17-летняя девушка умерла во время пластической операции в одной из московских клиник. Пациентка родилась с синдромом Гольденхара – деформация лица – из-за чего мать отказалась от нее еще в роддоме. Предполагалось, что после операции девушку примут в родную семью. Эксперты в области пластической хирургии рассказали m24.ru о том, что случилось во время операции подростка, можно ли вообще делать пластику детям и как подготовиться к подобной операции.
Фото: ТАСС/YAY
Председатель совета общества защиты пациентов Андрей Хромов в беседе с m24.ru заявил, что оперировать несовершеннолетних можно только в тех клиниках, где имеется педиатрическое отделение. Погибшей Екатерине Б. было 17 лет.
"В этом случае была не совсем пластическая операция. Перемещение костей и восстановление деформации лица – это реконструктивная хирургия. Делать подобные операции несовершеннолетним можно только в педиатрической клинике, чтобы в ней обязательно была лицензия на работу с детьми. Если у этой клиники (где скончалась девочка – m24.ru) не было такого разрешения, то она понесет ответственность как предприниматель – это очень серьезное нарушение", – пояснил эксперт.
Он добавил, что чаще всего детям проводятся операции по коррекции ушной раковины.
"Такие операции часто делают детям семи-восьми лет, перед первым классом, чтобы ребенка не дразнили в школе. В клинике, где будет проходить операция, должно быть анестезиологическое пособие (общий и местный наркоз – m24.ru), которое ориентировано на детей. Подготовиться к подобной операции несовершеннолетним нужно так же, как и взрослым – сдать анализы крови. Однако быть точно готовым к анафилактическому шоку сложно. Это как
алкогольное опьянение – носит накопительный характер. Если, например, выпить две рюмки водки, то можно чувствовать себя нормально, потом выпить всю бутылку – уже так себе, а еще сто грамм сверху – получится алкогольное отравление. Тоже самое с анафилактическим шоком: когда доза препарата увеличивается, тогда организм начинает на это бурно реагировать", – рассказал Хромов.
Он отметил, что причин смерти во время
пластической операции может быть много. Фатальный конец может наступить как во время проведения операции, так и после нее.
"Смерть может наступить при повреждении сосудов и артерии. Но в основном – это антологические ошибки. Но от анафилактического шока умереть – надо постараться. Пациент находится на аппарате искусственного поддержания дыхания. А у любого анестезиолога во время операции должны быть антигистаминные препараты. Если
начинается аллергия, в течение двух минут вводится антигистамин и операция продолжается", – сказал специалист.
Хромов подчеркнул, что большинство
смертей во время операций происходит из-за халатности самих врачей.
"Чаще всего именно халатность врача становится виной подобных случаев, кто-то что-то недосмотрел. Есть еще такое понятие как "профессиональная усталость". Врач делает тысячи пациентам операции – все хорошо, а тысяча первый случай – все пошло не так. Это, конечно, неправильно. Всегда нужно быть внимательным, что с первым, что с тысяча первым пациентом. В экстренных случаях счет идет на секунды. Если все сделано оперативно, то человек остается жив", – заключил он.
Президент Российского общества пластических реконструктивных и эстетических хирургов Константин Липский рассказал m24.ru, что операция Екатерины никакого отношения не имеет к пластической хирургии.
"Ей выполнялась костно-пластическая операция на своде черепа. Это то же самое, что просить меня комментировать операцию, например, по "пластике митрального клапана". Слово пластика с латинского переводится как "создание" и используется во многих отраслях хирургии. Стоит поинтересоваться, сколько пациентов в сутки умирает на операционных столах в клиниках Москвы!", – отметил специалист.
Он добавил, что СМИ формируют плохой имидж пластической хирургии как специальности, испытывая "странный интерес" к любой операции, где звучит слово "пластика".
"Наиболее частая причина смерти в
пластической эстетической хирургии – это анестезиологическое пособие, анафилактический шок или тромбоэмболия легочной артерии. Анестезиологический риск (шанс возникновения каких-либо осложнений в процессе или в результате применения наркоза – m24.ru) присутствует при любой операции, но как только журналисты слышат слово "пластическая", то тут же это происшествие получает невиданный ажиотаж. Последние две причины можно отнести к несчастным случаям, которые могут произойти в любой момент жизни: укус пчелы может так же привести к фатальному анафилактическому шоку", – заключил специалист.