Форма поиска по сайту

Спектакли недели: от "Тартюфа" до "Вальпургиевой ночи"

Репетиция спектакля "Горе от ума". Фото: sdart.ru

Оригинальное прочтение Грибоедова Александром Огаревым, новая работа на злобу дня от француженки Брижит Жак-Важман в Театре имени Пушкина, трезвый философ Ерофеев в исполнении Игоря Миркурбанова и небанальная околошекспировская опера в Театре Покровского – выбор недели М24.ru.

"Горе от ума"

Даже с хрестоматийной классикой в Школе драматического искусства умеют сделать что-то такое, что пьеса, созданная столетия назад, приобретает невероятно актуальное звучание, при этом не теряя сути, заложенной драматургом. Герои Чехова, Островского предстают нашими современниками, невзначай зашедшими с улицы в здание на Сухаревке.

В завершении сезона Александр Огарев выпускает "Горе от ума" с Игорем Яцко в роли Фамусова и с двумя Чацкими – Евгением Поляковым и Ильей Козиным и неожиданно разновозрастными Молчалиными – Кириллом Федоровым и Олегом Малаховым. "Мильон терзаний" по Огареву – психологическая ловушка, которую ставит себе сам главный герой. Несчастный сам, он делает несчастными и других.

"Тартюф"

Француженка Брижит Жак-Важман приезжает в Москву в пятый раз. Прошлый ее визит был связан с постановкой спектакля "Круги/Сочинения" в МХТ имени Чехова. Ей, как и ее коллеге из Великобритании Деклану Доннеллану, интересно работать в контрастной среде – с европейцами, рассудительными и склонными к аналитической работе, и русскими, покорившими ученицу легендарного Антуана Витеза своей страстной натурой.

В театре Пушкина она выпустила свою версию "Тартюфа", без прикрас, но с музыкой Muse. Мольер остается в тренде, а произведение, выбранное Жак-Важман, просто бьет в яблочко (история с "Тангейзером" раскрасила сезон в те краски, в которых мольеровский сюжет приобретает документальность).

Драматург был ярым противником вмешательства религии в социальную сферу и манипуляционных игр с использованием церковных аргументов, считая это пределом лицемерия. Тартюф по Жак-Важман – привлекательный молодой человек, циничный и расчетливый, виртуозно использующий религиозные догматы в корыстных целях.

Режиссер намеренно отказалась от Тартюфа в возрасте, выбрав своим героем Владимира Жеребцова – звезду молодежных сериалов и обладателя премии "Московский дебют".

Репетиция спектакля "Тартюф". Фото предоставлено театром имени Пушкина



"Вальпургиева ночь"

Пригласив в прошлом сезоне Константина Богомолова на проект в "Ленком", Марк Захаров получил в репертуар не только оригинальный спектакль на классический сюжет (громко прозвучавший в начале сезона "Борис Годунов"), но и уверенность в том, что пришло и его время театральным языком рассказать о наболевшем, как это уже было в мрачной кинокартине "Убить дракона".

Богомолов сумел рассеять сомнения своего старшего коллеги, продемонстрировав мэтру все нюансы своего радикального стиля, и в итоге вдохновившийся Захаров выпустил совсем не свойственный себе спектакль по прозе Венедикта Ерофеева. Режиссер был с собой честен и предусмотрительно отметил в программке, что работа метит в число провокационных. Чтобы уж совсем наверняка план сработал, Захаров доверил главную роль Игорю Миркурбанову, обладателю "Золотой маски" этого года.

Спектакль, между тем, вопреки активно используемой ненормативной лексике, скандала не наделал, хотя прозвучал в духе дня, о чем особенно красноречиво говорили обсуждения сцены убийства Венички у Кремлевских стен. Ставка на Миркурбанова оказалась выигрышной. Актер, у которого за спиной собственная постановка "Москвы–Петушков" в театре "Гешер", сыграл Веничку изящно. Сорокаградусный бэкграунд был максимально приглушен, а на авансцену вышел Веничка-философ.

Спектакль "Вальпургиева ночь". Фото: А. Стернин



"Титий Безупречный"

Репертуар театра Покровского с легкой подачи Владимира Мирзоева обогатился современным сочинением. Режиссер написал либретто по одноименной пьесе драматурга Максима Курочкина, сумел заинтересовать проектом Геннадия Рождественского и заказал партитуру композитору Александру Маноцкову (в ШДИ до сих пор с успехом идет написанный им "Гвидон", обладатель "Золотой маски" 2011 года).

В результате получилась опера–антиутопия, наполненная политическими аллюзиями на шекспировской почве, со здоровой отборной сатирой. Действие происходит в некой далекой галактике, где нет благополучия, а кризис – больше образ жизни, чем состояние экономики. Власти видят спасение в искусстве.

Спектакль "Титий Безупречный". Фото: О. Хаимов