В 2016 году на строительство федеральных дорог в России выделили 90 миллиардов рублей. За счет этих средств планируется построить 200 километров новых трасс, из них 40 километров придется на Московскую область. О том, как покрытие supervave будет бороться с колеей на дорогах, зачем нужны автоматические весы для фур и куда должны потратить сборы от "Платона", в интервью m24.ru рассказал руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.
– В Москве и Подмосковье дороги быстро изнашиваются, им нужен постоянный ремонт. Связано ли это с интенсивностью движения? Можно ли строить дороги, рассчитанные на такие нагрузки и не перекладывать асфальт каждый год?
– Межремонтные сроки службы современных федеральных трасс, которые строит Росавтодор, за последние годы удалось увеличить до 6-8 лет. В перспективе этот показатель планируем довести до 12 лет. В регионах эти цифры пока значительно ниже. Если говорить о московских дорогах, то по наиболее загруженным из них – Садовое кольцо, Кутузовский проспект – день по ним проезжает до 200 тысяч автомобилей. На такие нагрузки по интенсивности трафика рассчитаны единицы дорог во всем мире. Естественно, покрытие изнашивается быстрее. Эту проблему надо решать комплексно: строить трассы-дублеры, развязки, разгружать автомобильный поток. В противном случае, верхний слой "дорожной одежды", а это примерно три сантиметра, будет быстро изнашиваться, какой бы прочности материал не использовали наши региональные коллеги.
– Изнашивание дорожного полотна происходит только в Москве?
– Похожие тенденции мы видим и на своих федеральных трассах, треть из которых функционирует в режиме перегрузки. На территории Московского транспортного узла наиболее загружены М-8 "Холмогоры" и М-10 "Москва–Санкт–Петербург".
This browser does not support the video element.
– Какие инновационные технологии при дорожном строительстве планируете применять?
– При реконструкции трассы М-9 "Балтия" мы снизили стоимость работ на 40 процентов.
Применили технологию регенерации – перемололи полотно существующей дороги, добавили цемент, уплотнили и сверху залили новое полотно. А раньше пришлось бы вывозить старый асфальтобетон на переработку, размещать как отход, а потом уже привезти новый песок, бетон, щебень. В ближайшие годы планируем активно бороться с образованием колеи.
Для этого будем создавать смеси по аналогу с американской системой superpave (метод проектирования составов асфальтоботонных смесей для дорожных покрытий с повышенными эксплуатационными характеристиками – m24.ru). В США эту технологию разрабатывали более 20 лет. Мы начали ей заниматься три года назад и создали свой аналог. Два года уже устраиваем пилотные участки под смеси superpave. Более того, на территории Калужской области планируем создать полигон, где будем тестировать дорожные покрытия. Чтобы дороги сохранялись дольше, будет создаваться смесь для каждой климатической зоны, учитывая трафик, в том числе грузовой.
– Когда будет построен полигон в Калужской области?
– Думаю, в течение двух лет. Такие полигоны существуют по всей Европе и США, аналогичные есть уже и в России: у Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). Но в Калужской области мы хотим сделать тестовую площадку более современной. Полигон будет в виде кольца. Кстати, в России уже есть лаборатории, где создаются смеси по аналогу системы superpave. Они расположены на федеральных дорогах в Санкт–Петербурге, Москве, Сочи, Калуге и Хабаровске.
– Если уже есть лаборатории, изготавливающие и тестирующие superpave, зачем нужен полигон?
– Чтобы комплексно испытывать не только составы асфальтобетона, но и автомобили, и дорожную технику, проверить, как они будут себя вести на новом покрытии.
Буквально на днях зарегистрировалась ассоциация "Русасфальт", включающая в себя производителей асфальтобетона, потребителей и всех, кто производит составные части асфальтобетона: битум, каменный материал, инертный материал.
На площадке "Русасфальта" планируем подбирать наилучшие составы для покрытия дорог на разных территориях страны, чтобы максимально увеличить срок службы асфальтобетона.
– Как идет реконструкция федеральных трасс Подмосковья? Она поможет снизить нагрузку на дорожное полотно?
– Да, поможет, чем выше число полос, тем выше пропускная способность. На территории Московской области введем в этом году 40 километров новых трасс, а всего по стране более 200 километров, то есть пятая часть новых участков федеральных дорог появится в Подмосковье. К ноябрю закончим реконструкцию самой интенсивной трассы M-8 "Холмогоры" или Ярославского шоссе. В августе на этой трассе уже открылось движение на участке обхода поселка Тарасовка. Ликвидировано так называемое "бутылочное горлышко". Пропускная способность дороги увеличилась в два раза – до 167 тысяч машин в сутки, за счет расширения проезжей части до 10 полос.
В октябре запустим движение по реконструированному 32-километровому участку Новорижского шоссе, трассы М-9 "Балтия". Автомобилисты смогут проехать участок от Московского малого кольца (А-107) до "Большой бетонки" (А-108) по расширенной до шести полос дороге. Трасса "Балтия" (М-9) одна из самых безопасных дорог в стране. На 2-м и 42-м километрах "Большой бетонки"(А-108) в конце года откроются путепроводы через железнодорожные переезды, которые ликвидируют пробки на проблемных участках от Рязанского до Каширского шоссе, а также от Минского до Волоколамского.
Фото: m24.ru/Лидия Широнина
– Есть ли планы на следующий год?
– На следующий год запланировано открытие трех развязок на трассе М-7 "Волга" в районе Балашихи. Они разгрузят участки на пересечении 18-го километра с объездным шоссе, 21-го километра с улицей Советской и 22-го километра в месте примыкания Леоновского шоссе. Там уберем лишние светофоры и увеличим скорость движения.
– А сколько всего будет построено путепроводов через железнодорожные пути?
– По принятой программе до 2018 года, запланировано строительство семи переездов. Нам осталось построить еще два путепровода: на 33-м километре Московского большого кольца от Каширского шоссе до Симферопольского и на 1-м километре Московского малого кольца от Симферопольского до Брестского шоссе. В следующем году будем планировать дальнейшее строительство путепроводов.
– Одна из проблемных зон выезда из Москвы и въезда в мегаполис в районе, где Щелковское шоссе примыкает к МКАД. Будет ли расширена трасса в ближайшее время?
– К этому участку, а это порядка 30-ти километров, пока не приступаем.
Готовы сделать расширенную трассу и развязки на Щелковском шоссе за полтора-два года, конечно, при должном финансировании.
Однако проблема в том, что планы дорожников затрагивают территорию Лосиного острова, а это требует особых согласовательных процедур с правительством Московской области и Минприроды.
– Как можно сделать расширение?
– Изначально было два варианта. Первый – расширять трассу на юг. Но там построены многоэтажные жилые дома, изъятие стоило бы сумасшедших денег. Второй – расширять на север. Но там требуется изъять торговые помещения, объекты сервиса. Это дешевле, поэтому выбрали второй вариант.
– Во сколько обходится бюджету строительство и реконструкция федеральных трасс? Как отразилось колебание курса рубля на темпах возведения дорог?
– Дорожное агентство, как и вся страна, в последние два года находится в непростой экономической ситуации, испытывает бюджетные ограничения.
У нас снизились объемы средств, которые мы получаем на строительство дорог. Если три года назад выделялось порядка 150 миллиардов рублей, то сегодня 90 миллиардов рублей (без учета строительства Крымского моста).
Однако федеральным дорожникам удалось существенно повысить эффективность инвестирования получаемых из бюджета средств. С 2013 года Росавтодор ежегодно вводил в эксплуатацию в среднем 479 километров дорог. Это в 1,8 раза больше, чем за предыдущий аналогичный период. А с этого года благодаря запуску системы "Платон" начинает развиваться и практика ГЧП-проектов (государственно-частное партнерство – m24.ru) в дорожной сфере. Для ее стимулирования государством принято решение о реализации программы трехстороннего софинансирования наиболее успешных проектов с привлечением средств федерального (за счет сборов системы "Платон") и регионального бюджетов, а также частного капитала. На сегодняшний день в Росавтодоре уже находятся на рассмотрении заявки регионов на строительство 250 километров новых дорог в рамках ГЧП.
– На что вы делаете акцент сегодня?
– Сегодня мы сконцентрировались не на строительстве новых километров, а на приведении к нормативу существующих дорог, чтобы сохранить сеть. До конца 2018 года по программе приведения федеральной дорожной сети в норму финансово мы обеспечены на 100 процентов. К концу этого года норме будут соответствовать уже свыше 70 процентов трасс.
This browser does not support the video element.
– По дорогам Подмосковья вереницей идут огромные фуры, разбивающие трассы. Какие санкции планируется ввести за перегруженные грузовики?
– Сегодня каждый третий грузовик идет с перегрузом. Большинству из них удается избежать наказания.
Существуют стандартные пункты взвешивания, где находятся весы, принадлежащие Росавтодору. Остановить фуру, чтобы ее взвесить имеет право только сотрудник ГИБДД. Если обнаружен перегруз, то оформить нарушение имеет право Ространснадзор. Таким образом, чтобы зафиксировать перегруз и выписать штраф, в одной точке должны одновременно находиться три ведомства: Росавтодор, Ространснадзор и ГИБДД. Сегодня штатная численность Ространснадзора и ГИБДД существенно сократилась, поэтому в полном объеме работает менее половины весогабаритных пунктов контроля.
– Какой выход?
– Мы видим выход в том, чтобы устанавливать пункты автоматического взвешивания, которые будут работать без участия человека.
С 1 октября запускаем в "боевой режим" первые пункты системы автоматического весогабаритного контроля на федеральных трассах пилотного региона – Вологодской области.
Автоматические весы позволят взвешивать автомобили прямо на дороге во время движения без необходимости остановки транспортного средства сотрудниками Госавтоинспекции или Ространснадзора. По аналогии со штрафами за превышение скорости полностью исключается влияние человеческого фактора – это позволит сделать контроль за нарушителями максимально объективным. В случае успешного опыта внедрения "умных" весов в Вологодской области география системы будет расширена еще на несколько субъектов.
Рассматривается возможность запуска в полноценную эксплуатацию уже существующих автоматических весов на федеральных дорогах Московской и Калининградской областей. За пять лет на федеральных трассах будет развернуто 387 пунктов весового контроля. Автоматические весы охватят всю сеть из расчета на каждые 100-150 километров. Уже понимаем, где они должны стоять, чтобы водители не смогли объехать весы.
– Каким будет размер штрафа?
– Штраф за превышение нормы веса уже сейчас составляет от 150 до 500 тысяч рублей для фуры, на которой обнаружено превышение по весу. Такая сумма установлена законодательно. Перегруз фур не только портит покрытие дороги, но еще и очень опасен. У автомобиля с перегрузом все системы работают на пределе, и они могут выйти из строя. В Краснодарском крае обнаружен "грузовик-чемпион". При норме 44 тонны, машина шла с грузом 200 тонн. В прямом смысле это машина-убийца.
– Куда будут направляться штрафы, которые начнут взимать за перегруз?
– Мы предложим направлять эти средства в Федеральный дорожный фонд. Это прозрачная и понятная статья федерального бюджета. Все деньги, собранные за нарушение ПДД, тратятся только на строительство, содержание и ремонт федеральных дорог.
This browser does not support the video element.
– Какие есть возможности ускорить процесс развития весовых постов?
– Есть два реальных варианта. Первый – найти инвестора, который вложит свои средства в создание системы автоматического взвешивания, и за счет выписанных штрафов, или гарантированного платежа из бюджета вернет инвестиции, а потом передаст построенную инфраструктуру в федеральную собственность. Второй вариант – сделать все сугубо за государственный счет.
– Чем отличается новая система от уже внедренного "Платона"?
– Система "Платон" была создана по принципу "пользователь платит" и позволяет возместить естественный ущерб, который наносит коммерческий тяжеловесный транспорт в результате использования дорожной инфраструктуры. А весогабаритный контроль рассчитан на то, чтобы не допустить нарушения установленных весовых параметров со стороны перевозчиков. Здесь задача – минимизировать проезд по дорогам нарушителей на перегруженных грузовиках, которые разрушают наши дороги и мосты, убивают людей, поскольку не могут вовремя затормозить. Подчеркну, цель – собрать ноль рублей, система вводится для обеспечения безопасности и сохранности дорожного полотна
– Реакция в обществе на введение "Платона" была шумной и вначале крайне негативной. Прошло семь месяцев, насколько запуск "Платона" оправдал себя?
– Система взимания платы с 12-тонников – это, безусловно, позитивная революция в дорожной отрасли России. Сейчас можно говорить, что мы успешно реализовали этот проект. Система работает штатно, финансирование поступает, товары народного потребления перевозятся, в магазинах и на рынках все есть, нет повышения стоимости. Да, вначале реакция была бурной, но, на самом деле, общее число недовольных не превышало тысячи человек. Как правило, недовольными были физические лица, которые, ведут бизнес в серой зоне. Они до последнего не верили, что система будет запущена. С теми, кто занимается этим бизнесом честно и профессионально, мы нашли компромиссы, ответив на большинство вопросов. Количество бортовых устройств, система выдачи разрешений, способы оплаты – все было согласовано с профессиональными пользователями рынка. Времени для введения системы было более чем достаточно, так как "Платон" был принят практически единогласно депутатами Госдумы в 2011 году.
– Были мнения, что сначала надо было систему протестировать.
– Да, нам говорили, что надо было ввести тестовый режим, но система была протестирована и работала штатно. Более того, правительство пошло на беспрецедентный шаг, снизив плату до минимального размера, приблизились к размеру окупаемости.
This browser does not support the video element.
– Собираетесь повышать плату?
– Росавтодор всегда выступает за то, чтобы строить как можно больше дорог, развивать существующие федеральные и региональные трассы, а также улично-дорожную сеть городов. Для этого необходимо соответствующее финансирование. Уже в первый год своей работы система "Платон" доказала свою эффективность, как новый не налоговый источник наполнения дорожных фондов. Напомню, что 10,8 миллиардов рублей было выделено на проведение неотложного ремонта дорог в регионах и городах. К примеру, в Петрозаводске удалось отремонтировать более трети всех улиц. Еще 12 миллиардов рублей направлено на реконструкцию и ремонт уникальных искусственных сооружений (мостов и путепроводов). Всего средства получили более 40 субъектов РФ.
Решение о целесообразности возможного изменения коэффициента расчетов в системе "Платон" на данный момент не принято, вопрос будет рассматриваться вышестоящими инстанциями. Дополнительные поступления от сборов системы "Платон" в дальнейшем позволили бы добиться еще больших успехов в сфере повышения качества и безопасности автомобильных дорог страны.
– А в Московской области на что пошли деньги от "Платона"?
– В этом году Подмосковье от сбора с системы "Платон" получило 500 миллионов рублей. Они направлены на строительство моста через Москву-реку в Дубне.
– Росавтодор планировал внести в Госдуму законопроект, запрещающий езду на летних шинах зимой. Когда его представите?
– Отмену шипов проговариваем сейчас на экспертном уровне. В отличие от Мурманска или Тувы, где шипы на шинах нужны, в Москве использование шипов не всегда целесообразно, потому что состояние дорог хорошее. Пока на региональном уровне не принято решение о запрете шипов, которое должно быть сбалансированным. Мы за запрет использования шипов летом. Такой запрет на июнь-июль-август уже установлен техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств.
– Депутаты предложили сделать дороги из пластика. Это выдумки или такой эксперимент возможен?
– Технология не изучена, поэтому наука и ассоциация "Русасфальт" проверят ее и примут решение. Тогда мы узнаем, возможно использовать или нет.
– Автомобили-беспилотники для России реальность?
– Да, конечно.
По расчетам аналитиков, к 2020 году по дорогам мира будет двигаться 20 миллионов автомобилей-беспилотников. Поэтому Росавтодор готовит свою инфраструктуру под беспилотные автомобили совместно с КАМАЗом. Завод сейчас разрабатывает беспилотный автомобиль. Для испытания беспилотников выделим участок федеральной трассы. По всей вероятности, это будет дорога от Казани до Набережных Челнов.
– Какие испытания беспилотников будут проводиться в этом и следующем году?
– Сейчас тесно взаимодействуем с ГЛОНАСС, отрабатываем алгоритмы взаимосвязей дорога-машина-другая машина, тестируем оборудование системы на дорогах: метеодатчики, видеокамеры. В этом году нам нужно определить набор нужных датчиков, разметок и элементов обустройства и функционала. Строить под беспилотники отдельную дорогу не придется.
– Появление беспилотников повысит уровень безработицы среди водителей?
– Общаясь с водителями по поводу "Платона", я им говорил, что через два-три года, судя по всему, будет перераспределение трудовых ресурсов в этой сфере. В Финляндии уже система автопилотирования работает: впереди идет головная фура, а за ней – три-четыре беспилотника. Там же запущен штатный городской автобус без водителя. Беспилотники войдут в нашу жизнь быстрее, чем мобильные телефоны.
– Чемпионат мира по футболу близится. К нему тоже готовится реконструкция. Сейчас на какой стадии готовности трассы находятся?
– Росавтодор распределяет бюджетные средства и контролирует ход работ. В ближайшие два года направим 15,8 миллиардов рублей из бюджета на финансирование 11 дорожных проектов в семи субъектах, где пройдет ЧМ. В соответствии с постановлением правительства РФ, мы будем финансировать дорожные проекты в Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Самарской областях, в республике Мордовия, а также в Санкт-Петербурге.