Форма поиска по сайту

Анна Беляева - о фестивале медиаперформансов в Москве

Фото: "Платформа"



Корреспондент M24.ru пообщалась с куратором фестиваля медиаперформансов Анной Беляевой. О спектакле на орбите, танце роботов и отличии отечественных перформансов от западных – в нашем материале.

Фото: "Платформа"

- Анна, искусство перформанса шагнуло вперед. Но движется ли вместе с ним зритель? Насколько он готов воспринимать новаторские идеи художников?

- Зритель готов, если открыт. Но я сочувствую нашей пиар-команде, так как нам нужно анонсировать нечто новое. Сложно рассказывать публике о жанре медиаперформанса. Легче показывать. Поэтому мы ориентируемся на зрителя, который искушен, но лоялен.

- То есть случайный зритель не придет на перформанс?

- По-разному бывает. Но у тех, кто был, никогда за три года не возникало вопроса: "Зачем?" В каждой постановке есть четкое послание зрителю, он сможет его понять, будь это абстракция или нарратив. При этом мы отвечаем за качество.

- Есть ли у западных перформансов преимущества перед нашими, российскими?

- Мы плетемся в хвосте в плане менеджмента. У нас ставят медиа перформансы, но тех, кто это делает, можно пересчитать по пальцам. В частности, это хореограф Анна Абалихина, которая является куратором направления "танец" на "Платформе". У нее первой появились постановки, которые она часто показывает за рубежом.

И главная наша проблема именно менеджмент: составлять технический райдер, коммуницировать с площадками.

Что касается творчества и оборудования, то мы не отстаем, а в некоторых случаях даже опережаем.

Фото: "Платформа"

- На прошлом фестивале медиаперформансов москвичи увидели 50-часовой информанс от Драгана Живадинова. Есть ли какая-то принципиальная разница между информансом и перформансом?

- Мне нравится, как художники постгравитационного искусства определяют понятия. Искусство трансформанса – то, что мы видим в театре, - существует несколько тысяч лет. Оно предполагает превращение актера в другого персонажа. Актер реализует творческую идею режиссера и драматурга. Драган и его соратники занимаются информансом. Они превращаются в нейтральный абстрактный передатчик определенной информации, которую предлагают зрителям. А перформер остается на сцене собой. Как художник рисует картину, так и перформер в некий отрезок времени вкладывает свой смысл.

- Вы позиционируете Медиафестиваль как площадку для расширенных перформансов, отличных от арт-перформансов? В чем разница?

- В классической трактовке Маршалла Маклюэна "медиа" - это расширение возможностей человека. У художников в случае расширенного перформанса есть шанс использовать новые технологии: сценография, свет, звук и многое другое. Я вообще против жестких границ. Мне кажется, нет четкого деления на арт-перформанс и медиа-перформанс.

- Анна, с чего началась история фестиваля медиаперформансов в Москве?

- Я являюсь куратором фестиваля Медиаперформансов третий год подряд. Проект "Платформа" был изначально заявлен как площадка для творческого эксперимента и для объединения разных жанров: театр, танец, музыка и медиаискусство. В начале кураторами направления "медиа" были российские медиа художники – группа "Электробутик", а я была исполнительным продюсером. Мы сделали первый проект - выставку Газиры Бабелли – вымышленного персонажа - художницы из Second life, за которым стоит итальянский программист. Но формат выставки не сработал. Зрители, которые приходили на "Платформу", в фойе которой находилась выставка, стремились в зал на спектакль, не обращая внимания на экспозицию.

Позже я прислала художественному руководителю "Платформы" Кириллу Серебренникову разные ссылки на известные мне сценические проекты в сфере медиаискусства. Кириллу Семеновичу все понравилось, и я стала куратором фестиваля медиа.

Фото: "Платформа"

- Каждый год у фестиваля новая тема?

- Мне как куратору сложно задать направление и выбирать под эту тему медиаперформансы. Во-первых, у нас в России мало готовых постановок и готовых к реализации идей. Поэтому выбирать особо не из чего. Во-вторых, фестиваль отличается от других форматов тем, что он, как живой организм. Когда фестиваль зарождается и растет, в нем начинают проявляться темы и смыслы. Хедлайнером на первом фестивале был уникальный коллектив – театральный проект Postgravity Art. Лидер этого проекта Драган Живадинов был членом известной венской арт-группы NSK . Драган заведовал именно театральным направлением. С 1990-х годов Драган и его соратники сотрудничают со Звездным городком и каждые пять лет в невесомости показывают спектакль, который называется "NOORDUNG 1995::2045". В 2045-м году Драган собирается показать этот спектакль на орбите.

- Что из себя представляла работа Драгана?

- Все пространство "Платформы" с помощью медиа - проекции, звука, света – было превращено в пульсирующую живую инсталляцию. В течение всех этих 50 часов Драган не спал, пил только воду. И либо танцевал, либо читал, либо информировал зрителей, рассказывая им про постгравитационное искусство, про связь художников с полетами человека в космос.

Фото: "Платформа"

- Можно ли сказать, что все три фестиваля медиаперформансов разные?

- Первый фестиваль был для нас определяющим. Во второй раз мы ушли в абстракцию, были показаны перформансы без повествовательных смыслов, и это были очень старые работы культовых медиа художников. На третьем фестивале сами медиа начали жить своей жизнью. Например, художник Сергей де Рокамболь задействует настоящих промышленных роботов. Они вместе с танцорами полноправные участники перформанса.

Сингапурский художник и хореограф Дэниел Кок в своем перформансе "Вопросы и ответы" использует интернет в качестве средства сбора информации. Мы помогаем Дэниелу провести среди московских любителей современного танца опрос на тему того, что они бы хотели увидеть на сцене. И 17 июня Дэниел покажет танец, который будет полностью соответствовать пожеланиям зрителей.

- Как проходил отбор участников для фестиваля этого года?

- Есть художники, с которыми я давно сотрудничаю, - Сергей де Рокамболь и его супруга Анна Николаева. Я стараюсь использовать все имеющиеся кураторские и продюсерские возможности, чтобы у них была возможность показывать их многогранное творчество. То же самое можно сказать о художнике Гермесе Зайготте.

Остальных зарубежных художников я увидела на фестивалях. Например, с Дэниелом Коком и его куратором познакомилась в Японии на форуме, посвященному перформансисткому искусству. Куратор Кока рассказал, что сотрудничает также с художником Чой Ка Файем, который занимается исследованиям, связанными с мозговыми волнами, а также занимается цифровой архивацией движений культовых танцоров. Его работу я увидела на фестивале Exodus в Любляне. Оттуда также выбрала несколько участников для нашего Медиафестиваля. Это южнокорейская художница и хореограф Гумъйонг Йонг, Чой Ка Фай и Дэниел Кок.

- Расскажите о российских участниках.

- Сергей де Рокамболь и Анна Николаева – художники из Санкт-Петербурга. Они показывают перформанс о "Сны Звероящеров". Вообще они работают в жанре абстрактного метаконцептуализма. Сергей искусно жонглирует концепциями, знаковыми системами. Это очень интересно, и красиво, так как они оба очень хорошие визуальные художники.

Также мы показываем, и для меня и для "Платформы" - это большая честь, спектакль, поставленный этой весной на Новой сцене Александринского театра. Команда под предводительством Юрия Дидевича поставила спектакль Neurointegrum. В нем актриса очень очевидно взаимодействует со светом, звуком и видео, но делает это без движения, используя свой мыслительный процесс. Этот спектакль может гастролировать . Перевозить его сложно, дорого, но возможно. В Москве мы представим его в максимально приближенном к питерской версии формате.

Фото: "Платформа"

- Работы чьих художников из программы фестиваля вас притягивают больше всего?

- Все, что есть в программе, я бы хотела пересмотреть еще раз. И есть желание снова увидеть южнокорейскую художницу Гмъйонг Йонг. Это барышня – космический персонаж, обладающий каким-то потрясающим магнетизмом, она словно вышла из фильмов Ким Ки Дука.

- Анна, как планируете развивать фестиваль медиаперформансов?

- "Платформа", заканчивая свое резидентство на "Винзаводе" после 3-х сезонов, продолжает существовать как концепт, как фестиваль, как лаборотрия и как административно-технический ресурс. Наша задача – найти для проекта новые возможности в рамках нескольких площадок.

Надеюсь, получится проводить на нескольких площадках и Медиафестиваль. Сейчас мы вынуждены работать на одной сцене, у нас ночные монтажи. Все эти недели команда одновременно репетирует и монтирует несколько перформансов. Если фестиваль будет на разных площадках, мы получим возможность несколько раз показывать один перформанс, и зритель сможет посетить большую часть мероприятий.

Алла Панасенко