Осенью правительство Москвы должно утвердить экологическую стратегию до 2030 года. Документ обсуждался с жителями и они предложили более 1,3 тысячи мер, улучшающих состояние окружающей среды. Глава департамента природопользования Антон Кульбачевский в интервью m24.ru рассказал, какие из них могут войти в окончательную версию стратегии, как власти будут бороться с городским шумом, когда в Москве закроют все мусоросжигающие заводы, а очистные сооружения перестанут выпускать в жилые районы неприятные запахи.
- Антон Олегович, более четырех тысяч горожан в рамках краудсорсингового проекта приняли участие в обсуждении экологической стратегии Москвы до 2030 года. Для чего нужен этот документ?
– Экологическая стратегия – это документ-доктрина, видение того, как должно улучшиться к 2030 году состояние окружающей среды. И это документ народный, его обсуждали практически на всех уровнях. Первыми к дискуссии подключили год назад профессиональное сообщество экологов: кандидатов наук, профессоров, академиков. Затем стратегию согласовывали со всеми профильными департаментами правительства Москвы. И, наконец, на краудсорсинг-проекте обсудили ее с широкой общественностью.
Нужно понимать, что изменить состояние окружающей среды в городе мы можем только совместными усилиями – как каждого гражданина в отдельности, так и основных структурных подразделений правительства Москвы. Так, чтобы улучшить состояние воздуха на 30% вблизи автотрасс, как написано в стратегии, необходимо участие и департамента транспорта, и департамента строительства. Ведь комплекс мер должен включать и улучшение движения транспорта, и повышение качества моторного топлива, и строительство новых развязок.
Качество воды, согласно стратегии, планируется повысить на 20% за 15 лет. Правительство, утвердив документ, возьмет на себя такое обязательство. А дальше комплекс городского хозяйства, в частности, "Мосводосток", начнет его выполнять в рамках финансирования, выделенного на госпрограммы.
- То есть собственной программы у департамента природопользования не будет?
- Она не нужна, потому что большинство мероприятий реализуется за счет бюджетов других департаментов.
- Сколько средств может потребоваться на то, чтобы реализовать идеи, заложенные в стратегию?
- На экологию у нас прямо или косвенно – через разные департаменты и подведомственные предприятия – тратится треть городского бюджета.
- Когда экологическая стратегия будет окончательно принята?
- В ходе обсуждения на краудсорсинг-проекте мы получили более 1, 3 тысячи уникальных предложений от участников, самые интересные и рациональные идеи мы планируем в дальнейшем вынести также для голосования на портале "Активный гражданин". Те предложения, которые будут поддержаны большинством голосов, мы включим в проект стратегии. И затем документ будет вынесен на утверждение правительства Москвы. Вообще стратегия - это не догма. В зависимости от новых изобретений, от экономической и политической ситуации мы можем вносить в нее коррективы.
- Антон Олегович, вы сказали: чтобы улучшить качество воздуха, необходимо решить проблемы с машинами. Выбросы от автомобилей - это главная экологическая проблема в городе?
- Да, 90% загрязнения атмосферного воздуха приходится на выбросы от автотранспорта. В нашем городе эта экологическая проблема стоит на первом месте.
- Как можно ее решить?
- Жители в рамках краудсорсингового проекта сами предложили множество ограничений. Ввести все сразу не получится, нужно действовать постепенно. Например, раньше горожане выступали против платной парковки в центре, но, когда машин стало меньше, а пешеходам - комфортнее, многие начали ее поддерживать.
- Вы говорили о планах уменьшать количество припаркованных машин во дворах за счет строительства подземных паркингов и муниципальных плоскостных стоянок. Будет ли это сделано?
- Другого пути нет, так решается проблема в большинстве крупных городов мира. И потом сами же жители выступают против закатывания в асфальт части газонов во дворах, против парковки машин на газонах. Нам на "горячую линию" и в электронную приемную приходит большое количество подобных жалоб.
- Звучала также идея ввести скидки по транспортному налогу для тех, чьи машины используют топливо стандарта "Евро-4" и "Евро-5". Будут такие возможности?
- Это предложение рассматривается. Нужны не только ограничительные меры, но и меры, стимулирующие к смене автомобиля. Покупателям машины с двигателем класса "Евро-4", "Евро-5" в перспективе можно предоставить определенный ряд преференций, например, льготный автокредит. А для электромобилей льготы уже есть: бесплатная парковка в центре. Также на них отменили таможенную пошлину.
- Решение о льготных кредитах должно быть принято на федеральном уровне?
- Необязательно, можно и на городском. Только для этого правительству Москвы необходимо подключать специальные уполномоченные банки, которые будут выдавать льготные кредиты.
This browser does not support the video element.
- Во время обсуждения экостратегии, жители подняли еще одну важную тему - сильный шум по ночам. Будете как-то бороться с байкерами и стритрейсерами?
- По результатам краудсорсинга, около 90% участников высказались за введение штрафов или каких-то ограничений для тех, кто ездит без глушителя. Из-за этого шума действительно невозможно спать.
- Как на практике реализовать их привлечение к ответственности? Нужны шумомеры? Сейчас москвичи обращаются в полицию, но она не очень хочет такими делами заниматься.
- Шумомер на самом деле – это не такое уж дорогое удовольствие. У нашего департамента есть шумовая служба. Но их количество нужно увеличить - создать в ГИБДД или в департаменте транспорта подразделение, которое бы в круглосуточном режиме отслеживало нарушителей тишины.
- Как вы считаете, нужно ли принять городской закон по поводу нарушения тишины байкерами и стритрейсерами?
- У нас есть закон о тишине, можно внести в него изменения. Кроме того, в правилах дорожного движения нужно ввести запрет на езду без глушителя, а в КоАП – ответственность. Кстати, нарушают тишину не только байкеры и стритрейсеры, но и автомобилисты, которые включают громкую музыку среди ночи. Будем думать, как решить эту проблему.
- Какой вид транспорта сегодня создает больше всего шума?
- На первом месте у нас стоит автотранспорт, на втором – авиационный, и только на третьем – железнодорожный. В Москве (без учета присоединенных территорий) 70% площади находится в зоне, где шумовое воздействие превышает нормы на 5-10 децибел. Наша задача к 2030 году снизить количество таких территорий до 30-40%, то есть в два раза. Сделаем это с помощью шумозащитных экранов и окон, за счет расширения пешеходных зон в центре, а также за счет градостроительного проектирования зданий. Нужно строить дома так, чтобы звуковая волна попадала в торец, а не в окна.
- Если вернуться к транспорту, как вы думаете, москвичи начнут пересаживаться на электромобили?
- Я надеюсь на это. Электромобиль должен входить в городскую жизнь. На мой взгляд, и такси появятся, и электробусы. Думаю, электромобильный бум будет где-то к 2018 году, потому что к этому времени уже сформируется, во-первых, пакет стимулирующих мер для владельцев. Кроме того, появятся более доступные модели на рынке.
Здесь очень важно, чтобы производители электромобилей смогли сделать конкурентоспособную машину по пробегу с ценой хотя бы на уровне "Тойоты" и "Ниссана".
Скоро на каждом подземном паркинге, на каждой перехватывающей стоянке будут зарядки для электромобилей - и на улице, и на заправках. Нам от этого никуда не деться. Если мы любим автомобили и не хотим от них отказываться, мы в любом случае вынуждены будем пересаживаться на экологически чистый транспорт.
- Сейчас жители часто жалуются на неприятные запахи. И на краудсорсинговом проекте также об этом говорили. Как планируете улучшать ситуацию?
- Идет модернизация очистных сооружений. Курьяновские и Люберецкие сооружения построили в 1950-е годы, они самые крупные в Европе. Сейчас они работают на полную мощность, и отключить хотя бы одно полностью для реконструкции невозможно. Поэтому работа идет постепенно.
Реконструкция Курьяновских очистных сооружений "Мосводоканала" должна закончиться к 2018 году, а Люберецких – к 2020. Пруды-отстойники уже на 70% накрыли специальными крышками. В следующем году накроют полностью. И неприятный запах не будет попадать в жилые районы.
На запахи москвичи жаловались еще в советские времена, но застройка была далеко. А в 1990-2000-е годы рядом с Люберецкими очистными сооружениями начал расширяться район Некрасовка, а у Курьяновских – Печатники. Жилье подошло к очистным сооружениям очень близко – в некоторых местах расстояние составляет всего 60 метров, хотя санитарная зона – 300. Кроме того, рядом находится промзона Южный порт, где был цементный завод. Его мы в итоге закрыли ради жителей близлежащих домов, хотя он был нужен городу.
- Московский нефтезавод в Капотне тоже беспокоит москвичей, особенно после осенних выбросов.
- Вообще, никто еще не доказал, что выбросы были сделаны именно с НПЗ в Капотне. Неприятному запаху в городе прошлой осенью предшествовало много факторов, в первую очередь связанных с метеоусловиями. Это безветренная погода, плохое смешивание воздушных масс. К выбросам предприятий примешались выбросы автотранспорта и в результате получился такой букет из загрязненного воздуха – смог. В нем были различные вещества: сероводород, диоксид серы, оксид углерода, азот и мелковзвешенные частицы.
Поэтому обвинять какое-то одно предприятие было бы неправильно. Московский НПЗ не оказывает негативного влияния на территории Северного, Северо-Западного, даже Центрального округа, а неприятные запахи там тоже появляются.
- Но все-таки ограничивать выбросы от НПЗ тоже нужно.
- У каждого предприятия есть план природоохранных мероприятий. Основной принцип нашей с ними работы такой: если выбросы превышают норму, то нужно совершенствовать очистные сооружения, применять новые технологии, в противном случае предприятие платит большие штрафы.
Сейчас на трубах у большинства московских предприятий установлены датчики, они передают нам информацию о выбросах вредных веществ. Таким образом, мы можем контролировать ситуацию практически в режиме онлайн.
- На НПЗ тоже установлены датчики?
- В тестовом режиме. Их презентовали в апреле, а сейчас идет отладка. Данные мы уже получаем.
This browser does not support the video element.
- А какие еще предприятия оснащены датчиками?
- В основном это предприятия топливно-энергетического комплекса: ТЭЦ, объекты Мосэнерго, МОЭСК, МОЭК. Всего более 50 предприятий. В начале года подключилась табачная фабрика "Лиггетт-Дукат". Кстати, после этого жалобы на нее сразу прекратились. Чем предприятие более открыто, тем оно более понятно жителям.
- Недавно на севере Москвы отменили строительство мусоросжигательного завода. Означает ли это, что мусоросжигательных заводов в столице не останется вообще?
- Да, по решению мэра в Москве не будут возводиться новые мощности по сжиганию отходов. Три существующих мусоросжигательных завода будут работать до выработки ресурса – еще пять-десять лет, а затем их перепрофилируют.
- Сколько сейчас в Москве пунктов раздельного сбора мусора?
- В настоящий момент мы как раз уточняем эту цифру и создаем интерактивную карту пунктов раздельного сбора отходов и приема вторсырья. Планируем ее презентовать осенью.
- В каждом округе появились новые операторы по сбору и переработке мусора, в связи с этим будет ускоряться раздельный сбор?
- К операторам есть требование по сокращению вывозимых на полигон отходов. С каждым годом должен увеличиваться процент переработанных отходов. Достичь этого возможно только за счет цивилизованной мусоросортировки, поэтому операторы заинтересованы в организации раздельного сбора. Для них это даже экономически выгодно. Чем больше отсортированных отходов они получат, тем меньше они будут вывозить на полигон, а за переработку вторсырья получат прибыль.
- Для этого нужно строить перерабатывающие предприятия?
- Сейчас у нас четыре оператора и строительство перерабатывающих предприятий входит в их обязанность. Для начала нужно создать мощности по переработке, необязательно в Москве, можно в соседних регионах.
- Через 15 лет планируется сортировать 35% всего мусора, а раньше никак не получится?
- Для крупного мегаполиса сортировать 35% мусора – это хороший средний показатель. Шведы за 12 лет дошли до 90%. Но у них население платит за вывоз мусора – тонна стоит 500 евро. У нас население не платит почти ничего, идут дотации из бюджета. Поэтому резко ввести раздельный сбор мусора не получится.
Мы пока проводим эксперименты в разных округах, а параллельно начинаем развивать систему переработки. Без перерабатывающих предприятий раздельный сбор отходов не имеет смысла. Главная проблема – это утилизация упаковки. Упаковка составляет 90% московского мусора. В основном она не экологична - пластик, полиэтилен, алюминий.
- Жители предлагали возродить традицию сбора макулатуры и бутылок. Ставить фандоматы.
- Это все можно делать, но после того, как будет создана перерабатывающая отрасль. У фандоматов сейчас есть конкуренты – люди без определенного места жительства. Поэтому много вандализма по отношению к фандоматам. Но когда у нас будет цивилизованный рынок переработки, этот теневой бизнес уйдет сам собой.
- Какие у вас еще планы на этот год, кроме утверждения "Экологической стратегии"?
- Мы разрабатываем законопроект "О животном мире". Выйдем с ним в Мосгордуму в ноябре – декабре. Сейчас содержание диких животных в квартирах не регулируется и не регламентируется. Нужны четкие правила.
- Как вы предлагаете регулировать это?
- Мы разрабатываем систему выдачи разрешений на содержание экзотических животных. Хозяин должен будет доказать, что он может создать надлежащие условия.
- И на льва нужно можно будет получить разрешение?
- Почему бы и нет, если дом у владельца от 300 квадратных метров, сделан хороший вольер, заключен договор с ветеринарной клиникой. Это лучше, чем бедных животных мучить в клетушках, ведь в Африку назад их уже никто не повезет.
This browser does not support the video element.
В московском регионе есть полулегальные питомники с дикими кошками, мы нашим законом дадим им возможность работать легально. Это тоже бизнес, но не лицензированный, они не платят налоги. Мы же должны создать такие правила игры, чтобы регулировать рынок полностью. Если человек хочет заниматься этим бизнесом, он должен зарегистрироваться как предприниматель, платить налоги и содержать животных в хороших условиях.
Сейчас это все вне закона, даже зоологические уголки с экзотическими рептилиями в детских садах и школах.
- Разве их сейчас нет?
- Есть, но Роспотребнадзор их закрывает во время проверок.
- А если животное будет содержаться без разрешения, какое наказание за это последует? Будет ли список животных, которых в доме держать нельзя?
- Конечно, наказание обязательно должно быть и дополнительные меры мы также предусмотрим в законе. Ограничения по содержанию животных в неволе касаются всех животных, занесенных в Красную книгу, а также охраняемых международной конвенцией СИТЕС. В федеральном законодательстве есть даже уголовное наказание за изъятие редких животных из живой природы.
Беседовали Светлана Казанцева и Маргарита Верховская