Леонид Барац, Ростислав Хаит (слева направо). Фото: m24.ru
Почему фильм "День выборов" нравится зрителям больше, чем "День радио", как мужчинам пережить кризис среднего возраста и как написать веселую современную пьесу. Об этом корреспонденту M24.ru рассказали участники "Квартета И" - Леонид Барац и Ростислав Хаит.
Пьеса о "среднем" человеке и спектакль с Челентано
Фото: m24.ru
- В ноябре в "Крокус Сити Холле" вы покажете спектакль "Письма и песни мужчин среднего возраста". Зрителям ждать сюрпризов?Слава: Премьера состоялась в октябре 2012 года. В "Крокус Сити Холле" 22 и 23 ноября будет специальный выпуск спектакля. Его отличие от постановки в стенах нашего театра в том, что помимо группы "Несчастный случай" во главе с Алексеем Кортневым на сцену выйдут группа "Чайф", Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков. Мы, скорее всего, разыграем пару новых писем.
- Артисты, которые участвуют в проектах "Квартета И", - ваши друзья?Слава: В основном, да. Но, например, Бориса Гребенщикова нельзя назвать нашим близким другом, но его музыка подходит под концепцию этого проекта.
- Есть "звезды", с которыми хотелось поработать?Слава: Челентано, Элтон Джон…
Леша: Нет, Элтон Джон нам не подходит.
Слава: Очень хотели пригласить Джона Леннона, но не договорились с ним в плане денег (шутка).
Фото: m24.ru
- Вы сейчас пишете новую пьесу. О чем она, уже можно сказать?
Слава: Точно не будет похоже ни на "День радио" и "День выборов", ни на дилогию "Разговоры мужчин" и "Письма и песни мужчин". Это будет что-то абсолютно новое.
Леша: В центре действия герой (его, скорее всего, сыграет Максим Виторган), который разочаровался в себе и пытается начать жизнь заново. Он думал о своих возможностях одно, а в итоге оказалось, что они "средние", и он сам "средний".
Слава: Герой разочаровывается, осознавая, какой он на самом деле. Кстати, он кинорежиссер, пытается снять кино.
Леша: В пьесе много сюжетных линий, пьеса получается многофигурная, поэтому мы ее пишем четыре года. Почему выбрали такой сюжет? Дело в том, что в последние восемь лет мы занимаемся кино и ощущаем на себе последствия мужского кризиса среднего возраста, то есть мы знаем, о чем говорим.
- Когда планируете закончить пьесу?Слава: Может быть, конец 2015 – 2016 года.
- Это спектакль с последующей трансформацией в фильм?
Слава: Пока не знаем. Сначала нужно спектакль поставить.
Чехов как эталон мастерства
Леонид Барац. Фото: m24.ru
- Насколько ваши пьесы и сценарии кинофильмов автобиографичны?Леша: Автобиографичных сюжетных линий нет. Есть фразы, ситуации, напоминающие о том, что с нами происходило или происходит. Персонажи максимально приближены к реальным прототипам. Но все-таки это лишь персонажи.
Слава: Как говорят, лирические герои.
- Пьесы писать легко?Леша: Белый лист – это самое неприятное. Потом текст начинает складываться по кирпичикам: вот сценку написали, вот персонажи появились, вот - сквозная идея.
Слава: Любая фраза, которая неожиданно приходит в голову каждому из нас, может пригодиться. Но вот сюжеты – самое сложное, их мы придумываем хуже всего.
Леша: И в этой пьесе сюжет еще не до конца ясен. То, что мы рассказали, это идея. Что касается рецепта хорошей пьесы, то его нет.
- Когда "Квартет И" только появился, вы играли спектакли по классическим произведениям. Почему появилась необходимость писать пьесы самостоятельно?Леша: Мы ставили Лабиша, Мольера. Тогда еще совсем не умели писать сами, не набили руку. А потом поняли, что можем писать пьесы про себя. Чехов, например, хорош тем, что его пьесы были о его современниках. То же и у нас. Люди приходят на спектакли "Квартета И", узнают в героях себя, свою жизнь.
Ростислав Хаит. Фото: m24.ru
- В интернете много отзывов зрителей по поводу вашей работы. Вам интересно их мнение, читаете?Слава: Что касается меня, то я совершенно этим не занимаюсь. Леша – иногда.
Леша: Для того, чтобы понимать реакцию, знать, что дальше делать.
- Не было желания взять за основу спектакля или сценария к фильму историю человека со стороны, зрителя?Леша: Историй много, но это какие-то отдельные вещи, частные моменты. А так, чтобы взять историю целиком – нет.
Слава: Один зритель – Лешин папа – в свое время предложил: "А давайте в "Дне выборов" победу одержат в Саратове, а не в Самаре". И мы использовали эту идею. Хотя поначалу она показалась абсурдной.
Кадр из фильма "День радио". Фото: kvartet-i.ru
- Как решили экранизировать спектакли?Слава: В 2005 году к нам пришел человек, сказал, что хочет снимать "День выборов" и дал на это деньги.
Леша: Идея делать помимо спектаклей кино давно витала в воздухе.
Слава: А потом мы поняли, что не хотим, чтобы продюсером нашего кино был кто-то со стороны. Это наш продукт, мы потратили столько времени на его создание, и хочется заниматься им от и до.
- Не было страха, что сюжет спектакля потускнеет в телевизоре?Леша: Страхи, конечно, были.
- А что в итоге? Вы сами как-то сказали, что первый блин комом. Почему?Слава: Смотря с какой позиции оценивать фильм. Если с финансовой точки зрения, то мы никак не были заинтересованы в успешности проката "Дня выборов", потому что не участвовали в распределении прибыли. Из всех наших фильмов "День выборов" собрал наименьшее количество денег. Кроме того, у нас еще есть претензии к тому, как он сделан. При этом многим фильм нравится.
Леша: Люди не вдаются в подробности. Просто говорят, что "День выборов" лучше, чем "День радио". Наверное, так и есть.
Нам кажется, что фильм можно было сделать лучше. И "День выборов", и "День радио" сильно уступают по ощущения и по восприятию спектаклям. А вот фильм "О чем говорят мужчины" нравится кому-то больше, чем спектакль "Разговоры мужчин среднего возраста".
Фото: m24.ru
О критике, шутке и драме
- Гришковец нелестно отзывается о творчестве "Квартета И". Как вы относитесь к критике: болезненно или с юмором?Леша: Что касается Гришковца, то это не критика была, а тотальное обвинение. К сожалению, Жене вообще сейчас ничего не нравится. Он в таком расположении духа, когда все его злит, и все ему неприятны. Жалко, потому что я очень люблю то, что Женя делает, особенно ранние работы. И отчасти "Квартет" учился на его произведениях. Плохо, что как драматург он сейчас меньше фигурирует, чем как человек, ругающий все на свете.
Слава: Это все история трех-четырех летней давности. Она уже не актуальна. Может, нужно с кем-то новым поссориться?
- Вопрос скорее не про Гришковца и "Квартет И", а про критику в общем.Леша: Мы примерно понимаем, что мы умеем, а что нет. Гришковец в этом потоке хулы подметил вещи абсолютно точные. Например, он сказал, что у нас диалоги – это монолог, расписанный на роли. Действительно, за нами есть такая слабость. Кстати, за Женей тоже.
К конструктивной критике мы прислушиваемся. Но, как и все авторы, с трудом расстаемся с какими-то своими текстами и иллюзиями по поводу себя. Вот вбили мы себе в голову, что лучше всех пишем веселые диалоги.
Слава: И попробуй доказать нам обратное.
- Вы наверняка всеми руками за импровизацию?Слава: Здесь нужно соблюдать грань. Есть и импровизация, которая абсолютно "в жилу". А есть отсебятина, которая загрязняет спектакль. Ситуации, когда тебе из зала что-то крикнули, и ты сумел ответить – это хорошо. Мы за дисциплинированную импровизацию.
- Шутить легко? Или это труд?Слава: Когда есть четкая ситуация, четкие персонажи, то диалог пишется легко. Когда приходится вымучивать, выдумывать, то и диалоги "не катят".
Кадр из фильма "День выборов". Фото: kvartet-i.ru
- У участников "Квартета" единое представление о том, что смешно?
Леша: Мы ежедневно бьемся за каждое слово.
Слава: Если бы не было Сережи Петрейкова, который все записывает, то мы бы никогда ничего не создали. Именно он принимает конечное решение. Какой вариант ему понравится, такой и остается, просто потому, что он отвечает за записывание наших фраз.
- Не думали, что будет, если вам вдруг наскучить шутить?Леша: Пока кажется, что это никогда не произойдет.
Слава: Если наскучит шутить, примемся грустить. Начнем писать драму, наши герои будут умирать.
Леша: А в зале по-прежнему будут смеяться. Понимаете, юмор – это способ осмысления каких-то ситуаций. Раньше ситуации были совсем легкими, комедийными. "Разговоры мужчин" уже посложнее: о семье, о женщинах, о себе. Но способ подачи – обшучивание, парадоксальные примеры горя, они делают все более выпуклым. Наш способ познания жизни – ирония и юмор.
Слава: И самоирония. С одной стороны это реализации себя и зарабатывание денег, с другой – перманентный юмор, как защита от окружающего мира.
Леша: Защита и осмысление. Как-то Бродского спросили, почему он пишет именно стихи. На что он ответил, что так ему легче понимать происходящее. У нас с юмором что-то похожее.
Леша: При этом в драматургии нельзя десять раз подряд шутить без смысла. К примеру, вот неудачный диалог:
- Положи мне деньги на телефон.
- На телефон? Скажи еще, чтобы я их на телевизор положил.
- Так ты положишь или нет деньги?
- Какие деньги? Денег нет – у нас коммунизм.
Кадр из фильма "О чем говорят мужчины". Фото: kvartet-i.ru
- Есть темы, на которые вы никогда не будете шутить?Слава: Нет.
Леша: Важна уместность.
- Друг над другом шутите?Леша: Конечно. Но на шутки не обижаемся.
- То есть любую шутку можно понять и принять?Слава: Если она в рамках приличия. Если я говорю Леше, что он маленького роста, это смешно. Но он обижается. А когда он мне говорит, что я лысый, я не обижаюсь. Хотя это вообще не смешно.
- В одном из интервью вы сказали, что литературные источники вдохновения для вас – это Довлатов и Аверченко. Можете дополнить этот список?Леша: Аверченко – не в первом ряду любимых писателей. Там Зощенко.
Слава: Не верченко тому, кто сказал про Аверченко.
Леша: Еще нравятся Ильф и Петров. А если открыть книгу Довлатова на любой странице, то создается ощущение, что ты дома.
Слава: Довлатов - это четко прогнозируемое удовольствие. Я года полтора специально не брал его в руки, чтобы забыть и с удовольствием вспомнить.
- А юмор коллег по цеху вам близок? Над чьими шутками смеетесь?Слава: Ваня Ургант замечательно шутит. Тот же Гришковец. Я видел все его спектакли. И каждый трогает, задевает.
Леша: Чувствуешь созвучность. Мы с Женей работаем в похожих жанрах. Еще Слепаков пишет прекрасные песни. Блестящую пьесу написали Пресняковы. А потом по ней поставил спектакль Серебренников, спектакль "Изображая жертву".
Иногда невероятно смешные скетчи есть в программе "Шесть кадров".
Кадр из фильма "О чем говорят мужчины". Фото: kvartet-i.ru
Мужская дружба и имбирная настойка
- Все участники "Квартета И" - выпускники ГИТИСа. Вы ведь учились на одном курсе? Помните первые впечатления от знакомства друг с другом?Слава: Первое общение стерлось из памяти. Помню, что Саша Демидов сказал, что "Горе от ума" написал Тургенев.
Но вот целостного впечатления после первой встречи ни о Саше, ни о Камиле, ни о Сереже у меня не сложилось.
Потом на первом курсе мы поехали на две недели на практику в какой-то колхоз. Там и познакомились уже основательно: Саша, Камиль, Слава, Леша и имбирная настойка.
- Что вас так долго держит вместе?Слава: Имбирная настойка.
Леша: Во-первых, мы полезны друг другу. Поодиночке представляем меньший интерес.
- Ссоры возникают?Слава: если бы они были крупные, мы бы уже не работали вместе.
Кадр из фильма "О чем еще говорят мужчины". Фото: kvartet-i.ru
- А в мужскую дружбу верите?Леша: В общем, наверное, верим. Но некая идеализация этой дружбы а-ля поскакали все вместе за подвесками королевы - в прошлом. Сегодня дружба – это совпадение графиков, статусов и интересов.
Идеальная дружба, она не про жизнь. Она заканчивается либо предательством, либо смертью одного из друзей. А дружба обычная не требует сверхусилий и героизма. Героизмом оказывается ежедневное общение. Это сложнее, чем один раз вынести друга из пожара.
Слава: Хотя, меня попробуй вынеси.
- Кризис мужчин среднего возраста, о котором вы говорили в начале, вы все еще переживаете? Или это в прошлом?Слава: У меня кризис среднего возраста выражается в том, что все время хочется спать.
Леша: Я его еще не прошел, не знаю, преодолею ли. Может быть, просто свыкнусь с тем, что положение вещей теперь таково. Кризис - это переоценка ценностей, претензий к себе и к жизни. Поняв, что все по-другому, и полюбить жизнь вновь – это и есть преодоление кризиса. Как говорил Сергей Довлатов: "Мужество – это любить жизнь, зная о ней всю правду".
Алла Панасенко