Форма поиска по сайту

Семь правил современного театра от режиссера Всеволода Лисовского

Фото: facebook.com/lisoev.vaha

Творческая команда LABS запустила цикл лекций о современном театре. Вчера в лофте Untitled прошла лекция идеолога Театра.doc, продюсера, режиссера и автора эпатажных постановок Всеволода Лисовского. M24.ru публикует главные тезисы.

Театр – бумеранг

Есть понятие "шоу", где зритель работает на прием информации, которая предоставляется ему в готовом виде. Поэтому шоу должно быть красиво и привлекательно. А в театр зритель приходит ради сопереживания, некой судейской функции. Здесь зритель должен работать вместе с актером, он должен быть готов измениться и выйти из зала другим. То есть посыл актера должен вернуться к нему, пройдя через восприятие зрителя. Если же этого взаимодействия не задумано, то театр превращается в шоу. Когда вы взаимодействуйте с этим бумерангом, тогда появляется смысл. А в театре самом по себе смысла нет.

Спектакль не должен быть приятным

Любой спектакль – это нишевый продукт. Он не может нравиться всем. Но если это нравится хотя бы одному человеку, то смысл в этом есть. Я не готов давать субъективные оценки или составлять персональные рейтинги. Спектакль не должен быть приятным – такой категории в современном искусстве не существует. В городе ежедневно идет тысяча спектаклей и каждый имеет шанс вам понравиться. Но мне не кажется, что где-то истина живет, а где-то ее нет.

Кто может продлить жизнь спектаклю

Высокая динамика социальных и технологических изменений в жизни приводит к тому, что ускользающая действительность становится интересной сама по себе. Спектакль на актуальную тему может существовать одну или две недели. Но это вопрос к автору – насколько он может обобщить тему, чтобы спектакль мог существовать как можно дольше. Есть Чехов, который живет на сцене 100 лет, а есть событие, которое случается лишь однажды.

Спектакль "Черный русский". Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Режиссер – вегетарианец

У меня есть спектакли "Молчание на заданную тему" и "Молчание о классике". Мы регулярно промалчиваем "Вакханок" Еврипида и "Гамлета" Шекспира. Мое правило – не работать с текстом, потому что современная система торговли текстами является пережитком постиндустриальной эпохи. И вообще сфера искусства является рудиментом средневековой системы цехового производства. У нас есть цех театрального искусства, цех драматургов, цех художников.

Я считаю, что режиссер сам может сгенерировать текст, а идеальный коллектив тот, где все взаимозаменяемы. В "Молчание на заданную тему" актер выходит на сцену и сидит молча на протяжении целого часа. Я сам могу выйти в этой роли. Моя позиция может быть ошибочна, но я текстам не доверяю. Основная проблема – это когда кинорежиссер съедает осветителя оператора, осветителя, монтажника и закусывает актером, а я стал вегетарианцем. При этом, я понимаю режиссеров, которые собрали свои "стада овечек", к примеру Серебренникова, Брусникина или Рыжакова.

Театр – это мошенничество

Вообще любой театр – это мошенничество. Иван Иванович выходит на сцену и утверждает, что он не Иван Иванович, а король Лир. И вы подписываетесь на эту конвенцию, соглашаясь на то, что он король.

Премьера мюзикла "Гордость и предубеждение". Фото: m24.ru/Владимир Яроцкий

Перфоманс – одно, а театр – совсем другое

В современном искусстве нет категории зрителя, а фактом его прохождения является документация. А театр не может существовать без "необходимого минимума" – актера и зрителя. Но театр часто пользуется инструментами современного искусства. К примеру, в спектакле Театра.doc "Акын-опера", который получил премию "Золотая маска" на сцену выходят настоящие гастарбайтеры. Это перенос в театр принципа реди-мэйд, как в "Фонтане" Дюшана. Но работая над этим спектаклем, я отдавал себе отчет в том, что они не предсказуемы. Но это не самодеятельность. Самодеятельность – это когда не очень профессиональные люди пытаются произвести впечатление очень профессиональных. Нет претенциозности – нет самодеятельности.

Смерть искусства

Все живое стремиться к смерти, а что не стремиться – то уже умерло. Это как в сказке: современное искусство – это мертвая вода, а современный театр – живая. То есть одно должно оживить другое.