Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Олег Меньшиков как-то сказал, что вопросы возраста его не мучают, и фраза Гете "Молодость – недостаток, который быстро проходит" ему импонирует. Подходить к таким вещам философски – в его стиле. Хотя вряд ли способен найтись кто-то, кто отказал бы Меньшикову в юношеском кураже, вдохновении – эти бесценные качества он нисколько не расплескал к 55 годам. В одном из фильмов, приуроченных к очередной круглой дате, он признался: "Когда Олег Табаков говорит на своем юбилее, что не чувствует возраста, я ему верю". В начале 2000-х публика создала для себя матрицу, отражающую положение дел в российском кинематографе. Состояла она из трех "М" – Миронов, Меньшиков, Машков. 90-е прошли под знаменем эпохальных "Утомленных солнцем" и экспортного "Сибирского цирюльника". Чуть позже была лента с историческим бэкграундом и статским советником Эрастом Фандориным, недавняя роль в "Номере 17". Сейчас Меньшиков отошел от экранных дел, посвятив себя решению административно-организационных вопросов в Театре имени Ермоловой. Его стараниями на центральной московской улице, в нескольких десятках метров от Кремля, появилось место силы, куда стекается заинтересованная интеллигенция. В текущем сезоне худрук обещает открыть артистическое кафе и показывать нетривиальное кино.В 2012 году Олег Меньшиков стал художественным руководителем Театра имени Ермоловой. Это назначение отражало задачи как самого театра, так и Департамента культуры, активно проводившего политику "омоложения" в среде глав столичных театров. В 2011 в "Маяковку", переживавшую на тот момент кризис, пришел Миндаугас Карбаускис, в 2013-м на базе Дома искусств "Кузьминки" возник Губернский театр, дела которого поручили Сергею Безрукову. Кирилл Серебренников преобразовал забытый зрителем Театр имени Гоголя в современную площадку "Гоголь-центр". Меньшиков также оказался в числе тех молодых деятелей, чьи идеи Депкульт счел полезными для глобального развития театральной жизни столицы.
В ряду упомянутых выше худруков Меньшиков – единственный, кто имел на руках важный козырь: его приход в Театр имени Ермоловой был подготовлен заранее. Владимир Андреев намеревался передать бразды правления человеку энергичному, инициативному, и об этом знал коллектив. Концепцию развития обсуждали детально, и идеи, предложенные Меньшиковым, Андреев нашел оригинальными и созвучными своим представлениям о дальнейшем пути Театра имени Ермоловой. Труппа, осведомленная о предстоящих переменах, приняла нового худрука без вил и факелов. Подготовив почву для преемника, Андреев смог обеспечить расположение актеров к нему. Сам Меньшиков потом говорил, что вряд ли остался на своем посту, если бы встретил сопротивление.
Между тем, причин оказаться в оппозиции к труппе у Меньшикова было множество, точнее двадцать: первым делом худрук снял с репертуара два десятка старых спектаклей. Коллеги называли его самоубийцей, запугивали рассказами о том, что возмущение труппы рискует вылиться в митинги (настроения подогревала ситуация с Театром Гоголя – общественность гадала, чем закончится противостояние актеров и призванной команды реформаторов во главе с Серебренниковым), но Меньшиков ни на кого не оглядывался и поступал так, как считал нужным, решительно освобождая пространство для нового.
К посту художественного руководителя Олег Меньшиков давно морально себя готовил. У него уже было подобное предложение, которое он отверг, но, занимаясь антрепризой, к нему постепенно приходило осознание, что встреча с государственным театром неминуема. Опасений, связанных с руководством, у актера было достаточно, и не последнее из них – сама структура репертуарного театра, по мнению Меньшикова, нуждающаяся в серьезном обновлении.
Департамент культуры поддержал начинания Меньшикова, выделив бюджет на семь премьерных спектаклей. Первый из них, традиционный и даже архаичный, в постановке Родиона Овчинникова, сыграли после ремонта, в декабре 2012 года – назвался он "Самая большая маленькая драма", в котором главные роли отводились давним друзьям – Владимиру Андрееву и Валентину Гафту.
На сцену Театра имени Ермоловой переехали спектакли, которые Меньшиков делал с антрепризной компанией – "1900", "Оркестр мечты. Медь", "Игроки" (этому примеру последовал и Безруков в Губернском театре). Свою первую роль после назначения Меньшиков сыграл в спектакле "Портрет Дориана Грея". Эту работу ждали даже те, кто без особой любви относится к наследию Оскара Уайльда. Режиссер Александр Созонов заменил мистическое в романе современным технологическим, соединив морализм викторианской эпохи с механистичностью социума. Меньшиков в этом спектакле предстает в образе демонического лорда Генри, слой за слоем снимающего с Грея оболочку нравственности.
Публика, заинтригованная шумихой вокруг театра, стала подтягиваться не только на спектакли с Меньшиковым. На мнение критиков, кстати, худрук не оглядывается давно. Он просто делает то, что соответствует его пониманию о современном театре и отвечает его вкусовым пристрастиям. Рецензии ему претят еще с момента выпуска в 1993 году спектакля "N/Нижинский" по дневникам гения русского балета. Идея постановки принадлежала Меньшикову: работая в Европе (играл в Лондоне по приглашению Ванессы Редгрейв в пьесе мартина Шермана "Когда она танцевала"; за роль Есенина удостоен престижнейшей премии Лоуренса Оливье), он намного раньше соотечественников получил возможность ознакомиться с книгой воспоминаний, и, усмотрев в них что-то близкое своему мироощущению, инициировал проект в Москве. Критики были неумолимы, и в итоге спектакль закрыли. Уже будучи худруком Театра Ермоловой, с позиции опыта Меньшиков готов предъявить как минимум два нерушимых аргумента в защиту своей творческой позиции. Первый из них касается принципов – в репертуаре никогда не появится спектакль, созданный ради желания вызвать волну эпатажа. Пошлость также им неприемлема. Кроме того, Меньшиков раз за разом повторяет, что актерское ремесло – не бесконечная красная дорожка, усыпанная цветами, а каторжный труд, и только устремляя все силы в созидательное русло, можно добиться такого эффекта, чтобы один и тот же спектакль воспринимался публикой по-разному.
Променяв свободу и независимость на ответственность, Меньшиков, кажется, нисколько не жалеет о своем выборе. В роли худрука он продолжает с неизменным азартом и внутренним горением открывать новые личностные качества, вести за собой, заражая по-мальчишески дерзкой уверенностью в успехе.
В день своего юбилея актер решил устроить праздник не только себе, но и публике, пригласив всех желающих в Театр Ермоловой на вечер "Автобиография" – с друзьями и с музыкой духового оркестра.
Поздравления от коллег по цехуВладимир АндреевФото: m24.ru/Игорь Иванко
"От души, сердечно поздравляю своего товарища, руководителя и партнера с этой датой – хорошей, доброй. 55 лет – это и много, и нет. Он молод и еще много сделает. Только подумайте, сколько всего он делает: он ставит спектакли, играет сам, снимается – очень популярный актер, и заслуженно популярный!
Я желаю ему всего хорошего, потому что все хорошее связано с ним и с театром, в котором мы, ермоловцы, служим с нашим другом и шефом.
И в жизни он очень хороший. Я очень долго знаком с ним, и понимаю, что он совмещает в себе два качества: он очень серьезен и вместе с тем очень легок. Поэтому я его называю "светлейший", "светлейший Меньшиков". Он как-то светло предлагает творческие ходы своим партнерам и подопечным. Он умеет в работе сочетать порой несочетаемое! А это – признак таланта, к тому же он любим зрителем. Это не случайно.
Он умеет находить подход ко всем своим подопечным, потому что он и сам актер. Он понимает, что этот труд не всегда радостен, это не баловство. Он очень любит молодежь и внимательно относится к ветеранам. У нас появляется много молодежи – и в этом целиком и полностью заслуга нашего художественного руководителя. Ему интересно, когда возникают новые имена".
Эмилия СпивакФото: ТАСС/Фото: Юрий Белинский
С Олегом Меньшиковым мы играли в картине "Статский советник". Это было давно, с того времени произошло очень много событий. Но работа с этим актером интересный опыт, к тому же это был достойный материал, профессиональная команда. Мы мало сталкивались на площадке, но я знаю Олега Евгеньевича как очень тактичного и культурного человека.
Он не всех подпускает к себе, и это правильно. Когда личность такого масштаба, то мы понимаем, что многие люди хотят быть с ним рядом, хотят что-то знать, пересекать границы личного пространства. Так что, я думаю, выборочно впускать людей в свою жизнь – очень верно. Я желаю ему здоровья и энергии – это самое главное в жизни, вдохновения и еще больших побед. И сохранить ощущение свежести и творчества в новых идеях.
Александр БалуевФото: ТАСС/Виктор Клюшкин
"Я горд, что с Олегом Меньшиковым мы служили в одной армии! Работать с ним – замечательно, легко и празднично. Он на редкость творческий человек.
Я хочу поздравить Олега Евгеньевича с его юбилеем, пожелать ему много всего сделать в театре и кино, продолжая радовать миллионы зрителей своим присутствием. Его всегда рады видеть и на сцене, и на экране. И, конечно, желаю ему здоровья, счастья и любви".
Андрей Мерзликинm24.ru/Евгения Смолянская
"Олег Меньшиков – большой, великий артист. Желаю ему здоровья, счастья, добра. К сожалению, я не знаком с ним лично, несмотря на то, что мы играли в одном фильме – "Утомленные солнцем 2" – нам не удалось сняться в одном кадре. Очень люблю фильма "Покровские ворота" с ним".
Юлия Чечикова, Ирина Левкович