Форма поиска по сайту

В галерее "На Каширке" рассказали о Бэнкси и Марке Дженкинсе

This browser does not support the video element.

В выставочном зале "На Каширке" прошла лекция "Современное искусство: Модное? Уместное? Зависимое?", посвященная стрит-арту и паблик-арту. На ней художник и лауреат премии "Инновация 2008" Арсений Сергеев рассказал о таких фигурах, как Аниш Капур, Ааакаш Нихалани, Бэнкси, Марк Дженкинс, Ержи TRUTH Трутковский и других уличных художниках. Издание M24.ru провело прямую трансляцию лекции.

Стрит-арт

Стрит-арт (англ. Street art - уличное искусство) - изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль.

Основная часть стрит - арта - граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт - это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип - "уникальный знак" и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте - не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную программу.

По легенде, история граффити началась в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой стал писать Kilroy was here на каждом ящике с бомбами, которые производили на фабрике в Детройте. С тех пор солдаты в Европе воспроизводили эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединились подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Художник брал город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроем они создали граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

1970-е годы

Из Филадельфии в конце 1960-x годов движение пришло в Нью-Йорк. Все начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году "тег" распространился повсюду, покрыв стены вагонов метро. Julio 204 - первый, кто поместил номер своей улицы рядом с псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставлял следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным "поджигателем" и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начала формироваться и новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

1980-е годы

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал "Арт Форум" посвящает статью такому явлению как Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе, Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

2000-е годы

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчет в важности собственного стиля. Таким образом, возникают все новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху все, что было создано до этого.

"Инновация"

"Инновация" - первая в России государственная премия в области современного визуального искусства - была учреждена в 2005 году. Конкурс проводится Государственным центром современного искусства (ГЦСИ) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Заявки на конкурс Инновация принимаются в пяти номинациях:

• Произведение визуального искусства»; • Кураторский проект; • Теория, критика, искусствознание; • Региональный проект современного искусства; • Новая генерация.

Также ежегодно вручаются премии в двух внеконкурсных номинациях:

• "За творческий вклад в развитие современного искусства"; • "За поддержку современного искусства России".

Правом подачи заявок на конкурс обладают некоммерческие организации, работающие в сфере искусства и культуры, а также члены оргкомитета, жюри и экспертного совета конкурса. К участию в конкурсе допускаются проекты, выполненные в текущем календарном году. Среди авторов и участников каждого проекта должен быть хотя бы один гражданин Российской Федерации.

Все поданные на конкурс заявки проходят два этапа отбора:

• Сначала экспертный совет отбирает по пять лучших проектов в каждой номинации, проекты демонстрируются на выставке в ГЦСИ; • Затем жюри определяет победителей конкурса и лауреатов внеконкурсных номинаций.

В состав экспертного совета (15 человек) и жюри (7 человек) конкурса входят ведущие российские и международные специалисты в области современного искусства, независимые или работающие в некоммерческих организациях. Состав экспертного совета и жюри конкурса обновляется каждый год.

Лауреаты получают специальные призы, денежные премии и дипломы. Призовой фонд конкурса составляет три миллиона рублей и распределяется по номинациям следующим образом:

• Произведение визуального искусства - 800 000 рублей; • Кураторский проект - 500 000 рублей; • Теория, критика, искусствознание - 500 000 рублей; • Региональный проект современного искусства - 400 000 рублей; • Новая генерация - 200 000 рублей; • За творческий вклад в развитие современного искусства - 600 000 рублей.

Лауреату внеконкурсной номинации "За поддержку современного искусства России" присуждаются специальный приз и диплом, денежная премия не предусмотрена.

Стрит-арт Бэнкси

Работа Бэнкси. Фото: m24.ru/Ярослав Кириллов

Бэнкси (англ. Banksy) - псевдоним скандально известного английского андерграундного художника граффити, политического активиста и режиссера, чья личность не установлена. Вокруг его биографии и настоящего имени ведется много споров. Согласно самым распространенным версиям его настоящее имя Роберт или Робин Бэнкс. Считается, что Бэнкси родился в 1974 году в английском городе Бристоле. В конце 1990-х годов он стал заниматься граффити и довольно долгое время действовал как обычный райтер, но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от английских полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время.

Осенью 2006 года в нескольких лондонских магазинах он незаметно заменил диски с альбомом певицы Пэрис Хилтон на диски с сорокаминутной песней своего друга Danger Mouse и собственными рисунками.

Благодаря таланту художника и остро социальной тематике работ Бэнкси быстро обрел популярность сначала в Англии, а затем и во всем мире. Самое удивительное, что он до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции.

В фильме "Дитя человеческое" можно увидеть некоторые работы Бэнкси, включая изображение двух целующихся констеблей. Этот же рисунок послужил источником вдохновения для фотографии "Эра милосердия" российской арт-группы "Синие носы".

В январе 2011 года в Интернете появились сообщения о том, что на eBay был выставлен необычный лот - клочок бумаги с написанным на ней настоящим именем Бэнкси. Продавец - американец, скрывающийся под псевдонимом jaybuysthings. В описании лота он написал следующее:

"Если вы выиграете этот аукцион, я вышлю вам почтой клочок бумаги с настоящим именем Бэнкси. Я раскрыл его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Больше деталей я не раскрою. Победитель аукциона будет единственным в мире человеком, с которым я когда-либо поделюсь этой информацией. На бумаге будет указано только имя и ни слова больше. Я даю вам 100 % гарантию, что это наиболее вероятное имя Бэнкси. Предыдущий аукцион был закрыт самим eBay из-за того, что я продавал что-то "нематериальное". Теперь это физический объект."

Стартовая цена лота была 3000 долларов США. После 38 ставки она достигла $999 999. На данный момент лот удален по неизвестной причине. В СМИ также высказывались предположения о том, что этот лот выставил сам Бэнкси или его сообщник.

Тэг Banksy несколько раз попадается в The Simpsons 22 сезон 14 серия Angry Dad: The Moviе. Также Banksy принял участие в создании заставки к The Simpsons 22 сезон 3 серия где показал свое виденье "Симпсонов".

В октябре 2011 года, когда одна из уличных картинок Бэнкси в Бристоле была замазана черным, горожане посчитали происшествие актом вандализма. Ранее бристольские домовладельцы под давлением общественного мнения уже принуждались к сохранению стрит-арта на стенах зданий.

В июне 2013 года граффити "Рабский труд", нарисованное Бэнкси в мае 2012 года в ответ на празднование 60-летия правления королевы Елизаветы II, было продано с аукциона за сумму свыше 750 тысяч евро.

В октябре 2013 года Бэнкси провел выставку своих работ на улицах Нью-Йорка. Каждый октябрьский день там появлялось минимум по одному произведению: граффити, инсталляции, акции и видеоарт. Также Бэнкси выкладывал работы на своем сайте и в инстаграме, сопровождая их псевдоискусствоведческими ироничными аудиокомментариями.

Марк Дженкинс

Марк Дженкинс (англ. Mark Jenkins; род. 1970, Фэйрфакс, Виргиния, США) - современный американский художник, представитель стрит-арта, известен благодаря скульптурам из прозрачной пленки и скотча.

Работы Марка Дженкинса были отмечены в ряде публикаций, включая Time, The Washington Post, Reuters, BIGmag, The Independent и в блоге, посвященном стрит-арту, Wooster Collective. Он также выставляется в галереях в США, Европе, Японии и Бразилии, представлен рядом галерей, включая Lazarides Gallery в Лондоне. Художник создал сайт tapesculpture.org с пошаговой инструкцией об изготовлении скульптуры из пленки, а также проводит мастер-классы в городах, которые он посещает.

Анна Лебедева