Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
Второго февраля в Гоголь-центре прошла презентация нового творческого года – событие приурочили к дню рождения театра. У худрука Кирилла Серебренникова и его единомышленников множество планов: Гоголь-центр выпустит как минимум шесть премьер и один глобальный проект, который объединит усилия четырех режиссеров. "Иоланта/opus"
Премьера этого спектакля пройдет 9 и 10 февраля на малой сцене. Как рассказал Серебренников, творческая группа состоит из его учеников, участников "Седьмой студии" – Филиппа Авдеева, Игоря Бычкова, Александра Горчилина. Главную роль исполняет Светлана Мамрешева.
Любовь Стрижак по-своему перечитала драму в стихах Генрика Герца "Дочь короля Рене". Для публики, привыкшей к классическому оперному либретто Чайковского, эта "Иоланта" окажется в новинку, хотя, как говорит худрук Гоголь-центра, по сути это все то же "серьезное высказывание о добре и зле, о свете и тьме". В спектакле звучит не только Чайковский. Авторы решили создать пестрое музыкальное полотно из произведений Шнитке, Пуленка и Пуччини. Как рассказал m24.ru Серебренников, все композиции будут исполняться живем силами приглашенных московских ансамблей.
"Ребята наверняка даже не знали, но Шнитке делал адаптацию оперы "Пиковая дама" Чайковского для Юрия Любимова. В нашем спектакле эти композиторы встретились вновь", – пояснил режиссер. Он также отметил, что несмотря на близость жанров, пока не собирается ставить современную оперу: "Я занимался этим достаточно долго в рамках проекта "Платформа". В какой-то момент эту эстафету мы передали Электротеатру, и мне очень нравится то, чем они занимаются. А мы, в свою очередь, с удовольствием интегрируем музыку современных композиторов в наши постановки. Опера вряд ли появится в ближайшее время в Гоголь-центре, но с композиторами мы работаем регулярно. Мы и есть современная музыка, мы и есть современная драматургия".
Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий
"Машина Мюллер"
Премьера пройдет на Большой сцене Гоголь-центра 4 марта.
В основе спектакля о сексе и смерти – пьесы "Квартет" и "Гамлет-машина" немецкого драматурга, режиссера и поэта Хайнера Мюллера, крупнейшей фигуры европейского драмтеатра после Брехта. Постановка привлекательна по многим причинам. Кирилл Серебренников пригласил на главные роли
Сати Спивакову и
Константина Богомолова.
"Найти людей, которые сегодня могут осмысленно произнести текст Хайнера Мюллера, практически невозможно, – рассказал Серебренников m24.ru. – Сати – интеллектуалка и прекрасная артистка. Я уже работал с ней, делал спектакль "Персефона". Тогда она поразила меня своим умением существовать в слове и в музыке".
Помимо замечательных артистов, важной частью нового спектакля Серебренников называет перформативную составляющую. Евгений Кулагин из "Диалог Данс", друг Гоголь-центра, несколько месяцев репетирует с исполнителями. "Мы сочинили сложную пластическую партитуру, в которой участвуют три артиста, контратенор (Артур Васильев, звезда шоу "Голос") и 18 обнаженных перформеров", – пояснил Серебренников.
"Самое сложное – пропустить через себя текст, а не механически заучить его. Это не Чехов, – говорит Сати Спивакова в записанном Гоголь-центром интервью. – Его нужно осмысливать. Я никогда не произносила такого текста со сцены, только в уме, очень часто наедине с собой. Тот слукавит, кто скажет, что не думает о сексе и о смерти, равно как не думает о жизни, как о "предбаннике" смерти. Для меня ключ к моему образу в этом спектакле – фраза: "О, рабство плоти! Какая мука – обладать сознанием и не властью над материей".
Ее партнер по сцене, эпатажный режиссер Константин Богомолов дополняет Сати: "Русский театр и отчасти русская культура не умеют получать эмоциональное наслаждение от интеллектуальных вещей, когда можно облиться слезами от интеллектуального открытия, когда можно от абстрактной, ассоциативной, подсознательной вещи вдруг испытать эмоциональные ощущения. К этому русский театр непривычен. Эмоции вызываются, как правило, простыми историями. Интеллектуальная чувственность – то, что у нас не отрабатывалось. У нас актер не тренирует эту психофизику".
"Звезда"
Этот проект Серебренников обозначил как magnum opus Гоголь-центра.
Задумка, действительно, масштабная, включает в себя пять частей, по числу лучей у фигуры звезды. Каждый спектакль рассказывает о судьбе русского поэта XX века: это Маяковский, Мандельштам, Пастернак, Ахматова и Кузмин.
Молодой режиссер
Максим Диденко первым представит результат своих работ – его "луч" освещает личность Бориса Пастернака. Соавтором каждого спектакля в полиптихе станет художница Галина Солодовникова – с 2016 года резидент Гоголь-центра: "Все пять работ объединит единое пространство, представляющее собой встроенную вглубь сцены и зала звезду. Мне предстоит найти контакт одной этой формы с пятью концепциями".
Спектакль
Антона Адасинского – "Мандельштам. Век-волкодав" запланирован на осень. Пока режиссер-хореограф не может поделиться подробностями предстоящей премьеры. Известно только, что на главную роль приглашена Чулпан Хаматова. На вопрос худрука, почему выбор пал именно на эту актрису, Адасинский ответил поэтично: "Говорить о будущем спектакле очень сложно… Как-то в Мексике рано утром мы поехали искать Пирамиду Солнца. Приехали и вышли на луг. В центре стоял сгнивший цирковой тент. От шатра осталась только ржавая арматура с истлевшими кусочками материи. Рядом стояли ржавые вагончики, под ногами валялись скисшие цирковые афиши. Внутри вагончиков, конечно, растащили все, что могли. На стенах остались только рамочки от зеркал, и в одной рамке выведено помадой слово "divina". Мы вышли с луга, и вдруг за нашими спинами раздался шум, напоминающий аплодисменты: поднялся ветер, и ошметки брезента стали хлопать, издавая этот звук. Вдруг я увидел лицо
Чулпан Хаматовой и подумал, что она и есть та самая "divina".
Актриса представит образ музы. "Эта невысокая женщина будет молиться за него, за поэта, жить за него, уходить от него, она будет бессмертной... Это вечная зависть поэта – осознание того, что тело уйдет, а его поэзия останется. Бесконечная формула, решения которой не существует", – добавил Адасинский. Режиссер отказался от части биографии Мандельштама, связанной с арестом. В спектакле не встретятся ни люди с Лубянки, ни известные фотоснимки с номером на груди.
Планы Гоголь-центра не ограничиваются только этими тремя работами. Лера Суркова репетирует спектакль по переработанному сценарию Ингмара Бергмана "Персона", сам Серебренников поставит пьесу Валерия Печейкина о Кафке.