27 августа, в День российского кино, отмечается круглая дата – 120-летие со дня рождения Фаины Раневской. Она сыграла десятки выдающихся ролей в театре и кино, однако сейчас чаще всего имя актрисы ассоциируется с острыми фразами, которые она произносила в большом количестве и которые стали основой для многочисленных сборников.Фото: ТАСС
В начале 1990-х годов имя Фаины Раневской было включено в английской энциклопедии "Кто есть кто" в список десяти самых выдающихся актрис XX века. А редакция сетевого издания m24.ru в день 120-летнего юбилея великой артистки вспомнила, с чего начинался ее путь в кино.Кадр из фильма "Пышка"
"Пышка", режиссер Михаил Ромм
Эта немая картина Михаила Ромма, экранизация одноименной новеллы Ги де Мопассана, стала для Фаины Раневской дебютной. Премьера фильма состоялась в 1934 году.
Как вспоминают современники артистки, Ромм заприметил Раневскую в Камерном театре: она привлекла его внимание своей "непохожестью". Говорят, режиссер с первого взгляда оценил талант актрисы и пригласил ее на роль госпожи Луазо в своей "Пышке". Правда Фаина Георгиевна, которую смутили условия съемок на "Мосфильме", едва не отказалась от предложения Ромма... Но пройдут годы, и артистка напишет о своем первом кинорежиссере: "Ромм… до чего же он талантлив, он всех талантливей".
По словам актрисы Екатерины Юдиной, роль госпожи Луазо имела большой успех и стала прологом ко многим незабываемым образам, созданным артисткой на экране: "Она обладала способностью характерным жестом или поворотом лица прожить целую судьбу. Раневская – соавтор своих ролей. Да и в кино актриса становилась не только соавтором, но и единственным автором отдельных эпизодов. Выразительную внешность и пластику Раневской в кино зачастую использовали просто как яркую, необходимую для режиссера краску. В своих ролях актриса использовала в основном "грим души", подчеркивая остроту характера, владея искусством интонации".
Спустя пять лет судьба снова свела Ромма и Раневскую. На этот раз актрисе предстояло сыграть мадам Скороход в картине "Мечта". Эта роль, разумеется, по убеждению режиссера, была будто бы специально написана для Фаины Георгиевны.
Кадр из фильма "Мечта"
Фильм сделал Раневскую по-настоящему известной. Картину посмотрел президент США Франклин Рузвельт, отметивший блестящий талант актрисы. Увидел "Мечту" и писатель Теодор Драйзер. По воспоминаниям его супруги, этот фильм буквально "вылечил" ее мужа: до просмотра картины он не хотел ни писать, ни читать, ни с кем разговаривать. А после – снова стал жизнерадостным и деятельным. Драйзер даже начал писать на фильм рецензию, но в итоге рукопись была утеряна.
С Михаилом Роммом и его женой Еленой Кузьминой Раневская дружила всю свою жизнь. "А ведь так мало осталось к старости людей, о которых даже мысли доставляют удовольствие", – писала супруга режиссера актрисе.
Кадр из фильма "Подкидыш"
"Подкидыш", режиссер Татьяна Лукашевич
Фильм "Подкидыш" был снят в 1939 году по сценарию актрисы Рины Зелёной и писательницы Агнии Барто. Фаина Раневская сыграла в нем роль вспыльчивой женщины Ляли. Именно в этой ленте она произнесла фразу, впоследствии ставшую крылатой: "Муля, не нервируй меня".
Эта фраза полюбилась многим зрителям, однако самой Раневской она принесла немало хлопот. "Муля, не нервируй меня" слышала актриса от пробегающих мимо мальчишек на улице. Этой фразой ее приветствовали совершенно незнакомые люди, когда сталкивались с ней в различных местах. Даже Брежнев, вручая Фаине Георгиевне орден Ленина по случаю 80-летия артистки не удержался и вместо приветствия выпалил: "Муля, не нервируй меня!" На это Раневская с присущей ей иронией сказала: "Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы".
В 2010 году герои "Подкидыша" приобрели цвет: лента была колоризирована в Лос-Анджелесе.
Кадр из фильма "Золушка"
"Золушка", режиссер Надежда Кошеверова
Разумеется, в "Золушке", сценарий к которой написал Евгений Шварц, Раневская сыграла злую мачеху. Эта роль считается лучшей в фильмографии артистки. Да и она сама, несмотря на все свое пренебрежительное отношение к собственным киноролям, считала Мачеху довольно удачной работой.
Шварц, обожавший актрису, разрешил ей вставлять в роль собственные острые высказывания, которыми так славилась Раневская. Да и вообще даже режиссеры нередко давали в этом плане актрисе карт-бланш. Например, Борис Пясецкий, приглашая Фаину Георгиевну в свою пьесу, предложил ей… сыграть то, что она сама захочет.
Актриса не очень высоко ценила работу в кино, ставя его значительно ниже театра. Тем не менее Раневская мечтала сняться у Эйзенштейна. В 1944 году она даже была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в картине "Иван Грозный", но роль в итоге досталась Серафиме Берман.
Елена Егорова