В московской школе управления "Сколково" выступил Гай Кавасаки – человек, которому удалось за годы своей работы в компании Apple сделать бренд Macintosh по-настоящему культовым. Он рассказал о технологиях будущего, самой большой ошибке в своей жизни, стоившей ему миллиарда долларов, а также ответил на вопросы аудитории. Сетевое издание M24.ru приводит полную текстовую версию выступления Кавасаки.
- Хочу поприветствовать господина Гая Кавасаки. Наверное, неуместно с моей стороны его представлять. У нас будет очень интересная дискуссия. Человек-легенда, человек – автор десяти бестселлеров. Человек-евангелист компании Apple. Итак, Гай Кавасаки с нами.
- Вы характеризуете себя не сколько как инноватора, визионера, сколько как маркетолога. И я знаю, что люди здесь говорят об инновациях, предпринимательстве и мотивации как ключевых моментах из ваших книг, статьях в интернете. Не смотря на то, что мы в находимся в школе менеджмента, многие из присутствующих - это руководители крупных компаний численностью персонала 10, 20, 50 тысяч людей. Некоторые из компаний довольно старые - по 10, 20, 50 лет со времен Советского Союза. Эти люди столкнулись с необходимостью быть гибкими, меняться. Это будет простой вопрос! Мой вопрос об этом. Люди озадачены этим в подобных организациях. Для студентов это просто, легко их мотивировать, им не нужно изменяться, у них нет плохих привычек, так как они начинают с нуля. Можете ли вы говорить о некоторых идеях - как преодолеть этот внутреннее потрясение, как мотивировать людей?
Гай Кавасаки: Несколькими способами. В первую очередь, я хотел бы представить вам концептуальную модель и я буду использовать, соответственно, такой пример: за вековую историю существования бизнеса в Америке был, например, такой бизнес - сбор льда. То есть, когда люди зимой вырезали кубики льда. Это было в 1900-х годах. Допустим, собрали много тонн льда. Дальше, через некоторое время была создана ледовая фабрика. Это значит, что воду стали замораживать на фабрике и, соответственно, если кто-то заказывал лед, специальный человек, мороженщик, приносит его клиенту. Через тридцать лет после того, как начался этот бизнес по заготовке льда, появились первые холодильники. То есть, когда уже не было необходимости заказывать лед откуда-то, у вас была уже ваша персонализированная, скажем так, холодильная установка на дому. И очень интересный момент заключается в том, что ни один из этих заготовителей льда не стал, скажем так, создателем фабрики по заготовке льда. И ни один из этих создателей фабрик по заготовке льда не стал представителем компании, которая создает холодильники.
Посмотрите на этот путь: заготовка льда и путь до холодильника. На самом деле они занимались одним и тем же: от вырезания кубика льда из поверхности замерзшего водоема, и до хранения его в холодильнике. Многие определяют себя в зависимости от того, что они делают. Но им нужно определять себя, скорее всего, с точки зрения того, какие услуги они предоставляют своим клиентам, а не относительно того, чем они занимаются. Будь это ледовая заготовка, ледовая фабрика или просто холодильник. Если ваш бизнес заключается в том, что вы повышаете какие-то гигиенические условия ваших клиентов, то уже не важно, откуда вы берете лед – с фабрики какой-то, с поверхности озера или из холодильника. Это основной урок. Нужно отступить от того, что вы делаете сейчас, то есть, вы уже не занимаетесь заготовкой льда, вы не работаете на ледовой фабрике, вы не работаете в области холодильников, вы предоставляете вашим клиентам удобную услугу и обеспечиваете чистоту в их доме.
Если вы отступите на шаг назад и посмотрите на ваш бизнес с этой точки зрения, то увидите, что заготовщик льда должен был постепенно перерасти в фабрику по заготовке льда, а фабрика по заготовке льда должна была перерасти в холодильную отрасль. Но очень мало компаний, которые так поступили. Есть компании, которые раньше создавали механические пишущие машинки. Вы представляете, что это такое: вы загружаете туда лист бумаги, стучите по клавише и там появляется буква. Что позволяем мы? Мы позволяем людям создавать документы. И не важно, бьете ли вы по бумаге нажатием клавиши или устанавливаете сложное программное обеспечение, или какие-то сложные процессоры, работаете ли вы с веб-сайтами или нет – это не важно! Просто отступите на шаг назад и посмотрите на то, что вы предлагаете вашим клиентам. И уже совсем не важно, каким образом вы достигаете этой цели. Это является ключом нашего подхода. Вы должны задуматься: что получает от вас ваш клиент и не концентрироваться на том, чем вы занимаетесь. Вот это вот большая разница.
- И, как вы считаете, менеджмент компании может достичь этого, потому что да, цель действительно хорошая, но достаточно сложная?
Гай Кавасаки: Поэтому, вы знаете, проще быть спикером, чем менеджером. Я скажу, что все начинается с опасения. Со страха. И страх – это нормально. И страх этот должен вызываться тем, что если мы не создадим фабрику по заготовке льда, кто-то другой создаст эту фабрику. И тогда наш ледозаготовительный бизнес умрет. Когда цифровое оборудование только зародилось в США, то Sun Microsystems как раз последовали за этими цифровыми системами, то есть, компания Digital могла делать то же, что и Sun Microsystems, но Digital решила продолжать свою стезю. А Sun Microsystems разработала новую модель компьютера. Кто угодно мог это сделать: и IBM, и любые другие компании. Нужно просто посмотреть на историю. Чему нас учит история, если мы не можем выучить уроки, которое предоставляет будущее. Люди, которые не ограничены ничем – именно они смотрят в будущее. То есть, вы не должны рассматривать в качестве препятствий какие-то процессы, какие-то любые другие ограничения. И такие люди способны погубить вас, как своих конкурентов. Вы сами можете погубить свой собственный бизнес.
Это один момент. И также я отметил, что для того, чтобы возглавлять независимое отделение компании, у вас должна быть определенная "эгомания", потому что в краткосрочной перспективе каждый будет смотреть на это подразделение и говорить: "Никто не просил вот этого. Наши клиенты хотят, чтобы все было больше, дешевле и скорее". Никто на самом деле не просил, чтобы Apple создало Macintosh. Apple создало Macintosh для того, чтобы продукт был быстрее, дешевле и больше по объему. Никто не просил создавать Macintosh. Если вы будете работать в какой-то компании, то отдел продаж будет вам постоянно говорить: "Наши клиенты не просят этого, они просто хотят, чтобы продукт был быстрее, надежнее и так далее по отношению к нынешнему продукту". И вы говорите: "Нам нужно сконструировать такую фабрику, которая позволит создать новый продукт. Продукт, который полностью изменит существующую действительность и существующие продукты". Продажа скажет: "Нет, никто этого не просил. К этой услуге, на самом деле, ни один клиент еще не обращался. Вы знаете, тоже в отделе кадров вам скажут: "Мы наняли сотрудников с определенными навыками, но вы создаете другие продукты, и,, соответственно, нам нужны совсем другие люди". То есть, в любом подразделении компании вам будут возражать, потому что они хотят сохранить статус-кво. Но если сохранить статус-кво, то вы останетесь на той же самой своей прямой, и на следующем цикле развития экономики это вас погубит. Если вы инноватор, вам будет очень трудно. Я вернусь к этому после следующего вопроса.
- Хорошо, вы предложили идею – прыгнуть на следующий цикл. Вы говорите о том, что не должно быть каких-то постепенных изменений и улучшений, постоянно должны быть какие-то резкие, революционные изменения в бизнесе и технологиях. И один из советов, которые вы даете в своей книге – это убить вот эту денежную корову, вот эту курицу, которая несет яйца. Обычно говорят "доить денежную корову", а вы говорите "убить корову, которая приносит вам молоко". Что лучше в России? Выступая на макроэкономическом уровне, и, на самом деле, выступая здесь, в стенах "Сколково", мы задаемся тем же самым вопросом. Российская экономика сейчас сидит на нефтегазовой трубе и на минеральных ресурсах. И люди в правительстве, большинство из представителей правительства, говорят, что это плохо, нам нужно как-то диверсифицировать экономику. И "Сколково", и "Школа управления", и Фонд "Сколково", Инновационный центр "Сколково" – они составили часть программы по диверсификации этой экономики. Но, тем не менее, остаются определенные дискуссии, каким образом обеспечить подобную диверсификацию, сколько ресурсов направить надо на достижение этой цели.
Вы также упомянули еще один момент, который для меня очень актуален. Это Apple II. Много-много лет назад я был разработчиком Apple II. И на самом деле Apple приняло решение убить эту денежную корову, то есть Apple II и основные ресурсы были направлены на Macintosh. Меня это очень сильно задело. По крайней мере, с точки зрения бизнеса. И я на самом деле понимаю, о чем вы говорите, когда говорите о каком-то последующем ущербе, что будут нарушены партнерские отношения, будут нарушены прежние связи, когда на макроэкономическом уровне мы говорим с вами о буре в стакане воды, о возмущении этого состояния покоя. Каким образом обеспечить баланс между необходимостью убить эту денежную корову и доить денежную корову, для того, чтобы обеспечить определенный баланс? Я по-прежнему еще прихожу в себя после вот этого решения компании Apple.
Гай Кавасаки: Давайте перейдем к России. Давайте посмотрим альтернативы. Если бы Apple сказала: "Вы знаете, у нас много таких как вы, которые сейчас приходят в бизнес Apple II, и мы не будем создавать Macintosh, мы будем продолжать Apple II". И тогда бы Apple умерла. И возможно, что тогда Apple II умерла бы вместе с Apple. Но вы уже не могли бы после этого разрабатывать Apple II, и последствия для вас были бы такие же: вы бы умерли. Ну, может быть, вы чувствовали бы себя несколько лучше, чем если бы просто закрыли ваш бизнес, но все равно вы бы умерли. Вы бы умерли вместе с Apple и Apple II. Но теперь, возможно, вы можете перейти уже к разработке для Macintosh и iOS. Любая экосистема, которую вы описали, в рамках ее, Apple на 80% как горилла. И у вас есть выход: или стоять перед гориллой, или карабкаться на нее, или, соответственно, спрятаться за нее. Но смертельно будет как раз стоять перед ней, перед гориллой. Вот это вот часть экосистемы. Экосистема может много изменить и меняет вас вместе с собой. Я так понимаю, по крайней мере, я это много раз обсуждал с представителем в Эдмонтоне, в Канаде, если можно палкой проковырять дырку и от этого добывать деньги, черпая нефть и газ, это хорошо. Ну, допустим, это будет продолжаться 20-30 лет и все. И нужно признать, что есть определенные экологические законы, тенденции не на вашей стороне, вы можете сопротивляться им, вы можете усовершенствовать то, что есть у вас, но… Вот есть определенные законы и, возможно, есть какие-то тревожные знаки, которые дают вам понять, что скоро что-то должно измениться, можно их отрицать, можно жить в своих розовых мечтах, но мало кто из нас может избежать подобных изменений. Если вы просто посмотрите на историю, вы увидите, что Blackberry на самом деле хотела бы, чтобы не произошло то, что произошло. Потому что Blackberry практически "сошла на нет". Мой век тоже уже уходит. И это закон джунглей, закон выживания, закон Дарвина. И поэтому мужайтесь.
- Вы знаете, не первый раз такое мне говорят. Давайте перейдем уже к менее жестким моментам. Итак, у нас есть еще и стартапы. Поднимите руки, кто занимается стартапами, не стесняйтесь. Итак, насколько важен оптимизм, когда вы занимаетесь стартапами? В российском менталитете так принято, говорят: "может быть", "вот так и так", "может быть я могу, может быть нет", "так себе"… Насколько важно верить в то, что вы сможете что-то сделать, насколько важен оптимизм?
Гай Кавасаки: Я бы сказал, что оптимизм и страсть, азарт для предпринимателя также важен, как кислород для дыхания. Без него вы умрете как предприниматель. Вы постоянно сталкиваетесь с такими негативными моментами. Люди вам будут постоянно говорить, что это нельзя сделать, это нельзя делать никогда, в этом нет необходимости, никто не знает никого, кто бы сделал так, никто так не делал… Это вы постоянно будете слышать от различных людей. И очень важно видеть принципиальную разницу. Вы это услышите от так называемых "бульдозеров", людей глупых и людей, которые ничего не понимают в этом мире. И, как правило, подобные люди – это "лузеры", это неудачники. Они ездят на ржавых машинах, они носят мятую одежду. И, если неудачник говорит, что вас ждет неудача – ну, это неплохо. Потому что только неудачник будет слушать неудачника. Поэтому, если вы слушаете неудачника – вы сами неудачник. Посмотрите просто на неудачника и скажите: "Я не буду тебя слушать!".
Да, это был простой пример. По-настоящему опасны люди, которые чего-то добились. Они, как правило, бывают знамениты, бывают богаты, одеты во все черное, у них есть Ferrari, Lamborghini, любые такие вещи, которые бросаются в глаза. Audi тоже пойдет. Итак, почему подобные люди для вас опасны? Потому что вы думаете, раз они такие богатые, такие знаменитые, они, наверное, очень умные. Я не знаю, как в России, но в Америке люди, которые богаты и знамениты, им, как правило, просто когда-то улыбнулась удача. Это не означает, что они умные. В России то же самое. Именно поэтому такие люди опасны для вас.
Если умный человек вам говорит, что это нельзя делать, вы думаете, что он, наверное, знает, что делать, знает, что говорит. Но, когда вам кто-то говорит, что вас ждет неудача, это означает, что вы наоборот добьетесь успеха. И если вы прислушаетесь к тем, кто вам скажет, что вас ждет неудача и даже не попробуете что-то сделать, то никогда не узнаете, могли ли добиться успеха или нет.
- Итак, слышите? Если вы не попробуете добиться чего-либо, вы никогда не будете знать, могли вы этого добиться или нет. Я помню вашу книгу, она называется Enchantment. Кто из присутствующих ее читал? Один? Вы смотрите, какой потенциальный рынок открывается перед вами. Можно эту книгу распространять.
Гай Кавасаки: Ну, прежде, чем я отвечу на этот вопрос, могу я задать свой - о чем эта книга? Том Клэнси, которого вы, наверное, знаете, американский автор детективов, недавно умер, 1 октября 2013 года. Однажды он участвовал в пресс-конференции, и кто-то из прессы спросил его: "О чем ваша книга?" Том Клэнси сказал: "Она о 25 долларах". И мне очень нравится этот ответ Тома. Итак, вот моя книга: это набор навыков, с помощью которых вы можете увлечь людей своей деятельностью, привлечь на свою сторону, вы можете завоевать их сердца, мотивировать их что-то делать, не используя тактику шока и трепета, типичную в Америке. Возможно, это создание какого-то фонда, такого, например, как Дейл Карнеги.
Как правило, у вас должно быть три столпа: первый столп – вы должны нравиться, потому что вы никогда не сможете убедить никого, если вы людям не нравитесь. Во-вторых, вам должны доверять. Вам человек может нравиться, но вы ему не будете доверять. Например, Ким Кардашьян, вы вряд ли ее знаете, она будет вам нравиться, Перис Хилтон – вы тоже можете даже обожать ее, также, как и Чарли Шина, но вряд ли вы будете им доверять. Или вовсе не обязательно, что вы будете им доверять. И третье, третий столп, это наличие компетенции. То есть, у вас должен быть определенный опыт и знания. Я могу сказать вам, основываясь на собственном опыте, я пытался очаровать людей при помощи каких-то прекрасных продуктов – ничего не вышло. А потом я использовал свое обаяние, и мне удалось буквально "впарить" им совершенную чепуху.
Есть такой царь Мидас, который касается всего, чего угодно и оно превращается в золото. Итак, если вы хотите убеждать людей, то гораздо проще убеждать людей, если у вас есть хороший продукт под рукой. И именно поэтому Apple пользуется таким спросом, потому что их продукты, и iPhone, и iPad, и все остальное – они прекрасны. Без прекрасного продукта я бы не добился таких высот. Итак, соответственно, три столпа: вы должны нравиться людям, вам должны доверять, и вы должны иметь определенный опыт работы с чем-то определенным, компетенцию. И, конечно – улыбку. Улыбка на лице. Вы знаете, кто часто улыбается, у них, как правило, вокруг глаз морщинки собираются, и на самом деле эти морщинки показывают, что ваша улыбка естественная, настоящая, а не искусственная. Вас это может даже немного старить. Но не стесняйтесь.
- Я хотел бы предложить уже аудитории задавать вопросы. Вы согласны?
Гай Кавасаки: Я улетаю в 7 утра, так что, пожалуйста.
- Итак, следующий вопрос от нас, или из аудитории? Итак, вопросы. У кого есть вопросы?
Вопрос: В первую очередь, господин Кавасаки, добро пожаловать в Россию. От имени всех я хотел бы вас поприветствовать в России, в Москве, и мой вопрос будет на самом деле такой гипотетический: если бы вам было 27 лет, вы бакалавр наук и у вас 30 тысяч долларов в кармане, с чего бы вы начали и почему?
Гай Кавасаки: Да, то есть, если бы мне было в половину меньше, чем сейчас.
- Да, и 30 тысяч долларов. Я думаю, что вы бы затарились вином и на пляж бы поехали.
Гай Кавасаки: 30 тысяч? Возможно, я начал бы социально-медийную компанию, то есть. организовал бы какую-то социальную сеть. Потому что сейчас только начинается эпоха социальных сетей. Мне нравится и Google+, и Twitter. И, может быть, я бы разработал продукт подобного типа. Или, может быть, какую-то услугу предложил, какой-то сервис по обеспечению подобной социальной сети. За 30 тысяч очень трудно начать биотехнологический, допустим, бизнес. Но, с другой стороны, я не знаю, как в России, в Америке буквально несколько лет назад нужно было иметь 1-2 миллиона долларов для того, чтобы открыть социальную сеть. Потому что нужно было покупать сервера, нужно было арендовать офисные помещения, нужны были какие-то инструменты. А теперь все, что нужно для стартапа, уже все инструменты в Open Source находятся, в открытом доступе. Все остальное находится в "облаке", вы можете что-то купить у Amazon, все это размещаете в "облаке", у вас терабайты памяти, все находится в открытом доступе. Инфраструктура настолько дешевая, вам даже не нужны офисные помещения – люди могут работать в виртуальной среде, используя Twitter, Google+, Facebook и так далее, в Instagram вы можете рекламировать свой товар. Получается, маркетинг бесплатный, практически. И, смотрите, почти все уже бесплатно. И 30 тысяч – это более, чем вам нужно. На самом деле, вы больше потратите на юристов, если захотите заручиться какой-то юридической консультацией или поддержкой.
- Итак, еще вопросы? Следующий вопрос, пожалуйста.
Вопрос: Большое спасибо за ваше выступление. Итак, мы ищем инновации для создания того, чего еще не было никогда. Персональный робот для каждого. Называется "Альфа Бот". Он уже получил награду как лучший персональный робот в мире. Вопрос такой: все нам говорят, что не нужно делать вот этого, что нет никакого рынка для этого продукта, потому что ни у кого не было еще персонального робота. Если бы вы работали с нами, вы бы продолжили эту работу или нет? На самом деле вы лично не отвечаете на мои электронные письма?
Гай Кавасаки: У меня автоответчик стоит. Я давно уже писем не получаю, не проверяю почту. На самом деле, все зависит от того, насколько вы верите в поставленную цель и задачу. Если вы верите – то верите, если нет – то нет. Я не думаю, что кто-либо здесь вам здесь может сказать, стоит вам продолжать работать или нет. Вы можете спросить самых умных людей и сделать наоборот. Нет возможности определить точно, да или нет. Потому что многие идеи кажутся такими умными, и люди вам рекомендовали делать то или другое, и эти идеи кончались крахом. Но есть гораздо больше примеров совершенно глупых людей, людей отговаривали от того, чтобы они реализовали эти идеи, а они увенчались грандиозным успехом. Изначально на этом этапе не понятно, что глупо, а что не глупо. Я приведу вам пример глупости такой, куда бы я хотел вложить деньги. Google пришел ко мне и сказал, что ему нужны инвестиции. Я им ответил, вы уже поисковый движок-то создали, зачем нужен еще один поисковый движок? Зачем нужен Google, уже есть другие такие. Если бы Twitter ко мне пришел и сказал: "Вы знаете, мы позволяем людям направлять сообщения, длиной 148 символов". Я им сказал: "Зачем это нужно, уже есть e-mail, уже есть чаты, уже есть SMS. Зачем нужен Twitter? И если вы создаете Twitter, то вы, наверное, безумны, сошли с ума.
E-bay, допустим: место, где люди могут продавать хотя бы даже использованные принтеры, зачем покупать принтер, который продается где-то за 3000 миль от вас, как вы будете знать, что этот принтер в хорошем состоянии, или в плохом? Вы упаковываете этот принтер в коробку, отправляете кому-то за 3000 миль и не знаете, оплатят вам эту посылку или нет. Дойдет она туда или нет. И никто вам не скажет, что дебетовая карта исчерпала свой лимит или действительна. Зачем нужен E-bay? Если бы ко мне пришли и сказали, что у нас есть внешние серверы, мы хотим людям помогать копировать и распространять видео, а это незаконно… Или вот еще была одна идея: это ментол в диетическую колу добавлять. Хорошая идея? А Стив Воз сказал, что он однажды взломал систему международной связи. Есть совершенно большое количество примеров: группа компьютерщиков, которая хотела работать как группа всего 25 человек. Они работали над созданием различных компьютерных систем, программного обеспечения. Они изменили положение вещей. Но на основании этого, я бы сказал, что компания Apple потерпела бы крах, и YouTube потерпел бы крах, и Twitter потерпел бы крах, и MySpace потерпел крах.
Вот видите, есть примеры и такие, и такие, и положительные, и отрицательные. То есть, вы можете продолжить свою работу. Было несколько компаний, похожих на Apple. Их было 6 или 8, они потерпели крах. Нужно просто посидеть и подумать, какие ваши залоги успеха. Или почему вы можете потерпеть крах. Была одна компания, основанная моим другом. Он начинал с того, что создал книжный магазин. У него было почти 100 книжных магазинов по всей Америке. Если бы вы посмотрели на него, вы бы сказали, что этот человек понимает, что такое чтение. Потому что он создает книжные магазины. Он прекрасный предприниматель. А затем он привлек партнера, человека, который был представителем самой влиятельной консультативной компании, то есть тоже надежный человек. У них были инвесторы из сектора нефти и газа. Можно и сейчас инвестировать. Вы бы инвестировали? Я бы инвестировал, если бы у меня был шанс. Но, на самом деле, так много людей, которые хотели инвестировать в его идеи, что буквально выстроилась очередь. Есть люди, которые не хотят исследовать рынок, которые не хотят искать партнеров. Что мой друг сделал? Он создал веб-сайт с фермерскими товарами, когда вы, не выходя из дома, можете купить брокколи, если хотите. Буквально, берете брокколи с виртуальной полки, кладете в виртуальную же тележку, и потом эта тележка отправляется к вам. То же самое можно сделать при помощи того персонального робота, о котором вы говорили. То есть он будет делать за вас покупки. 450 миллионов долларов было потрачено на эту систему по продаже брокколи. И тогда казалось, как это стратегически здорово выглядит. Да, конечно, люди сейчас настолько заняты, что они не хотят потратить час в магазине, чтобы купить себе брокколи. И это вообще может изменить систему ритейла, это может изменить систему покупки.
Посмотрите, сейчас можно купить книги в "Амазоне", а можно купить брокколи. Можно купить душистый прекрасный сыр. Это может изменить мир. Но на самом деле эта идея потерпела крах. В итоге 450 миллионов долларов ушли в никуда. И мы тогда могли сесть и подумать, какая была прекрасная идея, вы посмотрите: людям же нужно есть каждый день, это не то, что относится к товарам сферы «люкс». Людям нужно всегда есть. Ста процентам представителей рынка нужно всегда есть. И смотрите: 300 миллионов американцев, они едят каждый день, умножьте это на трехразовое питание – сколько это будет покупок! Как могло так случиться, что только один процент американцев предпочли воспользоваться этой услугой? Как так получается, что 300 миллионов американцев живет на континенте, и только 1% из них решил использовать эту услугу. Да, пример неудачной инвестиции. 300 миллионов приемов пищи в год. Какая, казалось, прекрасная идея. И можно ли вложить в эту идею сейчас? Но, увы, все сошло на нет. И посмотрите: очевидный рынок, прекрасная идея, надежная команда – и нет. Все завершилось полным крахом.
А Twitter? Когда вы услышали бы о нем, вы бы спросили: зачем нам нужна еще одна такая система, когда у нас есть e-mail, когда у нас есть SMS. И посмотрите на Twitter: как он стремительно развивается и сейчас. И я смотрю на это все с точки зрения долгосрочной перспективы, чем больше смотрю, тем больше меня все это путает. Может быть, алгоритм инвестиций должен быть совсем другой. Нужно инвестировать в самые глупейшие идеи? Самую глупую идею берете, в нее вкладываете деньги, и она окупается. А самые умные идеи, они, как правило, терпят крах. И венчурный капитал. Очень трудно в этом деле заручиться поддержкой партнеров. Очень трудно привлечь деньги для подобных идей. Поэтому, я мог бы также вам сказать, что на самом деле нет единого рецепта успеха. Я не знаю, как стать успешным, как стать везунчиков. Везунчиком вы не станете, если вы не попробуете, по определению. Если вы не играете в эту игру, вы не проиграете и не выиграете. Вы можете заниматься чем угодно и жить счастливо и спокойно, или вы можете быть инвестиционным банкиром, куда-то вложить, все потерять или все выиграть.
Вопрос: То есть все зависит от удачи, так получается?
Гай Кавасаки: В инвестиционные банковские услуги – да, вот в этом весь секрет.
Вопрос: Гай, мы затронули очень интересную тему, очень крупную тему, то есть в чем разница между успехом и поражением, и ответ никто не знает, потому что если бы вы знали прикуп, вы наверное уже куда-нибудь летели в частном самолете на пляж.
Гай Кавасаки: Или я создал бы институт Кавасаки, может быть. Я не знаю, что кто-то может знать истинный рецепт успеха. Есть определенные способы повысить вероятность достижения успеха, и два студента создали программу, которой хотели сами пользоваться. Например, Лари и Сергей, они создали поисковый движок, это купол. Еще два человека создали веб-сайт, который они сами хотели использовать. Двое людей создали YouTube для себя, потому что они хотели сами загружать видео. То есть то, о чем я вам говорю, есть различные формы предпринимательства. Когда вы создаете проект, который вам интересен, скептики вам скажут: "Но вы же единственный кто будет им пользоваться. И, может быть, всего 20 человек хотели бы иметь компьютер в свое время, и тогда бы компания Apple просто обанкротилась, сейчас, смотрите, миллионы людей используют компьютеры. То есть ответ никогда неизвестен с самого начала.
Вы создали продукт, спросите, кто будет им пользоваться, и, соответственно, не нужно следовать советам тех, кто говорит, что вы будете единственным, кто будет использовать этот продукт. Создавайте продукт, которым будете пользоваться сами, и тогда другие последуют вашему примеру. То есть я исключаю, что? Я говорю, что не нужно целиком полагаться на маркетинг, то есть если вам так нравятся персональные компьютеры, если вы сами готовы использовать этот персональный компьютер или персональные какие-нибудь системы, прекрасно! Создайте ее. Но, если вы хотите на этом заработать, прочтите отчеты McKinsey или какой-то любой аналитической компании, консалтинговой фирмы. Они говорят, что к 2025 году продажи продовольственных товаров on-line составят миллиарды. И, возможно, тогда вы бы сказали: посмотрите, вот в соответствии с этим аналитическим отчетом, мой бизнес по продажам продовольственных товаров он-лайн должен генерировать мне миллиарды и миллиарды. На самом деле, возможно, что кто-то решил таким образом вас обанкротить, опубликовав такой отчет.
Вопрос: Какая самая крупная плодотворная ошибка?
Гай Кавасаки: Знаете, я привык отвечать на вопрос, какая была самая страшная ошибка в моей жизни. Сейчас подумаю. Знаете, могу увязать оба эти вопроса в один: самая плодотворная и самая крупная ошибка – это было одно и то же. Итак, где-то 16 лет 5 дней, 14 недель и 25 минут назад мне позвонили из Sequoia Capital. Это самая крупная венчурная компания в Америке, может быть самая лучшая в мире. Итак, человек мне позвонил, спросил, не хочу ли я возглавить недавно открытую компанию. Я спросил название компании, потом посмотрел на веб-сайте и на самом деле увидел, что там просто директория. Это было 16 лет назад. И тогда я узнал, что компания находится где-то в пригороде Стэнфорда. А мы тогда с женой жили в Сан-Франциско. То есть примерно в часе езды от нас. Пять километров по московским меркам. И я сказал этому человеку, что я и моя жена, мы хотим покоя, что мне не хочется по 2 часа тратиться в дороге, мы хотим родить второго ребенка, и я не вижу вообще никаких перспектив, что это будет хороший бизнес. Потому что у этой компании не было никакой бизнес-модели, не было никакой команды, и, даже не было надежной технологии. То есть, просто веб-директория и все. Это был на самом деле поиск главы компании Yahoo!.
Видите, я отверг эту возможность, отверг этот прекрасный шанс. А что если бы я не отверг эту возможность, если бы я уцепился за нее? Если бы я прошел собеседование на эту должность? На должность CEO компании Yahoo!. Если звонят вам из этой компании и говорят, что хотели пригласить на собеседование на CEO, это означает, что уже решение принято. То есть не зовут вас и пять человек, тридцать человек на интервью. Позвали просто ради формальности. Я бы тогда возглавил Yahoo!. И вы знаете ее показатели сейчас. Я думаю, на интервью я бы попросил 10% от компании. На самом деле, 10% от компании я бы растянул на несколько лет. И так через 4 года. Я бы реализовал программы и за 2 года. Через два года было бы экстренное заседание совета, где было бы принято решение, что Yahoo! на самом деле не может продолжать работать дальше. И вот буквально через два года меня бы уволили.
Я не знаю, какое трудовое законодательство в России, но в Америке, если совет директоров увольняет кого-то, то есть говорят, дамы и господа, я американец японского происхождения, как американец японского происхождения, по трудовому законодательству я считаю, что ущемлены мои права меньшинства, если вы меня уволите – это будет расовая дискриминация. Вы не можете меня уволить. И я бы далее тогда сказал: я вижу здесь определенную негативную тенденцию: во время Второй мировой войны с кем сражалась Америка? С японцами, немцами, итальянцами. Итак, японцы, немцы, итальянцы – они все живут в Америке. Так что, американское правительство, оно разве закапывало немцев в пустынях Колорадо? А так же оно поступало с итальянцами? Нет. А правительство американцев японского происхождения закапывало? Да, закапывало в песок. Это причина номер один. Причина номер два: по завершению Второй мировой американцы сбросили две, не одну, а две ядерные бомбы на какую страну? На Японию. И номер три: вы меня увольняете? Меня, японца? Я вижу такую вот закономерность, негативную тенденцию. Я американец японского происхождения, если вы меня увольняете, то завтра подам иск, где я буду жаловаться на расовую дискриминацию.
И завтра, буквально, включайте телевизор, включайте CNN и вы увидите, что у штаб-квартиры Yahoo! соберется 60 калек-японцев, протестующих против незаконного преследования японцев в Америке. Хотите такого? И мне бы тогда сказали: "Хорошо, каковы ваши условия"? Я бы сказал: "Вы бы меня не купили никогда, никакими посулами, обещаниями. 10% акций компании – и этого будет мне достаточно". И я бы тогда уже подписал, соответственно, соглашение о том, что я ни на что больше не претендую, просто удалюсь на пляж. Просто дайте мне 5%. Итак, дайте мне 5%, и я тогда спокойной уйду". И я думаю, компания Yahoo! на это бы пошла. По моим расчетам, 10% Yahoo! мне бы принесли 2 миллиарда долларов. То есть, это была бы ошибка на 2 миллиарда долларов. И я сожалел об этом своем решении эти 16 лет, 12 недель и 5 минут. Вот уже 6 минут.
Я решил, что ради любви своей жены, ради своих будущих детей, чтобы не работать там, я пошел на это решение и, может быть, я поступил правильно. Я предпочел семью, а не деньги. На самом деле, у этого решения была и обратная, хорошая сторона. А в остальном это решение было плохим. Это объяснение, я думаю, стоило 1 миллиарда. Я вам скажу из глубины сердца, что есть еще второй миллиард, который разрывает меня на куски, то, что я не заработал второй миллиард. Потому что второй миллиард показывает, насколько я был глуп. Я смотрю сейчас на Yahoo! И когда я смотрел на Yahoo! тогда, я видел, что это просто директория. Никакой бизнес-модели. Компания, основанная двумя аспирантами, не имеющими никакого опыта управления компаниями. Я тогда думал, что Интернет – это, на самом деле, просто такое продолжение персонального компьютера, что это такая ролевая игра. Я не понимал, что на самом деле Интернет – это то, что создает новую тенденцию, новую кривую, новый цикл развития экономики. Тогда я этого не понимал. И, видите, я отказался от интервью, от собеседования на должность главы Yahoo!. Это была ошибка на 1 миллиард долларов, но я сохранил семью, жену и воспитал детей. Это было мое решение.
- Еще вопрос.
Гай Кавасаки: Я улетаю в семь.
Вопрос: За свою жизнь вы написали много интересных книг. Большинство из них, или даже все из них стали бестселлерами по всему миру. Мой вопрос заключается в следующем: есть ли у вас книга, которая изменила или вашу жизнь, или ваш менталитет, и которую вы бы посоветовали нам прочесть?
Гай Кавасаки: Какая из моих книг поменяла жизнь?
- Нет, рекомендуйте какую-то книгу им. То, что вы прочли, то, что изменило вашу жизнь.
Гай Кавасаки: На самом деле, несколько книг могу рекомендовать. Есть книга, которая называется "Если вы хотите писать" Бренды Юланд. Эта книга, которая объясняет людям, почему, если они хотят стать писателями, им нужно писать. Многие из вас не писатели. Вы, возможно, программисты, вы, может быть, предприниматели, и поэтому все, к чему лежит ваше сердце, вы можете это слово использовать для слова "писатель". Эта книга как раз о том, что не нужно слушать никого, а нужно стараться добиться того, чего вы хотите. Если вы хотите стать программистом – становитесь программистом. Хотите стать ученым – становитесь ученым. Эта книга изменила мою жизнь. Я ее прочел. Я думал, что никогда не стану писателем, но прочел книгу, услышал, что говорит автор, что, если хочешь стать писателем - пиши, и стал писателем. Поэтому, рецепт такой: не слушайте никогда критиков.
Есть еще книга "Необычный гений", которую написал Дениз Шекерджян. Это ее исследование людей, которые получили награду Фонда МакАартура, это так называемая награда для гениев, потому что Фонд МакАртура вручает эту премию за прорывные какие-либо исследования, за прорывные достижения. Она провела интервью с победителями этой премии и узнала, почему они стали победителями. Что заставило делать их то, что они делают. И, к своему удивлению, я обнаружил, что не обязательно они были рождены в той профессии, которой они занимались. Не обязательно они писали диссертации по тем темам, в которых они сделали прорывные открытия. На самом деле, эти люди просто открывали что-то и продолжали что-то делать. Они, допустим, начинали готовить и продолжали готовить, пока у них не получалось очень хорошо. Или начинали исследование и продолжали эти исследования годы и годы вперед. Не слушай ничьих советов. Это тоже очень важная была книга, по крайней мере, для меня.
Я знаю, что многие считают, что у вас есть определенные таланты, и, если у вас есть талант к чему-то, то тогда вы просто можете это делать, значит, это ваша судьба. А эта книга говорит, что нет: все зависит не от таланта, а зависит от желания работать. Все зависит от вашего усердия. Один из профессоров Стэнфордского университета любил говорить: "Я вот своей дочери постоянно говорю, что люди, которые добиваются успеха, это не самые люди, а те, которые самые усердные". На самом деле, есть определенная опасность, если вам ум дан от природы, потому что вам постоянно говорят: "О, ты такой умный, ты такой интеллектуально развитый. И вы настолько преисполняетесь этого ощущения, что вы такой умный, что вы уже не работаете усердно ни над чем. И второй момент. Вы, возможно, так привыкнете говорить, что вы так хороши в этой области, что вы уже не будете пытаться в какой-то другой области. Вы не будете ставить на карту свою репутацию. Вы настолько привыкли, что вас хвалят за то, что вы делаете сейчас, что вам будет страшно, что вас назовут неудачником в другой области. Вы не захотите рушить свой образ человека, который преуспевает в какой-то конкретной области. И вы застрянете на этом каком-то предмете, в какой-то одной области и вы будет считать, что вам не нужно ни усердно работать, ни что-либо менять в жизни, а просто спокойно почивать на лаврах.
Может быть, не так и хорошо, если вам ум дан от природы, или какие-то таланты даны от природы. Верьте мне, когда я говорю, потому что я не визионер, у меня и уровень IQ не очень высокий. Я просто всегда хотел работать. Я всегда был усерден. Именно поэтому я занимаю то место, которое занимаю.
Вопрос: Здравствуйте, господин Кавасаки. Меня зовут Андрей Сугариков, и я хочу задать вам вопрос, касающийся слов, которые мы видим на экране. Вы написали "Технологии будущего".
Гай Кавасаки: Я написал? Я даже по-русски ни слова не знаю.
Вопрос: Это, допустим, какой-то генератор слоганов написал. Моя компания здесь, в России, мы считаем, что новые технологии изменят реальность, изменят будущее. Вы, может быть, что-то посоветуете.
Гай Кавасаки: Вы что имеете в виду? Google Glass, или что? Какое-то увеличительное стекло? То есть, когда смотрите на Кремль…
Вопрос: Нет, я имею в виду виртуальные объекты, которые мы помещаем в нашу реальную жизнь, и получаем от этого какой-то новый продвинутый опыт. Это различные приборы, предметы, мобильные инструменты… То есть все, через что мы с вами, как через призму, может быть, какой-то духовный опыт, который мы получаем, используя различные технологии.
Гай Кавасаки: Вы знаете, идея не глупее, чем Apple II, или Cisco, или Yahoo!. Не знаю. Но могу сказать, что стоит попробовать. Вы знаете, кто-то вам скажет, что, может быть, этого не стоит делать, потому что слишком футуристично, какая у вас будет бизнес-модель, какая будет у вас команда, какие инвестиции… Вот я вам предлагаю на это не обращать внимания. Если вы верите в успех вашей идеи – продолжайте, попробуйте сделать что-нибудь. Потому что только будущее вас рассудит. Вы, может, будете следующим Google, а, может, вас ждет и неудача. Никто не знает.
Вопрос: Большое спасибо за то вдохновение, которое вы нам передали, за все ваши советы, которые мы черпаем из ваших книг и ваших лекций. Мой вопрос будет касаться в основном инфраструктуры стартапов. Вы достаточно подробно пишите о венчурном механизме и взаимоотношениях между стартапами и, соответственно, теми, кто ими занимается. Что касается обратной стороны стартапов: консультанты, советники, может быть, какие-то инвесторы – какие отношения должны установиться между советниками и как к этому вопросу подойти с точки зрения стартапов?
- Давайте, я попробую объяснить, что имеется в виду. Как предприниматели должны работать с советниками, и какие советники нужны? Идеальная модель отношений между предпринимателями и советниками?
Гай Кавасаки: Советники должны инвестировать 50% в ваш стартовый капитал и оплачивать 100% всех расходов. Ответил на вопрос? Вам нужен кто в качестве советника? Человек, который дополняет ваши качества. Если вы прекрасный инженер, то, допустим, ваши консультанты и ваши советники должны быть продавцами. И, соответственно, если вы работаете где-то еще, ваши консультанты, советники должны быть из области космических технологий, если вы планируете что-то запускать в космос. Нельзя никогда концентрироваться на чем-то одном – в вашей компании должны быть только инженеры или только продавцы. В компании должны быть и работники, и инвесторы, и советники-консультанты, у которых есть разные навыки, разные перспективы. Но Совет директоров, или Совет консультантов, как вы назовете, там должен быть человек… Стереотипы: есть человек, которого я зову "Маркус Уэлби". Это был ведущий телевизионного шоу, который занимался психологической помощью, консультированием. И он также был семейным врачом. То есть это такой, как правило, благожелательный человек, который всегда готов помочь. Также должен быть и человек, которого я называю "Джерри Магуайер". Это человек-персонаж, которого воплотил Том Круз, был агентом, который всегда думал о деньгах. Он всегда думал, каким образом подписать тот контракт, этот контракт, и кого мне нужно знать, чтобы открыть эту дверь, чтобы мне подписать этот договор, заработать эти деньги. То есть должен быть всегда человек, которого зовут "Джерри Магуайер". Такой постоянно бизнес-озабоченный человек тоже должен быть в вашей компании. Еще один человек должен быть надзирателем за взрослыми. Вернее, взрослый надзиратель такой. Это человек, который смотрит, чтобы никто не курил коноплю. И тот человек, который будет постоянно контролировать. Такой вот "папа", который постоянно раздает подзатыльники, если что-то пойдет не так. Это вот такие стереотипы, вернее, типичные персонажи, представители вашего Совета консультантов. Еще один человек, который вам нужен, это бухгалтер: человек, который будет считать 2+2 просто с тем, чтобы вы не потеряли вашу компанию. Если у вас эти люди есть в Совете консультантов, то тогда вы более-менее устойчивы.
- Я не уловил, каким образом отношения устанавливать между ними.
Гай Кавасаки: Финансовые? А, структурные отношения… Вы знаете, в Америке, не знаю, как в России, но в Америке, по крайней мере… Давайте скажем так: трое в гараже собрались, один из них консультант, и, вы знаете, это примерно 50% компании. Очень много зависит от того, насколько усердно вы работаете несколько лет, и если консультант работает с вами меньше года, он не получает ничего. На 13-й месяц консультант или советник получает какие-то проценты. Но, если он уходит от вас на 11-м месяце, он не получает ничего. По крайней мере, советник или консультант должен работать с вами 13 месяцев.
Вопрос: Они члены команды? Они принимают собственное участие в капитале команды? Им тоже принадлежит доля компании?
Гай Кавасаки: Вы имеете в виду сотрудников, или консультантов?
Вопрос: Консультантов.
Гай Кавасаки: Через 4 года 0,5%.
Вопрос: Вопрос, может быть, немножко абстрактный. Мы вроде бы перешагнули в XXI век, с одной стороны. С другой стороны, мы в находимся в новом тысячелетии. Перед нами стоят какие-то новые задачи, и в частности - задача образования. Я хотел бы спросить у вас, как вы видите сегодня образование, потому что вы говорили о том, что не нужно никого слушать, нужно двигаться вперед и слушать исключительно свое сердце, свой разум.
Гай Кавасаки: Вы знаете, почему не нужно слушать всех? Это иногда потому, что у вас есть образование. Вы же не настолько глупы, не считаете себя глупее других? Вы на самом деле, основываясь на собственном образовании, можете выбрать, кого слушать, а кого нет. Ключом успеха Кремниевой долины был как раз Стэнфордский университет. Не деловая школа или инженерная школа Стэнфорда, а все вместе. Кремниевая долина как раз обязана своим успехом Стэнфорду. Потому что были профессора, были инженеры-электрики, которые создали Hewlett Packard, которые создали полупроводники для Hewlett Packard, и которые создали полупроводники для Intel. И Apple, и Google, и Twitter, и Facebook и так далее – все по цепочке. Если вы посмотрите на самое начало, вы увидите, что это инженерная школа Стэнфорда. Если вы хотите создать какую-то технологию или какой-то технологический бизнес, то многое будет зависеть от качества инженерного образования, которое вы получили.
Многие люди уверены, что ключом в области технологии является венчурный капитал, то есть доступность капитала. А я скажу, что это неправда. Все, что зависит от венчурного капитала – это только жадность. Если у вас есть люди и вы полагаетесь на их образование – вы можете дать им деньги. Нужна школа, или институт, или университет, которые готовят настоящих специалистов. И они будут создавать прекрасные продукты. У них будут прекрасные идеи. Тогда уже вам будет не удержать этих венчурных инвесторов. Они будут стоять в очереди к вам. Я бы сказал, что основное внимание уделяйте как раз университетам. Если идея продукта будет хорошей, если разработчики будут прекрасные, то за деньгами дело не станет. Не знаю, как обстоит дело в России, я знаю, что в хоккей тут хорошо играют, по крайней мере, с внешней стороны. Я бы сказал, что глядя на уровень развития математики и физики, Россия – номер 1. И я бы сказал, что тут просто какой-то кладезь знаний, и я могу вас учить только капитализму и больше ничему.
Вопрос: У меня есть продолжение вопроса, уж коли мы понимаем друг друга, что сначала нужно поучиться, а потом уже дальше прислушиваться к своему сердцу. Вопрос такой: как получать знания сегодня, в XXI веке, в этом тысячелетии? Как их получать, чтобы не тратить время попусту и при этом их получать? Мы живем в России и все такое…
Гай Кавасаки: На самом деле, можно же многое сделать on-line. Я не думаю, что все можно сделать в режим on-line. Я думаю, что одно из преимуществ, что мы физически, прямо реально ходим в школу или университет, мы общаемся с нашими одноклассниками или однокурсниками. Если образование станет виртуальным, вы просто выходите в вебе, в какой-то, допустим, вебинар или сессию – это будет не здорово. 80% того, что я получил от Стэнфорда, это люди, которых я встретил в Стэнфорде. Одна из причин, почему стоит ехать в Стэнфорд. В моем случае, в частности мои однокурсники пригласили меня в Apple. И я мог бы работать и в Starbucks, если бы я их не встретил, кофе подавать. Я прекрасный пример того, как важно ходить физически в университет или институт. Если бы Ларри Пейдж и Сергей Брин не встретились, то они бы не создали Google. Стив и его коллега – они тоже вместе ходили в один институт. А если бы они общались по Скайпу? Трудно даже представить, как бы они подружились.
Я помню время колледжа, как самые счастливые дни моей жизни. Знаете, когда вы учитесь в колледже, то, о чем вы беспокоитесь – это только о зачетах и экзаменах. Прекрасная жизнь, спокойная. Я не думаю, что нужно лишать молодежь детства и заставлять их работать. У них еще будет полно времени, чтобы узнать, как нужно зарабатывать деньги, что нужно куда-то ездить. Дайте им спокойно насладиться жизнью. Зачем торопиться? Я своим детям говорю: "живите, живите за спиной у родителей так долго, как только можете".
И последняя история, которую я вам расскажу. Когда я еще был студентом Стэнфорда, там проходиЛ каждый год уик-энд родителей. Во время этого уик-энда все родители приезжали навестить своих детей. И калифорнийские семьи, они, как правило, приезжали на машинах. Когда они приезжают, дети выходят, играют где-то там в баскетбол во время уик-энда. Соответственно, они все паркуются на своих Ferrari, на своих Lamborghini, Porsche – а я тогда был просто студент и решил, что когда-нибудь я буду настолько богат, что куплю себе и Lamborghini, и Mercedes, и Ferrari. Буквально, через 40 лет я сам приезжаю в Стэнфорд и у меня Porsche. Я смотрю на этих детей, они играют в баскетбол, как играли, они смотрят на меня и говорят: "Как бы мне хотелось тоже иметь Porsche". А я смотрю на них и говорю: "А я бы хотел быть студентом и играл бы в баскетбол. Это очень длинный ответ на ваш короткий вопрос, который заключается в том, что необязательно учиться в режиме on-line, и не все можно сделать в режиме on-line.
Не хотите еще одну интересную историю? Я так люблю общаться с аудиторией, потому что, где бы я ни выступал, как правило, люди не говорят на моем языке. А вы все время смеетесь. То ли вы смеетесь из вежливости, и каждый раз смеетесь. Итак, последняя история, про азиатов и "Мерседесы". Урока, никакой морали нет, просто прекрасная, интересная история. Вы можете уже уходить, если хотите. 5 минут осталось. Итак. 12 лет назад, когда у меня был еще один Porsche 911, я ехал по Эль-Камино, это главная улица в Кремниевой долине. Какая улица у нас здесь перед моим отелем? Такая, 6-полосная. Тверская. Итак, сегодня я выехал в 7.30, стоял перед своим отелем, и там 6-полосное движение, с одной стороны Кремль, и я думал: как люди переходят через эту 6-полосную дорогу?
Не важно. Итак, я еду на своем Porsche 911, я подъезжаю к светофору и смотрю налево. Вижу, что там машина с 4 подростками. Девочки-подростки, смотрят на меня, хихикают и постоянно пытаются мне в глаза заглянуть. Я думаю: Гай, наконец-то ты доехал туда, куда надо. Ты такой известный, что даже девочки-тинейджеры знают, кто ты. Это потому, что ты так усердно работаешь. Это потому, что ты работаешь презентатором. Ты такой инвестор, что даже девочки-подростки знают, кто ты. Они смотрят, они просто смотрели, видели, что я японец и улыбались мне. Итак, я смотрю на этих девочек, а они улыбаются мне. И девочка стекло опускает и смотрит на меня. Я тоже опускаю стекло. Девочка выгибается и говорит мне: "Так ты Джеки Чан!?". Ну что, похож? Разве я не самый веселый американец, которого вы встретили за свою жизнь? Меня это настолько ошеломило. Я привык рассказывать про какие-то цели, и тому подобное. С того самого момента одна из моих целей и задач в мире заключается в следующем: если когда-нибудь в Гонг-Конге Джеки Чан поедет на своем "Роллс-ройсе" и остановится, допустим, на светофоре, и какая-нибудь девочка скажет ему: "Стекло опусти". И эта девочка скажет Джеки Чану: "Ты Гай Кавасаки, да?" – вот тогда я буду считать, что прожил свою жизнь не зря.