Фото: agata.rip
Это должно было произойти: когда в прошлом году случился непродолжительный реюнион "Агаты Кристи", между братьями Самойловыми только искры не летали. И вот нарыв прорвался: Глеб Самойлов подает на старшего брата Вадима в суд.
Официальная причина проста: после распада группы Вадим и Глеб продолжили выступления, но Вадим стал активно использовать наименование "Агата Кристи", написанное на афишах узнаваемым шрифтом. Правда, ниже всегда имелась малозаметная приписка, что, мол, это лишь песни группы в исполнении Вадима Самойлова, но публика и даже некоторые журналисты на это практически не обращали внимания, именуя выступления Вадима концертами "Агаты Кристи". Вместе с тем автором большинства хитов команды – "Хали-гали Кришна", "Как на войне", "Опиум для кикого" и другие – является вовсе не Вадим, а Глеб Самойлов (или же, как в случае, например, с песней "Сказочная тайга" – покойный клавишник группы Александр Козлов).Собственно в этом и состоит ключевая суть иска, предварительное слушание которого пройдет в Савеловском суде Москвы – Глеб хочет запретить Вадиму исполнять песни чужого авторства в рамках программы "Агата Кристи". В этом случае под угрозой оказывается выступление Вадима на юбилейном фестивале Maxidrom (оно должна состоять именно из песен "Агаты"). Самойлов-старший уже неоднократно отмечал, что тщательно готовится к этому концерту, стараясь, чтобы песни звучали точно так же, как и на пластинках (зная продюсерский и аранжировочный талант артиста можно быть уверенным, что это как раз у него получится).
Фото: wikimedia.org
Скорее всего, если братьям не удастся прийти, например, к мировому соглашению, суд разрешит дело в пользу Глеба Самойлова, поскольку именно он является фактическим автором песен (и это подтверждено данными Российского авторского общества), однако у братьев до момента вынесения решения суда еще есть время договориться и документарно закрепить решения.
Подобные конфликты, когда между бывшими участниками группы возникают трения, – не редкость для шоу-бизнеса. Чего стоит случай, когда после распада Oasis Лиэм Галлахер подал в суд на своего брата Ноэля за клевету – тот, дескать, ненадлежащим образом прокомментировал сольную карьеру брата, чем подорвал его профессиональную репутацию. В итоге формально родственникам удалось примириться, но Лиам и Ноэль друг друга видеть не могут и говорить о каком-то возможном воссоединении Oasis пока не приходится. За спиной оба братца продолжают твердить гадости, сбежать от прошлого, пожалуй, им так и не удастся.
Глеб Самойлов. Фото: ТАСС/Алексей Рюмин
Решать групповые противоречия в суде – нормально по меркам западного общества: даже партнерство The Beatles и то формально было расторгнуто в середине 70-х годов, когда надо было определить, кто из музыкантов обладает какими правами на их совместное творчество. При этом, надо сказать, что внутренний политес битлы всегда соблюдали: Маккартни не покушался на песни Леннона и наоборот, так что запретить Полу петь, скажем, Yesterday Джон никогда не собирался (хотя в интервью экс-битлы всегда были готовы друг друга поддеть).
Чего не скажешь при этом об участниках Black Sabbath: когда в начале 2000-х Гизер Батлер и Тони Айомми создали новую группу вместе с Ронни Джеймсом Дио под названием Heaven & Hell (напомним, именно так назывался один из альбомов Sabbath, записанный с участием Дио) и отправились в тур с концертной программой, состоявшей как из новых песен, так и песен группы периода Dio (Айомми даже выпустил сборник Black Sabbath под названием The Dio Years, где не было ни одной ноты, спетой другими вокалистами), возмутился Оззи Осборн, не терявший надежды на реюнион группы в классическом составе. Итог нам известен: Айомми и Оззи встретились лично, поговорили и уладили все конфликты, а смерть Дио от рака вчистую списала любые скандалы – в результате Black Sabbath собрались с Оззи, записали триумфальный новый альбом и отправились в два турне: нынешнее, в рамках которого они снова приедут в Москву, заявлено как последнее.
Артур Беркут. Фото: facebook.com/arthur.berkut
В отечественной практике тоже был случай, когда музыканты группы пытались запретить бывшему участнику коллектива исполнять песни, которые были написаны без его участия. Музыканты "Арии" в свое время подали в суд на своего экс-вокалиста Артура Беркута Михеева, однако Московский городской суд в иске отказал, указав, что подобные требования – о запрете исполнять песни, автором которых Беркут не является – следует предъявлять не к Беркуту, а к организаторам концертов. После этого разбирательства конфликты между бывшими соратниками оказались исчерпаны.
Может ли подобная вещь повториться и с братьями Самойловыми с учетом, скажем, созданного прецедента? На самом деле куда более вероятным представляется борьба юристов обеих сторон и возможность четкого разделения, кто какие песни может исполнять из большого наследия "Агаты Кристи". Именно так, кстати, разрешили вопрос со своими бывшими вокалистами участники группы Iron Maiden – и Блейз Бейли, и Пол ди Анно, занимавшие в свое время место у микрофона в группе, имеют право исполнять вещи, в написании и записи которых они принимали участие.
Надеемся, что братские отношения все-таки соединятся с разумом, и конфликт между братьями Самойловыми не перерастет в затяжную войну, потому как страдают от этого, в первую очередь, не столько музыканты, сколько поклонники, которым хочется услышать любимые песни. Вопрос только, как это сделать так, чтобы ничьи интересы не были ущемлены.
Павел Сурков