Форма поиска по сайту

Главврач скорой помощи: "Наше желание – максимально быстро приехать к пациенту"

Фото:m24.ru/Евгения Смолянская

Скорая помощь в Москве в среднем доезжает к пациенту за 13–14 минут. На МКАД, Третьем транспортном кольце и других крупных магистралях дежурят медицинские посты. Вертолет скорой помощи совершил уже 400 вылетов к пациентам. Когда врачи получат современные планшеты, как будут объединять скорую и неотложную помощь и почему докторам не нужно предлагать подарки, рассказал в интервью m24.ru главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова департамента здравоохранения Москвы Николай Плавунов.

– По данным городских властей, скорость движения на дорогах Москвы улучшилась на 12 процентов. Означает ли это, что скорая помощь стала приезжать быстрее на вызовы?

– Сегодня в среднем мы доезжаем к пациенту за 13–14 минут, хотя наша задача приезжать не дольше чем за 20. Сократить время прибытия нам помог комплекс мер, которые осуществляются правительством города: улучшение трафика на дорогах, введение выделенных полос для городского транспорта, которыми пользуется скорая, введение на некоторых участках реверсивного движения, новая система навигации и позиционирования, помогающая водителям выбрать самый быстрый маршрут. Ну и конечно, желание самой бригады скорой помощи максимально быстро приехать к пациенту.

– А в какие районы у скорой помощи есть риск не добраться за 20 минут?

– Такие места есть на территории ТиНАО, в Юго-Восточном, Южном и других округах. Чтобы не было такого риска, мы работаем по системе постов скорой медпомощи. Таких постов по Москве уже 74. Место для их организации выбирается так, чтобы скорая помощь могла приехать в любую точку меньше чем за 20 минут. Систему постовых бригад мы начали создавать в 2010 году. Отмечу, что она оказалась очень эффективной при оказании помощи при ДТП, а также при организации скорой помощи на территории ТиНАО, где развернуто 11 постов. К постам ГИБДД мы привязали 10 постов скорой на МКАД, три поста стоят на Третьем транспортном кольце, пять точек на крупных магистралях – там, где есть наибольшая вероятность транспортных происшествий. На этих постах работают бригады скорой, специализирующиеся на оказании помощи при ДТП. Сегодня к месту аварии скорая приезжает в среднем за восемь минут.

– В будущем будут построены новые подстанции скорой помощи?

– В столице по решению правительства Москвы будет построено девять новых подстанций. Строительство трех уже заканчивается: в поселке Северном в Северо-Восточном округе, в Щербинке и в Троицке. В конце этого года планируется начало строительства на улице Ленинская Слобода в Южном округе. В 2016–2017 годах планируется строительство подстанций скорой помощи в Южном округе, на Братеевской улице, в Котлякове, в Северо-Восточном округе на улице Летчика Бабушкина, в ТиНАО на территории поселения Московский.

– Это значит, что число бригад скорой помощи увеличится?

– Пока не планируется увеличивать количество бригад. Их количество останется прежним – чуть больше тысячи. В строящиеся здания будут переселяться подстанции из старых приспособленных помещений, так что одновременно мы будем праздновать новоселье. Например, на улице Ленинская Слобода и Летчика Бабушкина подстанции будут построены на месте существующих. Обветшавшие здания снесут и возведут новые, отвечающие всем современным требованиям к подстанциям скорой медпомощи. Гаражи будут рассчитаны на 10–20 машин. На период строительства бригады скорой помощи будут размещены по принципу постов в районах оперативной ответственности, что обеспечит доступность оказания скорой медицинской помощи населению этих районов.

– Чего недостает врачам скорой?

– На мой взгляд, сейчас им не хватает полной информации о пациенте, к которому направляется скорая. Они могли бы получать ее из электронной карты больного через систему ЕМИАС с помощью планшета. Совместно с департаментом здравоохранения и департаментом информационных технологий мы планируем обеспечить в следующем году все бригады скорой помощи планшетами. Тогда врач сможет уже по дороге узнать, как давно человек болен тем или иным заболеванием, какое он получает постоянное лечение. Это поможет подготовиться к оказанию помощи, а кроме того, сократить время на опрос пациента и оказать помощь быстрее. Сейчас программа подключения ЕМИАС к планшетам разрабатывается совместно с департаментом информационных технологий и департаментом здравоохранения города Москвы. По этой же технологии мы сможем передавать информацию в поликлиники о выездах скорой к хроническим больным.

– Планшеты помогут врачам уйти от заполнения бумаг?

– Да, они смогут заполнять карту вызова не от руки, а в электронном виде. Пока же врачи распечатывают на подстанции карту вызова и заполняют оборотную сторону вручную. Но когда будут планшеты, они смогут заполнить карту в планшете, а приехав на подстанцию, просто распечатать. Кроме этого, устройство позволит улучшить качество отображения маршрута движения бригады на экране. В общем, возможности большие и выше перечислены только основные.

– Однако любая электроника может выйти из строя. Будут ли врачи вести параллельно запись от руки?

– Этого не потребуется, наша информационная система достаточно устойчива, и в ней предусмотрено резервирование.

This browser does not support the video element.



– Вы сказали, что труднодоступные районы для скорой помощи есть в ТиНАО. Как пациентов, живущих там, сейчас доставляют в столичные больницы?

– С этого года активно начали использовать для доставки больных вертолет, произведено более 400 вылетов. Пока он один и базируется на территории городской клинической больницы им. О.М. Филатова. Однако город закупил еще две машины, которые проходят этап согласования на эксплуатацию. Мы надеемся, что они начнут летать в конце этого года – в начале следующего. Всего в Москве десять вертолетных площадок, расположенных на территории больниц. А одна площадка находится на крыше Института детской травматологии и хирургии. Кстати, на территории ТиНАО расположено три десятка вертолетных площадок.

– Трех вертолетов хватит на всю Москву?

– Пока достаточно. Во-первых, не на все вызовы вылетает вертолет, а только в экстренных случаях. Прежде всего, его отправляют за больными в отдаленные районы, Зеленоград или районы ТиНАО. Бригада скорой действует так: приезжает за больным, оказывает медицинскую помощь и эвакуирует к вертолетной площадке, а затем вертолет транспортирует его в клинику, где такая площадка также есть. Время прибытия в больницу сокращается как минимум в два раза.

– Перевозка на вертолете для пациента бесплатна?

– Конечно, это бесплатно. Медицинская авиация необходима мегаполису, это современные требования, и город выделяет на ее содержание необходимые средства.

– Сколько нужно построить в ТиНАО больниц?

– Сейчас мы активно используем больницу РАН, находящуюся в Троицке. Однако, там имеются не все профили для экстренной госпитализации. С другой стороны, пациентов есть куда эвакуировать: 17-я больница в Солнцеве, недалеко 12-я в Южном округе на Бакинской, 79-я на Коломенском проезде, 64-я на улице Вавилова. Периодически используем стационары Московской области.

– Недавно заработал сервис СМС-вызовов скорой помощи для слабослышащих. Востребован ли он? Будете подобные сервисы создавать для людей с другими ограниченными возможностями?

- Этот сервис создан специально для слабослышащих и глухонемых. Он заработал три-четыре месяца назад. В Москве живет более 10 тысяч таких людей. Совместно с московским отделением общества глухонемых мы отработали два шаблона SMS-сообщений, когда пациент находится дома и вне дома. Организация нам дает данные своих членов, мы их вносим в базу и уже по номеру телефона определяем адрес, если пациент вызывает скорую из дома. Если вне дома, то к своему сообщению ему еще нужно указать адрес, где он находится. Номер телефона известен только слабослышащим, они узнают его в обществе глухонемых. Для других категорий пациентов это вряд ли целесообразно. Департамент соцзащиты оснастил людей с ограниченными возможностями тревожной кнопкой. Нажав на нее, они могут связаться с диспетчером, а он им вызовет скорую помощь. Но слабослышащие и глухонемые – это все-таки особая категория горожан, у них реально возникают проблемы вызова скорой.

– Сколько работает специализированных акушерских бригад?

– Более 50. И их вполне достаточно, потому что оказать помощь беременной женщине обязан любой врач скорой помощи, в том числе и принять роды в машине. В этой ситуации женщину и ребенка доставят в ближайший роддом.

– Создание неотложной помощи вам облегчило работу?

– Эффективность своей работы благодаря созданию неотложки мы смогли повысить. Новая служба взяла на себя вызовы, связанные с температурой, головной болью, небольшим повышением артериального давления. Напомню, что систему неотложной помощи начали развивать в 2011 году. Сейчас работает 190 бригад по Москве при детских и взрослых поликлиниках, они приезжают к пациенту в течение двух часов.

This browser does not support the video element.



– Объясните, чем отличается скорая и неотложная помощь? Как определить человеку, когда вызывать скорую помощь, а когда неотложную?

– Какую помощь вызывать, зависит от состояния человека. Если есть угроза жизни, то однозначно скорую помощь. А если человек сомневается, он может позвонить на номер 103 в оперативный отдел скорой помощи – диспетчер его переключит на врача-консультанта, и он поможет определить человеку, какой вид помощи к нему приедет – скорая или неотложная. Кстати, многие звонят просто проконсультироваться с врачом по приему препаратов, как себя вести при недомогании. К категории неотложной помощи относятся ситуации, в основном связанные с обострением хронических заболеваний, простудными заболеваниями и др.

– У неотложной помощи другие номера. Порой москвичам сложно сориентироваться, куда звонить: либо набрать известный номер 103, либо семизначный номер неотложки. Возможно ли в будущем появление одного номера для двух видов помощи?

– Да, такие планы у нас есть. Мы совместно с департаментом здравоохранения и департаментом информационных технологий прорабатываем технологические возможности для организации объединенного кол-центра для всех вызовов: и для скорой, и для неотложки. Эта работа пока не завершена, проводим дополнительные консультации со специалистами МГТС.

– Если ваши операторы будут принимать также вызовы неотложной помощи, это потребует увеличения штата?

– Да, рабочие места добавятся. Сейчас в оперативном отделе работают более 700 человек, их функции четко разделены: часть работников принимает вызовы, другие передают их на исполнение бригадам скорой помощи, а кто-то контролирует выполнение вызова, проводит постоянный мониторинг.

– Сколько сейчас составляет время ответа оператора? Планируете его уменьшить?

– Сейчас время ожидания составляет не более 10 секунд. Планируем довести это время до 5–7 секунд. Это реально, и мы ставим такую задачу.

– Есть ли у бригад скорой нормативы по выездам? Сколько времени они должны проводить с больными?

– Установленного норматива нет. В среднем бригада выполняет 13–14 выездов в сутки. Конечно, в период эпидемического подъема простудных заболеваний выездов больше. В среднем врач и фельдшер у пациента проводит около 35 минут, но жестких лимитов нет, все зависит от состояния больного.

– Работа врачей скорой помощи – одна их самых стрессовых. Как вы заботитесь о своем медперсонале?

– Медицинская профессия вообще одна из самых тяжелых, не только на скорой. Поликлиника и стационар также требуют большой самоотдачи. Врачи скорой помощи привыкают к особенностям своей работы. Наверное, слово "фанатик" неприемлемо к этой ситуации, но работа становится для них потребностью: быстро выехать, быстро помочь. У нас говорят, что скорая – это образ жизни. А еще кому-то такая работа удобна с точки зрения графика: сутки отработал и три дома. Привлекают и достойные зарплаты. Также на скорой организована помощь клинического психолога, проводятся психологические тренинги с персоналом.

– Иногородних у вас много работает?

– Порядка 45 процентов наших работников – это не жители Москвы. Ну и что? Это абсолютно нормальная практика. К нам приезжают медики из близлежащих областей, им удобно работать в сменном графике, а потом уезжать на несколько дней домой. Их квалификация не вызывает сомнений. Перед приемом на работу опытные врачи проводят тестирование и собеседование с каждым кандидатом.

– Как нужно вести себя врачу, если ему пациент намерен подарить подарок?

– Отказаться, поблагодарить и ехать на следующий вызов. У бригады нет цели получать подарки. Я беседовал со многими нашими сотрудниками, никто какой-либо заинтересованности по этому поводу не высказывает.

– Вы призываете москвичей подарки не дарить?

– Да, потому что такая благодарность негативно влияет на профессиональное самолюбие наших сотрудников. Нам от этого нужно постепенно отходить. Врач как профессионал получает удовлетворение от хорошо выполненной работы, ему есть чем гордиться. И на этом фоне предлагать ему коробку конфет, на мой взгляд, нелепо. А уж деньги – это категорически неприемлемо, просто исключено. Надо признать, что обращений от москвичей о том, что врачи скорой берут деньги, давно нет. И это радует.

Беседовала Светлана Казанцева