Форма поиска по сайту

Отпетые мошенники Василия Шукшина: в Моссовете представили премьеру

Фото: facebook.com/TeatrMossoveta

В эти дни в Театре имени Моссовета дают целую серию премьер. Всего их будет три. Самая интригующая – работа Андрея Кончаловского "Вишневый сад", последняя из трилогии спектаклей по крупным чеховским шедеврам. Публика увидит ее в начале февраля, а пока на основной сцене играют пьесу Василия Шукшина "Энергичные люди", которую поставил худрук театра, живая легенда, обладатель приза "Золотой маски" "за выдающийся вклад в развитие театрального искусства" Павел Хомский.

В свое время этот сатирический памфлет – "Энергичные люди" – звучал очень свежо. Общественно-политический альманах "Наш современник" отказался публиковать его. "Литературная Россия", издание более смелых взглядов, выпустило "Энергичных людей" в трех номерах в 1974 году. В это же время в Большом драматическом театре прошла премьера одноименного спектакля в постановке Георгия Товстоногова. Василий Шукшин сам принес режиссеру свое произведение, и тот счел материал удачным, хотя потом в воспоминаниях говорил иначе: "в общем-то, это сценический фельетон, и в нем Шукшин не достиг глубин собственной прозы". Юрий Кружной, петербургский искусствовед, наблюдавший за репетиционным процессом, смог в какой-то момент уловить важное обстоятельство – по жанру первая пьеса Шукшина, ориентированная на театр, оказалась все-таки хороша для чтения, а на сцене все рассыпалось на части. Тем не менее, "Энергичные люди" продержались в репертуаре БДТ до конца 80-х годов, что вряд ли может характеризовать спектакль как провальный.

Павел Хомский услышал в пьесе Шукшина интонации, созвучные сегодняшнему дню – типажи (воры и хапуги) все так же узнаваемы, пороки и страсти сопутствуют любой эпохе – будь то античность или Советская Россия. Однако до конца актуализировать историю режиссер не стал, остановился на 90-х, еще отзывающихся в памяти. В этом отретушированном ретро встречаются и малиновые пиджаки, и хит "Сиреневый туман". Но на этом отсылки к временным рамкам заканчиваются. Ни единого намека на эпоху правления царя Бориса Николаевича не последует. Образы мошенников не испорчены уголовным кодексом, наивны и даже трогательны.

Фото: facebook.com/TeatrMossoveta

Шесть пройдох собрались в доме у самого импозантного из них (единственного, обладающего не только прозвищем, но фамилией, именем и отчеством) – Аристарха Петровича Кузькина, затейника и балагура. Эта компания прекрасно проводит время в типичных мужских утехах – за стопкой. Может, эту "сладкую жизнь" и снесла бы молча супруга, Вера Сергеевна, да только ее развеселый муж уж очень падок на слабый пол. И тот, несмотря на лета Аристарха Петровича, отвечает взаимностью, подкидывая в его карманы любовные записки. Желание проучить изменщика наводит женщину на мысль – донести на спекулирующего Кузькина и всю его компанию. Копия письма прокурору отрезвляет хозяина дома.

Здесь начинается комедия положений, где найдется место и для покушения – с тесаком для разделки мяса и сочувствующим Лысым, гуманистом с замашками Чикатило, и для покаяний на коленях, и для появления жрицы любви Сони, солидарной с женским горем Веры Сергеевны. И, конечно, в финале явятся люди в погонах, которых ждут все второе действие.

Этот спектакль Павла Хомского рассчитан на старшую аудиторию Театра имени Моссовета (она с удовольствием смотрела в прошлом сезоне его "Диона", в этом – вспомнит, как зачитывалась Шукшиным). Разоблачений и политических спичей не будет. Монолог Аристарха Петровича, его краткий "курс по экономике" с коронной фразой "кажется, пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально под воровство" понизит градус комедии, но всего на несколько минут.