Форма поиска по сайту

От "Большого Брата" к большому братству: Дмитрий Головин о городских камерах

Фото:пресс-служба департамента информационных технологий

В последние годы камеры видеонаблюдения добрались до спальных районов Москвы, они установлены почти на каждом подъезде жилых домов. По данным департамента информационных технологий, в городе работает более 150 тысяч видеокамер. При этом системой пользуются всего 13,5 тысяч человек – чиновники и полицейские. О грядущем доступе к видео для всех москвичей, принятии закона о видеонаблюдении и роли камер в организации городской жизни рассуждает в колонке m24.ru начальник отдела городского видеонаблюдения департамента информационных технологий Дмитрий Головин.

За несколько минувших лет, без преувеличения можно сказать в Москве создана уникальная система видеонаблюдения. С ее помощью город решает множество задач, сопутствующих жизни мегаполиса: это контроль уборки снега, вывоз мусора, строительство дорог и домов, освещение улиц, выявление несанкционированной торговли и незаконных рекламных конструкций. И, разумеется, другой не менее важный аспект работы системы – безопасность города. Сейчас в Москве системой видеонаблюдения пользуются чиновники и полицейские.

This browser does not support the video element.

Не выходя из своего кабинета, многие из них могут решать любые задачи, находящиеся в рамках их компетенции и требующие анализа видеоданных. Положительный эффект очевиден. Например, сегодня уборка городских территорий полностью контролируется видеокамерами. Неряшливые подрядчики штрафуются: в прошлом году на основе записей с камер им выписали штрафов на сумму несколько сотен миллионов рублей, а в позапрошлом – более чем на миллиард. Эти цифры показывают, что подрядчики стали тщательнее убирать дворы и улицы.

Кроме того, камеры позволили сократить количество инспекторов, следящих за уборкой. Раньше один контролер объезжал до 10 дворов в день. После того, как дворовые камеры научились в заданное время поворачивать объективы на нужные области дворов и автоматически делать скриншоты, каждый инспектор в день контролирует тысячу дворов – прямо с рабочего места. По ходу внедрения городской системы видеонаблюдения мы решали массу задач: от концептуальных до – не будет преувеличением сказать – философских. К первым можно отнести сам принцип работы системы. Мы отказались от хозяйственного подхода: когда город сам закупает и устанавливает камеры, прокладывает линии связи и так далее. Так было раньше. Сейчас действует так называемая сервисная модель: победившие на конкурсах подрядчики-операторы взяли на себя все технические вопросы.

Нас же интересует только финальный продукт – картинка с камер надлежащего качества. В этом случае операторы связи заинтересованы в корректной работе всех камер. Все процессы контролируются автоматически, и если по каким-то причинам видеоданные поступают плохого качества или не поступают вовсе, то мы штрафуем поставщика услуги. Как результат, последние пять лет в Москве постоянно работают 99,5 процентов всех камер.

К околофилософскому контексту работы городской системы видеонаблюдения я отношу вопрос соотношения рамок частного и общественного. На мой взгляд, граница здесь тонка, но это скорее плюс для простого обывателя. Судите сами. Во-первых, камеры не следят за конкретными людьми – в условиях огромных людских потоков это неоправданно. Во-вторых, вам совершенно точно не о чем волноваться, если вы законопослушный гражданин. В-третьих, сам по себе факт существования городской системы видеонаблюдения имеет превентивный эффект – злоумышленник, зная, что он практически повсеместно попадает в обзор камер, сто раз подумает, прежде чем пойти на дело.

Многие правонарушения в городе совершаются спонтанно и по глупости, потому что злоумышленники думают, что им ничего за это не будет. Распитие спиртных напитков на детской площадке, вандализм во дворах и многое другое – люди думают, что это останется безнаказанным. Однако картинка с камер выводится в дежурные части полиции, и если от соседей поступит жалоба, то участковые должны принять меры.

На наш взгляд, использование городской системы видеонаблюдения может быть эффективнее: для этого нужно дать широкий доступ к видеоданным всем горожанам. Чем больше глаз в системе видеонаблюдения, тем больше разных нарушений может быть выявлено и предотвращено. Когда жители получат доступ к картинке, у власти появится много помощников, и это увеличит эффективность управления городом.

С нашей стороны, мы прикладываем массу усилий в этом направлении: например, открыли горячую линию по телефону: 8 (495)587-00-02, звонок на которую поможет понять, попадает ли ЧП в обзор камер, а также забронировать нужный интервал видеозаписи на срок в 30 дней.

This browser does not support the video element.

Кроме того, мы прорабатываем различные возможности предоставления всеобщего доступа к картинкам с камер. Это довольно сложный вопрос, поэтому мы начали с пробных шаров. Например, запустили сервис "Окно в город", который позволяет всем желающим посмотреть на живые трансляции с различных городских праздников и зон отдыха с тем, чтобы заранее оценить их загруженность и спланировать посещение в наиболее удобное время.

Другой пример: пилотный проект, проходящий сейчас в 20 детских садах. Вместе с одним из операторов связи мы предлагаем родителям детей, занимающихся в группах детсадов, удаленно смотреть через установленные там камеры за их чадами. Итоги пилота подведем в следующем году, но уже сейчас могу сказать, что интерес со стороны родителей большой. И это при том, что для организации этой услуги требуется согласие всех родителей детей каждой группы.

Эмоциональное восприятие вопроса всеобщего доступа к городским камерам часто рождает в фантазиях сомневающихся вопросы в духе: "А что, если, например, домушники решат следить за моим домом?" Ответ на них прост: доступ любого пользователя к видеокамерам логируется (фиксируется системой). Благодаря этому совершить безнаказанно и анонимно противоправные действия в рамках системы – невозможно.

Я думаю, когда горожане будут лучше осознавать все те преимущества, которые несет городская система видеонаблюдения, когда будут чаще пользоваться ей в своих интересах, то и общий уровень негативного и архаичного восприятия системы как оруэлловского "Большого Брата" неизбежно снизится.

Также подчеркну, что далеко не все видеокамеры, установленные в Москве, принадлежат городу. Любая коммерческая организация может установить свою систему записи. И в случае необходимости найти владельца, понять, как хранятся записи, как получить к ним доступ, зачастую просто невозможно. Поэтому, на мой взгляд, в столичной системе видеонаблюдения необходимо навести порядок: следует на федеральном уровне принять закон, который определил бы порядок установки видеокамер в уведомительном порядке.

Если организация собирается поставить камеру, пусть пришлет уведомление в департамент информационных технологий. Тогда, во-первых, мы будем знать, где и какие камеры находятся, во-вторых, сможем интегрировать их в общегородскую систему и не нести дополнительных затрат бюджета.

Камень преткновения здесь в том, что у законодателей нет четкого определения: видеонаблюдение – это вторжение в личную жизнь или нет? Но, как я уже сказал, каждый человек, становясь горожанином, хочет он того или нет, делится частью своих свобод с обществом, но получает взамен чувство локтя и обеспечение своих интересов и безопасности.