Форма поиска по сайту

Атака пауков: в "Гараже" открылась выставка скульптора Луиз Буржуа

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

В рамках специальной программы 6-ой Московской биеннале современного искусства в Музее современного искусства "Гараж" открылась выставка выдающегося американского скульптура "Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки".

На выставке вниманию посетителей представлено более 80 работ художницы, среди которых инсталляции, собранные из предметов мебели и одежды, ранние скульптуры, живопись и графические работы. Также на вставку приехали два гигантских бронзовых паука, которые во многом стали визитной карточкой Буржуа, и именно благодаря им ее творчество узнают во всем мире. Паук Maman установлен на площади искусств в парке Горького прямо перед музеем. Скульптура специально была создана по заказу нью-йоркского "Тейт Модерн".

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий. Джерри Горовой, директор фонда Луиз Буржуа

В Москве выставку представил директор фонда Луиз Буржуа Джерри Горовой, который более 30 лет работал вместе с художницей. Он рассказал, что паук был для Буржуа символом матери. Балансирующий на тонких длинных конечностях над землей и защищающий подвешенную к брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Сама Луиз, которой не стало пять лет назад, говорила: "Подобно паукам моя мать была очень мудрой. Паук – заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама". Этот образ был важен для художницы еще и потому, что ее мать была ткачихой и занималась реставрацией ковров. Поэтому паук, плетущий паутину, ассоциировался у нее с этим кропотливым трудом.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Московская выставка получила название "Структура бытия: клетки". Клетка стала еще одним важным и символичным образом для Буржуа, которому посвящена целая серия работ. Для нее была важна метафоричность и неоднозначность его трактовки: с одной стороны это биологический элемент, с другой – религиозный символ аскезы (монашеская келья), архитектурный элемент или ассоциация с тюремным заключением. Впервые этот термин в ее творчестве возник при подготовке к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, и с тех пор художница постоянно возвращалась к этой серии.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Однако клетки – это не только символ заключения, но и способ представления ее работ. Зритель как бы путешествует по пространству памяти мастера, заглядывая в ее воспоминания. Художница говорила: "В каждой "Клетке" есть удовольствие вуайериста – трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой". Некоторые клетки представляют собой инсталляции из дверей, составленных спиралью, внутрь которой можно заглянуть только через щели между ними.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Внутри оказываются обрывки детских воспоминаний: предметы мебели. Принадлежавшие матери или отцу, одежда, объекты детских/женских страхов или желаний. Горовой говорит, что Буржуа не была фрейдисткой или феминисткой, но она была против патриархата. С отцом у художницы были сложные отношения, что отобразилось в большом количестве ее работ. "Она говорила что искусство – это ее психоанализ и ее религия, через которые она преодолевает свои страхи и в которых она ищет ответы на важные для себя вопросы", - рассказывает директор фонда художницы.

Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий

Психоанализ и самопознание приводят художницу к теме зеркал, которые она активно начинает использовать в серии "Клетки". На выставке в "Гараже" ключевой работой становится монументальная инсталляция "Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?" 2007 года, в которой гигантское вращающееся зеркало становится важнейшим самостоятельным элементом. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года, и сам зритель, который, оказываясь в пространстве работы, становится ее частью.

Луиз Буржуа неоднократно приезжала в Россию. Первый раз она оказалась здесь в 1932 году, а в 1934-м посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетелем первомайской демонстрации. Спустя почти 70 лет, в 2001 году, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге открылась первая в России крупная ретроспективная выставка. Экспозиция в "Гараже", реализованная в рамках специальной программы биеннале, стала первой ретроспективой выставки в Москве.

Джерри Горовой и Барт де Баре, куратор основного проекта 6-ой Московской биеннале современного искусства. Фото: m24.ru/ Владимир Яроцкий