2015 году была установлена планка в 220 баллов в сумме по трем экзаменам. За каждого ученика, чьи результаты ЕГЭ составили 220 баллов и выше, школе начислялся один рейтинговый балл.
Такие критерии оценки исключают случаи, когда школа отказывается брать учеников с низкой успеваемостью, чтобы не портить свой средний бал. Таким образом, отстающих детей не лишают возможности учиться с лучшими учениками в одной среде. Повышается уровень образования в целом.
This browser does not support the video element.
"Рейтинг построен таким образом, что он стимулирует школы брать детей и с ними работать, работать с каждым ребенком. То есть ребенок не может снизить балл, он может только его повысить", – сказал Иван Ященко, руководитель группы разработчиков рейтинга московских школ.
В рейтинге учитываются исключительно объективные статистические данные. Не учитываются, например, мнения экспертов, которые могут из года в год называть одни и те же школы лучшими, основываясь на опыте прошлых лет. Не учитываются также внутренние оценки в школе, которые могут быть просто нарисованы учителями для повышения рейтинга школы.
Новый рейтинг создал конкурентную среду, дал школам стимул совершенствоваться с каждым годом.
"Школы увидели, что их оценивают по результату. Рейтинг является инструментом задания вектора развития и самоанализа школы", – прокомментировал Ященко.
Фото: m24.ru/Роман Балаев
Рейтинг школ 2014/2015 учебного года
При составлении рейтинга прошедшего учебного года в дополнение к старым критериям появились и новые. Главным нововведением стало начисление дополнительных баллов за работу с детьми-инвалидами.
Суммарный рейтинговый балл школы при составлении нового рейтинга умножался на коэффициент, увеличивающийся в зависимости от количества детей-инвалидов в учреждении. При успешном прохождении экзаменов учеником с ограниченными возможностями здоровья полученный балл умножается в два или три раза в зависимости от «сложности» учащегося.
Кроме того, при составлении рейтинга 2014/2015 учебного года впервые учитывались количество нарушений, допущенных выпускниками во время сдачи ЕГЭ, эффективность работы школы с детьми-правонарушителями, социокультурная работа школьников. Дополнительные баллы также начислялись за количество детей, перешедших из дошкольного отделения в школьное того же учреждения.
"Более 190 школ поднялись в рейтинге благодаря новым критериям", – сказал Иван Ященко. Он подчеркнул, что на положение школ в топ-10 новые критерии никак не повлияли. "В топ-10 входят школы с мощными образовательными результатами, поэтому новые критерии на них, конечно, никак не повлияли", – пояснил Ященко.
По итогам всех расчетов в десятку сильнейших школ в 2014/2015 учебном году попали лицей № 1535, СУНЦ МГУ, 57-я школа, лицей № 1501, "Вторая школа", школа-интернат "Интеллектуал", школа № 179, лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, центр образования № 1329 и Лицейско-гимназический комплекс на юго-востоке.
По итогам рейтинга 170 московских школ получат денежные гранты. Школы, которые попали в топ-20, получат гранты мэра Москвы первой степени, занявшие с 21-е по 70-е место – гранты второй степени, и с 71-е по 170-е место – гранты третей степени. Суммы грантов будут объявлены позднее.
Иван Ященко отмечает, что получение грантов не помешает дальнейшей конкуренции школ и подвижности рейтинга. По сравнению с общим финансированием школ они являются скорее приятной наградой, чем решающим фактором.
Отдельно Ященко выделил тот факт, что рейтинг отражает динамику роста образовательных и социальных достижений школ. Показатели, которые пять лет назад могли дать школе дорогу в топ-170, сейчас едва помогают ей остаться в топ-300.