Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Министерство внутренних дел подготовило новый регламент для сотрудников Госавтоинспекции, документ вступит в силу с 1 апреля. Инспекторов ГИБДД обяжут докладывать о попытке дачи взятки, разъяснять водителю его права и заносить в протокол его показания. Эксперты m24.ru уверены, что этот документ предназначен для внутреннего пользования, который вряд ли отразится на ситуации на дорогах.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин объяснил в разговоре с m24.ru, что регламент не может менять правовой статус водителя, он основан строго на положениях закона. Новый регламент – это в первую очередь инструкция для дорожной полиции о том, как исполнять уже действующее законодательство.
"Регламент – это ведомственный документ, он не затрагивает права и обязанности других участников дорожного движения, вступающих в отношения с Госавтоинспекцией. Что касается дачи взятки – и так понятно, брать взятку инспектору запрещено, он и так должен информировать соответствующие инстанции, для возбуждения уголовного дела. Я не думаю, что изменения в регламенте как-то отразятся на ситуации на дорогах", – сказал он в разговоре с m24.ru.
Эксперт добавил, что водитель и раньше имел право ставить под сомнения или отвергать доказательства инспектора ГИБДД. Водитель всегда был вправе написать в объяснениях все, что угодно. "Теперь, видимо, полиция ориентируется на то, чтобы не препятствовать этому праву водителя", – заключил Похмелкин.
Автоюрист Сергей Радько, в свою очередь уверен, информация в рапорте о попытке дачи взятки вряд ли что-то кардинально изменит, если у инспектора не будет достаточных доказательств.
"Конечно, об этом нужно информировать, но с этим ничего не поделаешь. Например, водитель предложил инспектору взятку, тот отказался и потом написал рапорт. Но что с этим делать дальше? Наказать водителя невозможно без доказательств, поэтому такое дело ничем не кончится", – рассуждает эксперт.
Радько добавил, пункт, обязывающий инспектора разъяснять права, предусмотренные статьей № 51 Конституции РФ – это правильный шаг, так как показания водителя нельзя использовать при доказывании его вины в случае, если ему не рассказали о его правах.
"Однако, у нас вина доказывается не признанием водителя в том, что он совершил нарушение, а рапортом инспектора – его показаниями, объяснениями и схемой. Слова человека особого значения не имеют", – сказал он m24.ru.
Следуя новым правилам, при составлении протокола об административном правонарушении, правоохранители будут обязаны фиксировать показания водителя. Таким образом, он сможет оценить доказательства своей вины, поставить их под сомнения и привести контраргументы. Полученные данные будут проходить тщательную проверку
"Это положительно повлияет в том случае, если водитель будет знать о своих правах. Уже сейчас каждый имеет право написать свое несогласие с нарушением в протоколе и предоставить собственные доказательства. Правда, пока под место для объяснения водителя выделено буквально полторы строчки мелким шрифтом. Поэтому приходится людям хитрить и в этой строке указывать: "Не согласен, объяснение приведено на двух-трех приложенных листах". Если такая фраза написана, можно написать объяснение максимально подробно", – заключил автоюрист.