Более 50% российских дошкольников ежедневно используют онлайн-приложения для обучения, утверждают эксперты. Более того, 91% родителей отмечают, что хотя бы раз в неделю их ребенок обращается к умной колонке. Вместе с экспертом разбираемся, с какого возраста можно внедрять в жизнь детей гаджеты и какие при этом нужно учесть нюансы.Универсальная помощь
Фото: 123RF/dmitriisimakov
Технологии становятся незаменимым инструментом развития российских детей в возрасте от 3 до 6 лет: каждый второй ребенок использует мобильные приложения на ежедневной основе. Об этом говорится в исследовании агентства OMI (Online Market Intelligence), проведенном в декабре 2024 года.
По мнению родителей, основное преимущество таких онлайн-программ – в возможности усовершенствовать необходимые "жесткие" и "гибкие" навыки (hard и soft skills) у дошкольников. В частности, для 78% респондентов речь идет о творческих способностях, для 70% – об образовании (например, чтении).
Также 50% уверены, что подобная практика полезна для формирования эмпатии и эмоционального интеллекта, а 45% сочли ее эффективной для обучения коммуникабельности и лидерству.
Еще 69% согласились с тем, что мобильные приложения в целом помогают при подготовке к школе.
Не менее распространены среди детей умные колонки. По данным ВЦИОМ, девять из десяти родителей (91%) разрешают детям пользоваться умной колонкой как минимум раз в неделю (54% делают это ежедневно). Причем взаимодействие ведется в образовательных и бытовых целях, а также для досуга.
Плюс спросом пользуются функции напоминаний и будильников (30%), помощь с выполнением домашнего задания (26%), а также воспроизведение образовательных программ и подкастов (15%).
Вспомогательный инструмент
Фото: 123RF/liuntova
Чем меньше возраст ребенка, тем короче должно быть время, в течение которого он использует гаджеты или мобильные приложения. Оптимальная норма в день варьируется от 5 до 20 минут, заявила в разговоре с Москвой 24 детский и подростковый психолог Анфиса Калистратова.
"В 2–3 года дети изучают мир. И начиная с этого возраста электронные устройства и различные программы могут помочь им в этом, но совсем немного. В частности, через интерактив, то есть через загадки, тесты и тому подобное", – пояснила эксперт.
Однако, по словам психолога, технологии не более чем вспомогательный инструмент, который дополняет основные способы познания. Развивать у ребенка базовые навыки могут только родители.
"В частности, мама – это проводник во внешний мир, особенно до 5 лет. Ее реакция формирует отношение ребенка ко всему, то есть, например, если мама напугана, ребенок тоже ощутит тревогу", – отметила Калистратова.
Фото: 123RF/wavebreakmediamicro
Нельзя забывать и о том, что электронные устройства формируют бесконечный поток информации, чему, в свою очередь, не способна противостоять детская психика. До 10–12 лет в ней еще не сформирована функция самоконтроля, а без нее завершить действие усилием воли невозможно, подчеркнула эксперт. Кроме того, большинство активностей, связанных с гаджетами, предполагают сидячее положение, а это чрезмерная нагрузка для развивающегося организма.
"Например, часто можно заметить, как ребенок начинает зевать уже через 10–15 минут после просмотра телевизора. Так происходит из-за того, что в его мозг в этот момент не поступает достаточное количество кислорода, и он, недополучая активность, устает", – подчеркнула она.
По словам Калистратовой, чтобы избежать развития зависимости у ребенка, следует четко установить правила использования гаджетов и каждый раз четко проговаривать их.
Занять ребенка можно чем угодно, главное – учесть степень его активности. Более усидчивым детям, в частности, подойдет рисование или любое другое домашнее занятие, для активных же особенно эффективны длительные прогулки и секции, подытожила психолог.
Лукинова Анна