Фото: m24.ru/ Михаил Сипко
2 ноября "Геликон-опера" открыла двери своего исторического здания на Большой Никитской. В честь события театр устроил грандиозный гала-концерт в своей неизменной стилистике кроссовера.
К этому дню геликоновцы во главе с энергичным Дмитрием Бертманом шли восемь долгих лет. На разных этапах реконструкции неизменно появлялись проблемы, и чтобы привлечь власти города к своему незавидному положению, труппа даже открывала один из сезона в котловане. С приходом на пост мэра Сергея Собянина у труппы затеплилась надежда на благополучное завершение строительных неурядиц. Действительно, процесс сдвинулся с мертвой точки. В итоге площадь театра увеличилась в пять раз. На сегодняшний день усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых – внушительный по размерам театральный комплекс, способный конкурировать по своей технической начинке с мировыми оперными площадками. Как пошутил на открытии обновленного здания мэр Москвы, "мы и примыкающую к театру улицу отреставрировали" (все лето на Большой Никитской шли работы по благоустройству – расширили тротуары, выделили пространство для велосипедных дорожек и прочее). Поздравляя "Геликон", Сергей Собянин также высказал идею создания на Никитской театрального квартала с "хорошей городской, исторической средой".
Мэр напомнил собравшимся, что открытие обновленного здания приурочено к 25-летию "Геликон-оперы". "Было бы неправильно чтобы в юбилей этого уникального творческого коллектива мы не закончили реконструкцию здания, где он начинал свою историю, где складывалась карьера у выдающихся певцов России. Я считаю, что это событие не только московское, но российского масштаба. Судьба реставрации здания "Геликон-оперы" была самая сложная, самая проблемная. Разорился не один подрядчик. Судьба самого этого здания была под вопросом. Для меня и моих коллег такого вопроса не существовало. Мы понимали, что это должно быть сделано", – пояснил Собянин.
Праздник, собравший множество известных лиц – от Иосифа Кобзона и Надежды Бабкиной до Николая Цискаридзе и Марка Захарова, продлится до 8 ноября. Для каждого из вечеров запланированы выходы специальных гостей – 31 октября на сцене "Геликона" выступил оправившийся от тяжелого недуга Дмитрий Хворостовский, 2 ноября – Ольга Бородина, Инва Мула (голос Плавалагуны из "Пятого элемента") и Александр Антоненко.
Конечно, основной акцент в гала-концерте сделан на техническом потенциале сцены, названной в честь Стравинского – его "Мавра" стала первым спектаклем, показанным "новорожденным" "Геликоном" в 1990 году. Динамическая платформа, которой оборудована оркестровая яма, перемещала музыкантов прямо во время исполнения микса из "Полета шмеля", "Шествия Черномора" и "Полета валькирий". Достигнув максимальной точки, оказавшись вровень со сценой, платформа начала обратное движение.
В гала-концерте была задействована вся труппа театра. Одну арию или дуэт делили между собой объединившиеся для номера в ансамбли солисты "Геликона": Папагено вместе с возлюбленной Папагеной пытался найти свою тему в дуэте Фигаро и Сюзанны (Анна Гречишкина и Александр Миминошвили, Елена Семенова и Дмитрий Скориков). Трио Олимпий из "Сказок Гофмана" (Марина Андреева, Анна Гречишкина и Лидия Светозарова), соревнуясь в колоратурах, задало настроение дискотеки, которое подхватили "танцующие" штакетные подъемники. Визуальный мультимедийный ряд, четкий, насыщенный проецировал разнообразные формы – от цветочных орнаментов до динамичных объектов в реальную величину.
Фото: m24.ru/ Юлия Чечикова
Если к комфорту зала можно придраться (расстояние между рядами максимально сокращено), то акустические свойства полностью перекрывают мелкие недостатки. Условия, в которых "Геликон" играл спектакли до ремонта, и нынешние – несопоставимы. Кажется, солисты оперы еще сами не могут в полной мере ощутить все то пространство, которым теперь располагает их историческая сцена.
Первую премьеру геликоновцы сыграют через несколько дней – Дмитрий Бертман готовится представить свою версию "Садко". Благо, теперь ему есть где развернуться.