Форма поиска по сайту

Фильмы Алексея Балабанова оцифруют и отреставрируют

Пресс-конференция, посвященная оцифровке фильмов Балабанова. Фото: M24.ru

Все наследие культового режиссера Алексея Балабанова будет переведено в цифровой формат. Об этом журналистам рассказал продюсер и руководитель компании СТВ Сергей Селянинов на пресс-конференции, приуроченной к 55-летию режиссера.

По его словам, масштабная оцифровка фильмов нужна для того, чтобы сохранить картины режиссера в культурном контексте - современные кинотеатры практически отказались от техники, которая воспроизводит пленку формата 35 миллиметров. К тому же, сейчас возрос интерес к работам Балабанова со стороны крупных зарубежных кинофестивалей. Уже известно, что фильмы Балабанова покажут на фестивале в Локарно, также ретроспективы пройдут в Японии, Шотландии и многих других странах. "В последнее время интерес к картинам Алексея растет. Мы провели ретроспективу в Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, Лиссабоне и Амстердаме, сейчас многие фильмы Балабанова показывают в Лондоне, - рассказала генеральный директор агентства "Интерсинема" Раиса Фомина. – Такое ощущение, что мир только сейчас проснулся и увидел его работы. Что-то открылось, какая-то дверь, даже для тех людей, которые не знают, что режиссер уже умер".

Виктор Сухоруков в кадре из фильма "Брат-2". Фото: ИТАР-ТАСС

Чтобы сохранить балабановские картины, компания СТВ заручилась поддержкой Госфильмофонда, который и возьмет на себя основную часть работы. По словам Сергея Селянинова, специалистам предстоит приложить немало усилий: "Оцифровка - это не только перевод фильма в электронный формат, это еще и реставрация фильма".

Помимо восстановления самой картинки, в некоторых случаях придется реставрировать и звуковую дорожку. Однако Госфильмофонд готов принять вызов: все необходимое для подобной работы у организации есть.

"Конечно, фильмы требуют механической, химической и компьютерной обработки. Процесс иногда растягивается на два или три месяца, а то и на полгода. Все зависит от того, в каком состоянии фильмы сданы в архив Госфильмофонда, а вот условия хранения у нас соответствуют всем мировым стандартам", - сообщил журналистам директор организации Михаил Бордачев. По его словам, специалисты Госфильмофонда даже разработали собственную технологию восстановления звука, которая значительно ускоряет и удешевляет работу.

Фильмы Алексея Балабанова могут оцифровать в течение года. Уже готовы "Жмурки" и "Морфий", "Груз 200" изначально был снят в цифре. Не нуждается в дополнительной обработке и последний фильм режиссера "Я тоже хочу".

В среднем на оцифровку одной киноленты уходит 20 тысяч долларов, однако эта цифра далеко не предел: работа над картиной Андрея Звягинцева "Возвращение" потребовала в два раза больше денег.

Сейчас в архивах Госфильмофонда своей очереди ждут тысячи советских и российских кинолент. Бордачев говорит, что совместно с Мосфильмом эту работу можно проделать за пять лет. На эти цели обе организации запрашивают у правительства около шести миллиардов рублей.

"Процесс оцифровки довольно сложный, однако если мы не будем этого делать, то многое потеряем в культурной и политическом плане", - уверен директор Госфильмофонда.

Что касается наследия Алексея Балабанова, то только переводом в цифру и ретроспективами дело не закончится. Фильмы режиссера, возможно, появятся в YouTube или на собственном канале СТВ, будут транслироваться на телевидении и снова выйдут на дисках, если последние через год будут еще актуальны.

"Леша ушел, но его фильмы с нами. Мы хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше, столько, сколько существует кино", - признался Селянинов.

Съемки фильма Алексея Балабанова "Я тоже хочу". Фото: ИТАР-ТАСС



Раиса Ханукаева