Форма поиска по сайту

Притяженья больше нет: голландский театр сыграл в Москве спектакль "Год рака"

На театральный смотр "Сезон Станиславского" привезли голландский спектакль "Год рака", поставленный Люком Персевалем по роману Хюго Клауса. Художественный руководитель гамбургского театра Thalia не смог присутствовать на показе в Москве из-за репетиций новой постановки. Тем не менее примечателен факт, что фестивалю, переживающему не самый оптимистический период своего существования, вопреки финансовой нестабильности удалось представить в программе работы европейских режиссеров.

Фото:theateraanhetvrijthof.nl

Люк Персеваль называет фламандского писателя Хюго Клауса одним из первых в числе своих литературных фаворитов. При жизни автор несколько раз становился номинантом на Нобелевскую премию. Его до сих пор почитают в Нидерландах за смелый критический роман "Горе Бельгии", в котором Клаус выступает как обличитель давления римской католической церкви в Фландрии. Более раннее произведение "Год рака" не столь популярно. По мнению Персеваля, оно во многом недооценено современниками. В основе реальная история взаимоотношений Клауса с актрисой Китти Курбуа (ее кинематографический дебют состоялся в экранизации "Дневника Анны Франк").

Действие романа происходит в 70-х в Амстердаме – городе-образце либертинизма. В спектакле Персеваля, впрочем, отсутствуют какие-либо географические и временные обозначения. Первое, что видит попавший в зал зритель – десятки парящих над голой сценой анатомически неправильных мужских кукол из секс-шопа (знатоки рассказали, что такую модель производили в Европе во времена движения хиппи). Умная, компактная версия романа Хюго Клауса (драматург Петер ванн Крааг) – чувственный дуэт с живым музыкальным аккомпанементом. Безымянный главный герой, от чьего имени идет повествование, и безымянная женщина (в романе они – представители разных социальных групп: он человек со средствами, она гримерша в маленьком театре) испытывают друг к другу непреодолимое влечение. Они часто и надрывно ищут пути к сексуальной совместимости. В этой трагикомической love story главные акценты расставлены на разнонаправленности, быстротечности и конечности.

Персеваль выстраивает идеальный баланс напряжения между текстом и движением. Увлекаясь языком тела, он вместе с хореографом Тедом Стоффером ищет интересные эмоциональные состояния. При этом все любовные сцены он решает строго статично. В них обнаруживается ощутимая неловкость, противоестественность и комичность. Эйфория первого совместного сексуального опыта исчезает после того, как героиня (Мария Краакман) засовывает ноги в штанину партнера (Гейс Шолтен ванн Ашат), и оба пытаются из нее выбраться, корчась в неуклюжих позах. Этот метафоричный момент характеризует проблематику драмы.

Физически изнуряющие этюды околоальковных игр, полных абсурда, аффектов (взбалмошная героиня колотит партнера одной из висящих резиновых кукол и запихивает сдувшееся полотно к себе в трусы), сентиментальной наивности и сменяющие их трогательные диалоги сопровождаются изысканными минималистскими прелюдиями для фортепиано (композитор Йерун ван Веен). Этот незримый персонаж всей своей страстностью предлагает влюбленным следовать за собой, но этого не происходит. Пара устает от отношений и отправляется поодиночке искать легкости на стороне.

Финал экзистенциальной драмы, рассказанной близко к коже, вынесен в название. Свободная духом женщина оказывается смертельно больна. Ее тело кремируют. За обрядом погребения наблюдает герой, который, как выясняется, на тот момент, успел связать себя узами брака и родить дочь. Прошлая большая любовь не перестает тяготить как бремя. Она оставляет глубокие незаживающие раны.

Персеваль представил крепкую работу, где все составляющие сбалансированы и поданы в нужных пропорциях. Здесь не идет речь об эксперименте или новаторстве, но в каком-то смысле "Год рака" – мастер-класс на тему "как играют драму в современном европейском театре". В отличие от фабулы спектакля его зритель не обманулся ложными ожиданиями.

Фестиваль "Сезон Станиславского" завершится завтра постановкой Сергея Безрукова "Сон разума" (Губернский театр).