Форма поиска по сайту

Вежливые водители: как работают онлайн-сервисы заказа такси

Фото: ТАСС / Валерий Шарифулин

Многие москвичи уже забыли телефоны диспетчерских такси. Заказать автомобиль можно с помощью мобильного приложения или электронного сервиса. Онлайн-агрегаторы заказов позволяют сократить время прибытия машины, поскольку распределяют запросы между множеством таксомоторных компаний и выбирают для клиента ближайшую машину. Однако компании – владельцы сетевых сервисов не несут прямой ответственности перед клиентами в случае конфликтов с водителями. И правила сотрудничества с таксистами у каждой компании свои. Что гарантируют своим клиентам популярные онлайн-агрегаторы и каковы преимущества вызова такси с помощью электронных сервисов, разбирался корреспондент M24.ru.

Как работают онлайн-агрегаторы

Мобильное приложение или электронный сервис собирает заказы пользователей и при помощи данных GPS определяет ближайшие свободные такси. Чтобы программа могла увидеть машину, водители различных таксомоторных компаний устанавливают на свои смартфоны специальные приложения. Программа на смартфоне таксиста передает агрегатору его местоположение, а также позволяет отслеживать, свободна машина или занята. Владельцы автомобилей также могут указать дополнительные сервисы, которые могут оказывать, например согласие на перевозку животных или наличие детского кресла. До вступления в полную силу закона о запрете курения в общественных местах таксисты также могли сделать свое авто "курящим". Как только онлайн-сервис определяет ближайшую свободную машину, таксисту приходит сообщение о заказе. Водитель должен принять его, и пассажиру отправится уведомление о том, что машина выехала. Приложение также расскажет о модели автомобиля, сообщит его номер и имя водителя. После этого придет еще одно сообщение, когда машина прибудет на место встречи. При желании пользователи могут отслеживать передвижение авто на карте и проверять время, оставшееся до приезда такси.

Стоимость услуг онлайн-сервисов вызова такси

Агрегаторы устанавливают собственные тарифы на поездки. Принимая заказы при помощи приложений, таксисты автоматически соглашаются везти клиента по тарифам, установленным онлайн-сервисом. Среди пользователей приложений бытует мнение, что цены на заказ такси через интернет ниже, чем при заказе напрямую в диспетчерской определенной компании. Рассмотрим цены трех популярных приложений.

Тарифы "Яндекс.Такси"

Один из лидеров рынка – сервис "Яндекс.Такси" – предлагает поездки экономкласса по цене от 199 рублей, в эту плату включены первые 10 минут пути, и каждая следующая будет стоить 14 рублей. Таким образом, самая дешевая поездка длительностью 40 минут обойдется клиенту в 619 рублей, а по экономичному тарифу в одной из лидирующих таксомоторных компаний она стоит 600 рублей. Получается, что существенной экономии на поездках по городу приложение не дает. Однако у сервиса есть преимущество, если речь идет о поездке в аэропорт. "Яндекс" гарантирует поездку классом эконом в аэропорт за 900-1050 рублей в зависимости от округа выезда. Встреча пассажира в аэропорту чуть дороже, поездка обойдется от 1100 до 1250 рублей. Аналогичная услуга у лидирующих таксомоторных компаний стоит от 1150 до 1300 рублей за проводы и за встречу 1300-1600 рублей.

Тарифы Gett (GetTaxi)

Тарифная сетка Gett начинается с комфорткласса. Посадка в авто стоит 50 рублей, далее начисляется по 18 рублей за каждую минуту поездки. Самая экономичная поездка длиной 40 минут будет стоить 770 рублей. Вызов такси класса комфорт из диспетчерской стоит примерно 690 рублей. У онлайн-агрегатора также есть фиксированные тарифы на поездки в аэропорт. Но цены приложения не отличаются от тарифов диспетчерских. Стоимость поездки зависит только от класса машины и действует для любого аэропорта вне зависимости от района. Тариф "туда" – 1300 рублей, "обратно" – 1500 рублей.

Тарифы Uber

Сервис Uber изначально был рассчитан на работу с сегментом премиум и только начинает осваивать массовый рынок заказа такси. Для Москвы компания предлагает только два вида тарифа: "лоукостер" UberX – 50 рублей посадка и 8 рублей за каждую минуту или километр и "классический" UberBlack – 199 рублей за посадку и по 20 рублей за минуту или 10 рублей за километр. Самая дешевая поездка по городу в течение 40 минут обойдется в 370 рублей, что значительно дешевле, чем у диспетчерских и других онлайн-сервисов. Однако в аэропорт с помощью приложения можно уехать не менее чем за 1500 рублей.

Если пассажир заказывает такси непосредственно у перевозчика, то поездка осуществляется по тарифам конкретной таксомоторной компании. Для сравнения цен в сети и потелефону приведем примеры расценок у лидирующих диспетчерских на рынке.

Как регулируется деятельность онлайн-сервисов заказа такси

Таксомоторные перевозки в России регулируются федеральным законом № 69 ("Закон о такси"). За соблюдением норм, записанных в документе, в столице следит департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Так, в 2012 году в Москве ввели обязательное лицензирование таксомоторной деятельности. С 2013 года все столичные такси должны быть желтого цвета. Те, кто получил лицензию раньше, обязаны перекрасить машины до 1 июля 2018 года. Также мэрия планирует установить единые тарифы на поездки от вокзалов и аэропортов. Кроме того, московские власти предлагают ввести ответственность для диспетчерских и мобильных агрегаторов для вызова такси за передачу неверных сведений о заказе, из-за которых срывается поездка. Однако пока эта инициатива не реализована. И клиенты, недовольные машиной, которую они вызвали с помощью приложения, вынуждены решать все вопросы либо напрямую с водителем, либо с таксомоторной компанией, на которую он работает. Разработчики онлайн-сервиса прямой ответственности за накладки не несут. Онлайн-агрегаторы только переадресовывают заказы поставщикам услуг - компаниям-перевозчикам

За опоздание машины и ущерб пассажиру либо его багажу отвечает компания-перевозчик. Согласно федеральному закону "Уставу автомобильного транспорта" перевозчики возмещают пассажиру 20% от предполагаемой стоимости поездки и ущерб от опоздания на встречу или самолет в случае, если такси не было подано либо опоздало. Если компания отказалась компенсировать потери, то пассажир в праве обратиться в суд. Для получения компенсации пассажиру потребуется доказать факт заказа такси или совершенной поездки.

Снять с себя ответственность за отказ в предоставлении машины компания-перевозчик может только в случае, если пассажир сам опоздал к водителю такси из-за чего тот простаивал. Кроме того, таксисты не несут ответственности за опоздания в случае внезапного перекрытия автомобильных трасс.

Тем не менее каждая компания ведет контроль качества работающих с онлайн-сервисом автомобилей.

"Яндекс.Такси" не работает напрямую с водителями

Компания в прошлом году заключила соглашение о сотрудничестве со столичной мэрией, наметив ряд проектов, в том числе и в развитии таксомоторных перевозок.

Официальный сайт сервиса "Яндекс.Такси" обещает клиентам среднее время ожидания автомобиля не более семи минут. При этом гарантируя, что подъедет лицензированное такси.

This browser does not support the video element.

Кроме того, "Яндекс" сотрудничает только со службами такси. "Мы не работаем с водителями напрямую", – сообщается на странице сервиса. Если у клиента возникает конфликт с водителем, то он может позвонить в службу, где работает таксист, и решить возникший вопрос.

Кроме наличия лицензии и трудоустройства в службе такси водители обязаны пройти специальное обучение и сдать экзамены. Необходимо: Посмотреть видео о сервисе "Яндекс.Такси" Пройти тестирование на знание основных улиц и дорог Москвы Пройти собеседование, показать уровень владения русским языком и профессионализм Пройти осмотр автомобиля – передать данные о номере авто и получить оценку внешнего вида Сфотографироваться – фото понадобится для отображения в приложении Передать в базу данных приложения свои "фамилию, имя, отчество" и скан водительских прав

Экзамен бесплатен для водителя, его можно пересдавать каждый месяц неограниченное количество раз.

Кроме того, "Яндекс" проводит акции "Мобильный контроль". В этом случае специалисты компании сами вызывают такси, осматривают подъехавшую машину и проверяют документы водителя. И наконец, компания составляет рейтинг таксистов на основе оценок клиентов. Чем лучше отзывы пассажиров, тем чаще машина будет получать заказы.

Gett (GetTaxi) первыми сделали сервис для проверки лицензии такси

Главный конкурент "Яндекса", сервис Gett, более известный как GetTaxi, обещает подать машину в любую точку мегаполиса за 15 минут. Компания также работает только с легальными перевозчиками и первой в столице создала для своих пассажиров сервис проверки водителей. В приложении можно ввести номер машины и удостовериться, что у таксиста есть лицензия. Кроме того, на водительских приложениях агрегатора есть собственный счетчик стоимости поездки.

This browser does not support the video element.

В компании также ведется обучение и тестирование водителей и есть система рейтинга. Лучшие водители, работающие с приложением, получают материальные поощрения. Однако в отличие от "Яндекса" Gett не отказывается работать с водителями напрямую. Соответственно, если что-то во время поездки пойдет не так, то в некоторых случаях клиенту останется только поставить низкую оценку таксисту.

Uber: "Никаких "потом отдашь" и "буду должен"

Агрегатор работает с профессиональными водителями, связывая их с клиентами. Чтобы получить смартфон с приложением, водителям требуется подать резюме с подробным рассказом о себе и приложить документы на право вождения.

Приложения диспетчерских служб такси

Отметив рост популярности онлайн-заказов такси, многие диспетчерские стали создавать собственные приложения для заказа такси. Однако в случае использования этой программы пользователь будет ждать, пока освободится машина конкретной таксомоторной компании. Приложения диспетчерских распространяются только на собственный парк. Соответственно, скорость подачи машины может быть ниже, чем при вызове через онлайн-агрегатор. Кроме того, многие диспетчерские кроме собственных приложений устанавливают водителям программы агрегаторов.

У приложения конкретной компании есть и преимущества – гарантия качества услуг. Так, одна из популярных служб такси в столице гарантирует своим пользователям только новые автомобили, оплату картами, детское кресло в каждой машине, бесплатный Wi-Fi и профессиональных и вежливых водителей.