Форма поиска по сайту

Война без правил: в Театре Маяковского поставили пьесу Артура Миллера

Театр имени Маяковского представил премьеру: режиссер Леонид Хейфец поставил пьесу драматурга Артура Миллера "Все мои сыновья".

Новой работе мастера зрители аплодировали стоя. Написанная почти 70 лет назад пьеса прозвучала настолько громко и актуально, что стерла временные различия. Режиссер возвел американскую постановку на глубокий философский уровень, практически нивелировав национальный колорит. Он проявляется лишь в декорациях и внешнем антураже.


Фото: facebook.com/t.mayakovskogo

Действие происходит во время Второй Мировой войны в Америке в доме Келлеров. Глава семьи – бизнесмен Джо Келлер (его роль исполняет Виктор Запорожский), крепко стоящий на ногах. Его жена Кэт (артистка Ольга Прокофьева) будто проживает две жизни: здесь, в настоящем, она ведет хозяйство, следит за домом, поддерживает отношения с мужем и старшим сыном Крисом. А в другой реальности она ждет – обреченно, исступленно, истово. Ждет, что с войны вернется ее младший сын Ларри – пропавший без вести летчик.

Три года бесконечного ожидания сливаются в один день. Героиня Прокофьевой начищает обувь младшего сына, не переставляет мебель в его комнате, составляет гороскоп, ведь Ларри не мог погибнуть 10 февраля – в свой астрологически благоприятный день. Он вернется, обязательно вернется, надо только верить и ждать – такая интерпретация симоновской "молитвы" в американском контексте.

Фото: facebook.com/t.mayakovskogo

Спектакль начинается с того, как Джо Келлер вместе с соседом разбирает бурелом: на штат обрушился ураган, повалил деревья и сломал яблоню, посаженную когда-то в честь Ларри. Огромное серое дерево занимает почти всю сцену. Его ветви и корни, словно семейные связи, сломаны. Пробираться через эти преграды сложно и больно: сучья мешают, цепляются, царапают. В растительные капканы попали абсолютны все обитатели на первый взгляд благополучного дома. И если в первом действии зритель постепенно, шаг за шагом, вникает в семейный уклад героев, то после антракта становится свидетелем драмы.

Свои миллионы Джо Келлер заработал на войне, сознательно отправив на фронт бракованные снаряды с трещиной – тогда из-за "ошибки" погиб 21 летчик. И эта правда, ударившая по всем, поднимает из глубин множество вопросов. Что такое преступление и наказание? Есть ли у больших денег цена или война все спишет?

Фото: facebook.com/t.mayakovskogo

Джо Келлер в исполнении Виктора Запорожского не вызывает ненависти, несмотря на свой поступок. Он тоже жертва, и его грех вернулся к нему бумерангом. Война прошла не мимо него, а по нему, перемолов в труху и семью, и важные когда-то ценности – во времена, когда поваленные нынче деревья были большими. "Нет в Америке чистых денег!" – кричит он сыну Крису, объясняя свои мотивы. Война априори грязна, и всегда найдутся те, кто нагреет на ней руки. Келлер пытается оправдать себя, но в итоге не выдерживает. В спектакле Хейфеца ружье не висит на стене, но выстреливает в финале: главный герой пускает себе пулю в висок.

Работа Ольги Прокофьевой в спектакле завораживает: актриса полностью вживается в образ самоотреченной матери и тонко балансирует на грани между сумасшедшей материнской любовью и безумием, что ей всецело веришь. Вечные темы отцов и детей, раскаяния и прощения, любви и предательства поднимаются в постановке и делают ее предельно понятной и близкой зрителю. Пьеса "Все мои сыновья" погружает зрителя в настоящий, глубокий психологический театр и не оставляет равнодушным.