Наказание за ложное сообщение о бомбе могут ужесточить до четырех лет лишения свободы, а сумма штрафа может вырасти до 300 тысяч рублей. Об этом m24.ru рассказал начальник отдела информационных программ управления заммэра Москвы по вопросам антитеррористической деятельности Вячеслав Попов. С такой инициативой управление планирует обратиться в Мосгордуму.
Сейчас максимальное наказание за телефонный терроризм – три года лишения свободы, минимальное – 200 тысяч рублей рублей штрафа. По словам Попова, ответственность надо ужесточать, так как звонки "шутников" продолжают поступать в большом количестве. Только за полгода 2015 года пришлось эвакуировать более 60 тысяч человек с транспортных объектов столицы по ложному сообщению о взрывчатке.
"Тенденция к уменьшению количества ложных вызовов пока не сформировалась. Поэтому говорить о том, что достаточно серьезные меры воздействия предполагаются действующим законодательством, видимо, не приходится. Поэтому необходимо вести работу в плане ужесточения санкций", - рассказал Попов.
This browser does not support the video element.
Попов отметил, что для более детальной проработки инициативу необходимо обсудить с депутатами Мосгордумы.
Зампред комиссии по безопасности городского парламента Андрей Шибаев заявил m24.ru, что депутаты готовы рассмотреть возможность разработки соответствующего законопроекта. Он подчеркнул, что вопрос будет вынесен на заседание комиссии сразу же, как только поступит запрос из столичного правительства. По его словам, обсуждение может начаться уже этой осенью.
Отметим, что речь идет о поправках в Уголовный кодекс, а значит, депутаты Мосгордумы, если они поддержат инициативу об ужесточении наказания для телефонных террористов, должны будут направить ее в Госдуму.
Адвокат, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов поддержал идею ужесточения наказания для "телефонных террористов". При этом он отметил, что даже самые большие суммы штрафов не смогут в достаточной степени напугать потенциальных "шутников". "Менталитет наших людей устроен таким образом, что деньги никогда не будут достаточным основанием не делать чего-то. Вот лишение свободы – это уже реальный стимул. При этом нижняя планка страха начинается от пяти лет. Все, что меньше, уже не дает желаемого психологического эффекта", - рассказал он.
Он подчеркнул также, что одна из основных задач правоохранительной системы состоит в том, чтобы предостеречь граждан от совершения противоправных деяний. Поэтому наказание должно быть суровым, но максимально гибким, чтобы охватывать наибольший диапазон возможных ситуаций.
Председатель Московского профсоюза полиции Михаил Пашкин также выступил за более жесткий подход к наказанию тех, кто сообщает ложную информацию о готовящихся актах терроризма. Однако он считает, что большее внимание нужно уделять денежным штрафам.
"Такой "шутник" должен в полном объеме возместить ущерб, нанесенный обществу его выходкой. Нужно найти его, выставить счет – и пусть расплачивается. Пьяная ли удаль играет, любимая девушка ли улетает на самолете, неважно. Люди должны знать, что если поступило сообщение о бомбе, то на место выезжают спецслужбы, граждан эвакуируют, кто-то опаздывает на самолет. Ущерб от таких действия может исчисляться миллионами", - пояснил эксперт.
По мнению Пашкина, экономические санкции против "телефонного террориста" должны быть введены вплоть до отчуждения имущества на сумму, которая необходима для покрытия ущерба от противоправного деяния.
Напомним, по данным Национального антитеррористического комитета, в 2013 году в России зафиксировано почти 3 тысячи ложных сообщений о готовящихся терактах, в первой половине 2014 года – около тысячи. При этом 85% злоумышленников звонили с мобильных телефонов. Согласно статистике ФСБ, полиции удается поймать 90% телефонных террористов.
Наиболее популярными объектами для "шуток" в Москве являются вокзалы и аэропорты, а также места массового скопления людей. По телефону "минировали" аэропорт Внуково, Ленинградский и Курский вокзалы, посольство США, гостиницы "Москва" и "Метрополь", магазин ГУМ на Красной площади. Автором сообщения о бомбе на Курском вокзале оказался 23-летний житель Тамбова, который пытался таким образом заслужить прощение своей девушки после ссоры. За звонок о минировании посольства США задержан 49-летний мужчина, который состоит на учете в психоневрологическом диспансере. Отмечалось, что до 30% ложных звонков о минировании объектов поступает от абонентов, зарегистрированных на Украине.