Фото: m24.ru/Юлия Чечикова
Театральный сезон позади. Для одних он открыл новые горизонты, для других поставил неожиданные вопросы. Константин Богомолов, показав Москве восстановленного "Лира", неожиданно и вполне серьезно заявил о намерении вплотную заняться кино, так как не видит для себя неизведанных пространств в театре. Сати Спивакова сыграла вместе с одиозным режиссером в спектакле Кирилла Серебренникова, где на сцене появляются два десятка обнаженных танцовщиков. Благополучно разрешилась финансовая проблема Студии театрального искусства Сергея Женовача. Андрей Кончаловский завершил трилогию по Чехову в Театре имени Моссовета. Вахтанговцы начали осваивать пространство свежеоткрытой малой сцены. Это только толика событий, попавших в поле зрения редакции m24.ru. Тем не менее мы решили сместить ракурс традиционных итогов сезона в сторону зрительских впечатлений. Театральные критики Григорий Заславский и Ольга Егошина, а также театральный блоггер Вячеслав Шадронов по нашей просьбе рассказали о премьерах, которые стоит пересмотреть.Фото: facebook.com/Боярские-Палаты-СТД-РФ/Александр Пчелкин
Одно из самых ярких зрительских впечатлений прошедшего сезона связано для меня с театром "Около дома Станиславского", где вышел "Чевенгур". У него при всех его художественных достоинствах есть еще одно – хронометраж. Спектакль по сложнейшему роману Андрея Платонова идет 1 час 10 минут. Вторая постановка в этом сезоне режиссера и руководителя этого театра Юрия Погребничко – "Магадан" – в жанре кабаре, уже традиционного для этой сцены.Фото: electrotheatre.ru
Фото: facebook.com/ovegoshina
В этом сезоне в столице поразительно интенсивно работал Театр имени Маяковского. Было много премьер, ярких, разноплановых, для детей и взрослых, и все – заслуживающие внимания. Прежде всего это "Русский роман" в постановке худрука театра Миндаугаса Карбаускиса. Пьеса, написанная литовским драматургом Марюсом Ивашкявичюсом на русском языке, посвящена личности Льва Толстого. И, пожалуй, эта одна из самых заметных пьес за последние годы. Сам Толстой в ней не появляется. О нем говорят – близкие, друзья, любовница Аксинья. На сцену выходят персонажи романов Толстого, жизнь вступает с искусством с сложную игру. Жену Толстого играет Евгения Симонова, и вот в какой-то момент она кричит в пространство: "Ты ушел, а меня не дописал!", то есть начинает осознавать себя частью его художественного мира. Это спектакль большой мысли, большого пространства. А рядом, на Сцене на Сретенке идет постановка Светланы Земляковой по пьесе Асара Эппеля "На траве двора", где играют молодые актеры, играют замечательно.Фото: vakhtangov.ru
Фото: facebook.com/shadronov
Даже если вспоминать только репертуарные московские и только драматические постановки, сезон оказался богатым на события. Один Дмитрий Крымов, до сих пор не выпускавший больше одного спектакля за год, в уходящем сезоне представил целых три премьеры! Среди них трудно выделить, какая удачнее, какая интереснее – грандиозный, эпического размаха, но при этом сотканный из юмористических импровизаций "Русский блюз" или пронзительный, лиричный, и в то же время остро-актуальный антимилитаристский опус "Последнее свидание в Венеции"? Или более узнаваемый по стилистике крымовских сочинений иронично-игровой "Евгений Онегин" из проекта "Своими словами".Фото: Екатерина Цветкова
Кама Гинкас, лично для меня остающийся на протяжении уже десятилетий театральным режиссером номер один, создал спектакль по "Преступлению и наказанию", тексту, к которому он постоянно возвращается, находя в нем и новые темы, и новые сюжеты. Пускай, может быть, для самого Гинкаса после невероятной, неожиданной версии "Кто боится Вирджинии Вулф?" Олби очередной Достоевский – не самая этапная работа, один только Гордин в ней поднимает спектакль на значительную высоту.Фото: mayakovsky.ru
Главные, ударные премьеры Гоголь-центра заслужили внимания к себе, и это не только "Машина Мюллер", притягивающая публику "обнаженными перформерами", но и занятное "Кому на Руси жить хорошо" по Некрасову, куда более совершенное по форме сочинение "Кафка" по пьесе Валерия Печейкина, а также поэтический перформанс Максима Диденко "Сестра моя – жизнь" по Пастернаку.Фото: facebook.com/Praktika
И нельзя не вспомнить, конечно, про Ивана Вырыпаева, который успел в начале сезона поставить в "Практике" моментально ставшие хитом (билеты дорогущие и их не достать!) "Невыносимо долгие объятия", а под занавес уже на основной сцене МХТ вырыпаевскую пьесу "Dreamwоrks Мечтасбывается" осуществил Виктор Рыжаков. Кроме того, в рамках фестиваля "Любимовка" была прочитана самим Вырыпаевым еще одна его новинка – комедия "Солнечная линия", а надо сказать, что именно в авторской читке вырыпаевские тексты зачастую раскрываются с максимальной полнотой, и во всяком случае такое количество новых названий от Вырыпаева за сезон позволяет думать, что несмотря на смену места жительства и рода деятельности (в Польше он уже успел поставить оперу!), он не исчезнет из московского театрального контекста.Читайте также