Форма поиска по сайту

По Булгакову: пять актуальных постановок классических текстов

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

15 мая родился русский писатель, драматург, театральный режиссер Михаил Афанасьевич Булгаков. Ко дню рождения мастера m24.ru подготовило обзор лучших спектаклей по его произведениям, которые можно успеть увидеть в уходящем театральном сезоне.

"Бег". Театр имени Вахтангова

Восемь мрачных снов

Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Конец Гражданской войны. Остатки белой армии лихорадочно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Лихорадит здесь всех – булгаковские герои существует в спектакле в непрекращающейся нервной тряске. Юрий Бутусов вольно обращается с классическим материалом – действие "Бега" в его постановке непредсказуемо. Единственные легко угадываемые сюжеты – любовные терзания между приват-доцентом Сергеем Голубковым (Сергей Епишев) и Серафимой Корзухиной (Екатерина Крамзина) и история белого генерала Романа Хлудова (Виктор Добронравов).

Сценография достаточно минималистична. Все предметы на сцене – из разных эпох: табуретки, старый патефон и лопаты, белые пластиковые стаканчики. Время условно, хотя в пьесе обозначено вполне конкретно. Цветовая палитра довольно предсказуема – черно-белая с вкраплениями красного. Зато музыка в постановке звучит не самая очевидная – например, на мнимый поклон главные герои выходят под песни украинской группы "Океан Эльзы".

Одна из самых ярких пьес знаменитого русского писателя долгое время была под запретом. За 87 лет, прошедших с момента первой публикации, ее ставили всего несколько раз. Версию Юрия Бутусова называют самой экстраординарной. Почерк режиссера легко узнаваем: он, как обычно, превращает классику в собственное высказывание. Свойственный Бутусову нелинейное повествование и булгаковский "Бег" сошлись идеально: пьеса состоит из восьми снов, порядок которых режиссер определяет сам.

"Мастер и Маргарита". Студия театрального искусства

Шизофрения в двух частях

Фото: sti.ru

Женовач редко ставит популярную классику: если берет Чехова, то не "Три сестры", а малоизвестные "Три года", если Гоголя, то "Игроков", а не "Женитьбу". И вдруг "Мастер и Маргарита", роман, истерзанный уже всеми: и в театре, и в кино. Правда, ждать классического повествования не стоит, все-таки за дело взялся мастер психологического театра. В спектакле Женовача герои самого известного романа Булгакова превратились в пациентов клиники Стравинского. В психушке оказались не только Мастер (Игорь Лизенгевич) и Маргарита (Евгения Громова), но и страдающий мучительными приступами мигрени Понтий Пилат (Дмитрий Липинский), и поэт Иван Бездомный (Иван Янковский), и Иешуа (Александр Суворов).

В своем уме только Воланд (Алексей Вертков) и его верная шайка: Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и Гелла – они становится санитарами. Весь мир оказывается под покровительством дьявола. Так что главный герой здесь именно Воланд. Как ни странно, в такие обстоятельства отлично укладываются три линии романа.

Сценография – сплошной минимализм. Никаких признаков Ершалаима или булгаковской Москвы. Все пространство занавешено обычными больничными пододеяльниками. В нижнем ящике писательского стола горит рукопись Мастера (горит по-настоящему!). И таких визуальных находок в постановке много. Ждать стоит и неожиданных фокусов, ведь к работе был привлечен иллюзионист Артем Щукин.

С премьерных показов "Мастера и Маргариты" в СТИ прошло всего два месяца, но спектакль уже заслужил неофициальный статус "сенсации сезона".

"Театральный роман". Мастерская Петра Фоменко

Исповедь "фоменок"

Фото: fomenko.theatre.ru

Это один из последних спектаклей ушедшего из жизни Петра Фоменко. Над постановкой он работал вместе с актером Кириллом Пироговым, выступившим здесь и в качестве режиссера, и как исполнитель одной из главных ролей – начинающего драматурга Максудова.

Петр Фоменко предложил роман Булгакова для самостоятельных работ. Несколько актеров вызвались прочитать булгаковские отрывки, и после года репетиций спектакль был готов. Постановка получилось ироничной и веселой.

"Театральный роман, или Записки покойника" – это спектакль о благополучном театре, который, пересекая 20-летний рубеж, рискует забронзоветь. Единственное лекарство здесь – самоирония. Актеры мастерской Фоменко шутят: работа над постановкой фельетона велась в порядке профилактики, чтобы самим не зазнаться.

У Булгакова речь идет о конкретном театре – МХАТе. Спектакль Фоменко тоже посвящен конкретному театру – Мастерской Петра Фоменко. Режиссер не ставил перед собой цели воспроизвести прототипы Булгакова. Упор был сделан на то, чтобы найти сходства с собой, обличить и смешное и грустное – в своем "Театральном романе" "фоменки" смеются сами над собой.

"Кабала святош". Театр Российской армии

Эпоха Короля-солнца

Фото: Агентство "Москва"/Никеричев Андрей

Пьеса "Кабала святош" (или "Мольер") считается чуть ли не самой загадочной и востребованной у российских драматургов. Впервые спектакль поставили в 1936 году во МХАТе, но после семи показов сняли с репертуара.

"Мольер" в театре Российской армии – это уже третье обращение режиссера Бориса Морозова к произведениям Булгакова. Премьера состоялась в Москве совсем недавно, в конце апреля. Ранее были "Луна в форточке" в Театре имени Пушкина и "Зойкина квартира" на Бродвее в Нью-Йорке.

В центре дворцовой интриги – любовь драматурга Жан-Батиста Мольера (Андрей Егоров) и юной актрисы Арманды Бежар (Елена Сванидзе). Богатые наряды, изысканные манеры, любовь, театр, шик – эпоха "Короля-Солнца" Людовика XIV в спектакле воссоздана превосходно. Но Морозов добавляет новые смыслы классическому сюжету. Это спектакль о жизни, похожей на пьесу, и о пьесе, так похожей на жизнь. Ведь театр есть не только у Мольера – театральны и судьба короля Людовика, и заговоры архиепископа Шарона, и даже личная жизнь Булгакова.

Только летающий вдоль сцены шелковый занавес, стирая эпизод за эпизодом, напоминает: в жизни, как и в театре, возможно все. Одно лишь известно точно: клавесин в спектакле настоящий.

"Зойкина квартира". Театр Эрмитаж

Если хочется классики

Фото: ermistage.ru

Действие происходит во времена НЭПа, в Москве в 1920-х годах. Тридцатипятилетняя Зоя (Дарья Белоусова) открывает на своей квартире швейную мастерскую. А под ее прикрытием устраивает дом свиданий. Помогает ей мошенник Аметистов (Петр Кудряшов) и бывший дворянин, возлюбленный Зои Абольянинов (Борис Романов).

Зоя надеется заработать деньги и во Францию. Достижение мечты кажется совсем близким, ведь поначалу ее бизнес развивается весьма успешно. Один из главных клиентов Зои становится коммерческий директор треста тугоплавких металлов Гусь-Ремонтный (Сергей Олексяк), который видит в Зое черты своей любовницы Аллы (Ирина Качуро). Но на счастливый финал рассчитывать не стоит.

Режиссер Михаил Левитин от текста Булгакова далеко не отходит. В своем спектакле он отлично передал весь нэпманский шик и блеск – и в костюмах, и в декорациях, и даже в манерах главных героев. В постановке использована музыка Бортнянского, Верди, Гуно, Рахманинова, Вертинского.

По всем правилам академических постановок, режиссер сохраняет все детали текста. На выходе – почти три с половиной часа патефонных записей, любовных интриг и остроумных булгаковских диалогов.

Лучкина Наталья