Как охраняют первых лиц государства? Почему быть телохранителем звезд не слишком престижно? И как работают "люди в черном"? Телеканал "Москва Доверие" подготовил специальный репортаж.
Телохранители в юбках
2002 год. Русская "Ангел Чарли" - она же Надежда Михайлова - спасает своего клиента. На известную российскую звезду с ножом нападает безумный фанат. Телохранительница принимает удар на себя.
"Времени практически не было, осталось только закрыть собой", - рассказывает руководитель школы женщин-телохранителей Надежда Михайлова. Тогда она еле выжила, но не только не бросила профессию, а открыла первую школу телохранителей-женщин. В Россию часто приезжают на стажировку охранники со всего мира, чтобы научиться защищать по-русски. Школа Михайловой считается одной из самых лучших в мире.
Историю с фанатом, когда Надежда пережила клиническую смерть, она вспоминает с неохотой. Телохранители изначально должны не допускать такой ситуации.
"Это был другой город и несработанная охрана. Люди, которые не занимаются вместе - не знают друг друга. Ребята большие при проходе через коридор были, видимо, увлечены позированием на камеры, и пропустили его", - рассказывает женщина.
Имя звезды Михайлова не называет – профессиональная этика. Они до сих пор дружат. Официально Надежда сейчас в отставке, но уйти из этой профессии навсегда невозможно.
"Это образ жизни, здесь нет понятия: с 9 утра до 6 вечера, и забыли. Остаются профессиональные вещи: когда в кафе на звук определяешь, какой предмет упал, какого пола и возраста спускается по лестнице человек…", - говорит Надежда.
Сегодня многие состоятельные люди охотно доверяют охрану себя, своих жен и детей телохранителям-женщинам. Присутствие телохранителя-женщины не бросается в глаза и не привлекает внимание. Одетую в строгий деловой костюм девушку принимают за переводчицу, ассистента или делового партнера. В России телохранительницы до недавнего времени были редкостью. Единственная женщина-телохранитель в СССР сопровождала космонавта Валентину Терешкову.
Фото: ИТАР-ТАСС
Телохранители Ленина и Сталина
Дмитрий Фонарев сейчас - президент Национальной ассоциации телохранителей, в прошлом он был одним из "людей в черном" - телохранителем первого президента СССР Михаила Горбачева. Охрана глав государства началась еще при Ленине.
Однажды Владимира Ильича в районе трех вокзалов ограбили разбойники. Отобрали не только машину, но и банку с молоком и пистолет. После этой истории товарищ Ленин один уже никогда не выезжал один, его охраняли. Правда, с приходом Сталина, все, кто охранял Ильича, таинственно исчезли. Сам вождь озаботился личной охраной в 1937 году, когда начал массовые репрессии в стране. Управление по защите первых глав государства появится только 1954-м. Ему присвоят 9 номер.
"Мы считаем, что 9 – число телохранителей. Существует красивая легенда, что в охрану к Сталину на сутки заступало 9 человек", - рассказывает Дмитрий Фонарев.
Сколько охранников заступало на службу к другим руководителям страны, знает не понаслышке Владимир Величко, бывший начальник штаба 9 управления КГБ. Как самого трудного клиента, он вспоминает первую леди Советского Союза – Раису Максимовну Горбачеву. Не раз она из прихоти меняла своих телохранителей, как-то даже потребовала чернокожего охранника.
"Она не раз говорила: "Миш, ты видел, какие у Рейгана? А у нас какие-то маленькие, худенькие". Ей трудно было объяснить, что "маленький" – не значит плохой. Мы ребят посылали учиться единоборствами: тхэквондо в Корею. "Маленький" – это хорошо. Он работает в толпе, не привлекает к себе большого внимания", - говорит генерал-майор КГБ СССР Владимир Величко.
Сначала в охрану к генсекам набирают по принципу: чем сильнее и здоровее, тем лучше. В основном, спортсменов. Потом пошли разные типажи - от ботаников до "невидимок" (теневые агенты). Последние в толпе незаметны, и появляются только при сигнале опасности.
"Что касается охраны президентов США, есть должность, которая на сленге называется "клоун". Это человек с внешностью Мистера Бина, который находится в первом кругу охраны. Он призван отвлекать внимание от тех людей, которые приблизились к президенту и обратили внимание президента на себя более, чем на 5-7 секунд. Он настолько подготовлен, что если ему за определенный срок не удается отвлечь внимание избирателя от президента, напрягаются уже сотрудники службы безопасности, поскольку просто так этого не бывает", - рассказывает начальник службы безопасности одного из банков Александр Максимов.
Фото: ИТАР-ТАСС
Система подготовки
В мире существует две системы подготовки телохранителей. Американская заключается в том, что каждый охранник универсален: сегодня может быть водителем, а завтра стоять на воротах. Русские же предпочитают не распыляться, у всех своя зона ответственности. На внешнем круге безопасности одни, на внутреннем – другие, за рулем – только сотрудники гаража особого назначения.
В мае 1995 года с официальным визитом в Москву прибыл президент США Билл Клинтон. Высокий гость пожелал посетить МГУ. На встречу приглашены тысячи студентов. Американская охрана выслала к Университету передовую группу, развернула командный пункт, протянула повсюду телефонные провода. В нужный момент довольные спецагенты разрешили президенту начинать.
"Американцы говорят: "Ребята, давайте вы не будете в это лезть, сейчас президент демократично выйдет, поздоровается с ректором и войдет в дверь". Вопросов нет. Весь идеальный американский сценарий рухнул, едва кортеж остановился у здания МГУ. Наши студенты побежали вперед, ограждения падают, от полиции отлетают фуражки, американцы в ужасе, охранник Хиллари Клинтон вламывается к нам в машину и кричит: "Кошмар! Сделайте что-нибудь!". Потом выходим мы: достаем гранатомет, русским матерным словом угрожаем, чтобы отступили на десять шагов назад, и переводим кортеж к запасному выходу, откуда уже Клинтон зашел. Вот, а если бы была только американская охрана, его бы разобрали на кучу маленьких "клинтонов", они бы лишились президента", - рассказывает ветеран группы "А" ("Альфа") КГБ СССР-ФСБ РФ, охранник президента Ельцина и премьера Черномырдина Сергей Козлов.
В России ни одно из покушений на первых лиц страны не удалось. Еще в советское время не раз поступали сведения о готовящихся терактах на первых лиц государства. В таких случаях менялись маршруты движения или запускались два правительственных кортежа вместо одного. Бывали при этом и курьезы, когда "зеленую улицу" давали только первому кортежу, а руководство ехало во втором.
"Охрана первых лиц государства – это огромная система мер, и в ней работают все. Телохранитель – это уже последнее звено, последний рубеж. Кстати, зарубежные психологи считают, что телохранитель – это фактор психологический, предупреждающий террориста, что расправа будет коротка", - говорит генерал-майор КГБ СССР Владимир Величко.
История покушений хранит богатое разнообразие хитросплетенных ходов. Например, Фиделю Кастро пытались намазать подошвы туфель радиоактивным таллием. А советские лидеры после смерти Сталина, когда возникло подозрение, что его отравили ядом, заставили охрану контролировать кремлевскую кухню.
На подготовку профессионалов высокого класса уходит в среднем 10-15 лет. Офицеров охраны в России подбирают из лучших солдат кремлевского полка. Поначалу, их ставят на сопровождение или открывать двери лимузинов. Высший пилотаж – охранять лично президента.
"Когда выбирают человека для охраны первого лица, учитывают все, даже внешний вид. Мне с ростом 170 сантиметров было бы смешно охранять Ельцина. Поэтому одним из первых в поле зрения попал Коржаков Александр Васильевич. Внешний вид, спортсмен. Ельцин начинал с волейбола, Коржаков тоже был волейболистом. Борис Николаевич любил выпить, поэтому человек рядом с ним должен был уметь пить и не пьянеть", - объясняет Владимир Величко.
Самым любимым генсеком в 9 управлении был Леонид Ильич Брежнев. В его охрану отбирали мастеров спорта по плаванию. Он известный пловец. Брежнев делал заплывы каждый день и в любую погоду. И даже не подозревал, что кроме личной охраны его безопасность обеспечивали…
"Раскрою небольшой секрет - у нас были водолазы. Легководолазная группа, которая обеспечивала охрану не только от возможных водолазов-диверсантов, но и подстраховывала с точки зрения плавания", - добавляет Величко.
Самое главное в обучении телохранителей – психологическая подготовка. Вот спарринг на настоящих ножах – это первая ступень обучения. Когда будут отработаны удары и защита, предстоит жесткий экзамен на профпригодность.
"Самого слова "телохранитель" до сих пор нет. Ни в одной спецслужбе вы не найдете такого термина. И говорить о том, что у нашего президента есть телохранитель, то же самое, что смотреть на Кевина Костнера и думать, что такие ребята охраняют президента США. У них охраняют спецагенты, у нас офицеры. В данном случае, ФСО", - рассказывает Дмитрий Фонарев.
Фото: ИТАР-ТАСС
Телохранитель для дамской сумочки
Охранять людей – оказывается, дело противозаконное, такой уж правовой казус. Поэтому бизнесмены, политики и звезды нанимают специалистов с необычной формулировкой.
"Например, для охраны часов, которые он носит. Охранник так и напишет в рапорте: "Применил оружие для защиты часов охраняемого лица", - рассказывает Александр Максимов.
А вот женщины-телохранители выходят защищать не на жизнь, а на смерть пакеты с платьями, туфлями. Надежда Михайлова сразу предупреждает учеников о таком статусе. Она сама пришла в частную охрану из госструктур. Плюсы частной практики в том, что появилась возможность самой выбирать клиентов. Неадекватные, с просьбами сбегать в магазин за кормом коту или нижним бельем, сразу попадают у нее в черный список.
"Охранять клиента, который тебе неприятен – нереально. Это так же, как быть влюбленным в клиента. Если существуют отношения, это уже не работа", - говорит Михайлова.
Согласно правилам, телохранители должны соблюдать дистанцию с клиентом, но это не всегда получается. Самая известная женщина-телохранитель Тина Ларс владеет карате, айкидо, и отлично стреляет. Работает у Шэрон Стоун. С актрисой они лучшие подружки, правда, сначала Ларс подписала жесткий контракт о неразглашении. За откровения о личной жизни звезды ей грозит тюремный срок.
Будни личной охраны
Будни телохранителя далеко не так романтичны, как в кино. Драки и перестрелки в их жизни не редкость. Профессионализм охраны в том, чтобы до этого дело не дошло. В некоторых странах за хорошую работу телохранителей приравнивают к членам царской семьи или одаривают дорогими подарками. Иногда от охраны требуется не смелость и быстрота реакции, а дипломатичность и знание традиций каждого государства. Иначе может и международный скандал разразиться. Так, например, никто из советской охраны не посмел потревожить молодого лидера ближневосточного государства Муаммара Каддафи, когда тот проспал торжественные проводы в аэропорту.
"Его, кажется, провожал Громыко, а Каддафи не то, что не приехал, он еще не встал. По правилам международного протокола, вы не имеете права зайти на территорию, где живет иностранный гость. Потому что территория его - это территория другого государства. И ребята, которые тогда работали, уже говорят протокольному отделу МИДа, что пора бы поднимать человека, те тоже не могут зайти – они зовут своего протокольщика. А тот говорит, что у них один к Каддафи зашел в неурочный час, так тот ему голову отрубил", - рассказывает Александр Максимов.
Как это делается
Поработать в экстремальных условиях в Россию в начале 1990-х съезжалось немало телохранителей со всего мира. Тогда многие чиновники оказались на прицеле у киллеров. Сегодня у нас есть уникальная возможность проследить, как работает охрана VIP-персон буквально по шагам. Сергей Козлов написал об этом книгу "Азбука телохранителя".
Например, вот объект – производственное предприятие. Цель – доставить объект невредимым.
"Промышленная зона опасна всегда. Потому что, если рассматривать ее с точки зрения объекта для совершения покушения, здесь столько всяких нор, где можно спрятаться, замаскироваться. Во-вторых, это постоянная циркуляция различных рабочих, каждый из них может оказаться потенциальным киллером. Много всяких предметов, материалов валяется – в любом, теоретически, может оказаться бомба. Наличие высоких зданий – вот вам место для расположения снайпера", - рассказывает Сергей Козлов.
Стоит только правительственному автомобилю остановиться у здания, телохранители за секунду обследуют обстановку. Так, открытое окно, дистанция 100 метров, необходимое оружие - винтовка с оптическим прицелом, время полета пули к цели - 13 сотых секунды. За это время человек смещается на 22 см, открытая зона – 2 метра. Киллер не успеет просчитать траекторию движения цели. Вывод: оттуда стрелять не будут, телохранитель успеет закрыть клиента. Охранник понимает: здесь опасности нет, продвигаемся дальше. Подозрительная коробка. Размер 25х30х10 см, вмещает 30 шашек тротила, каждая по 400 грамм, итого – 12 килограмм. Зона безопасного удаления - 44 метра, охраняемого надо закрыть. Но, если бы в коробке было 12 килограмм, она так бы не висела. Тогда зачем она здесь? Очевидно: отвлекающий маневр. Надо обратить внимание на человека в стороне с пакетом в руках, к тому же у него по ногами несколько окурков – явно ждет. Происходит то, чего и боялись телохранители. (Отталкивает охраняемого, стреляет в киллера, прикрывает охраняемого до машины, уезжают). Покушение сорвано.
"Телохранитель постоянно ищет угрозу. Во всем: в любом человеке, любом движении, шорохе. Нормальный человек к этому не привык, ему кажется, что он псих и параноик", - добавляет Козлов.
Фото: ИТАР-ТАСС
Отдельная каста телохранителей – те, кто работает со звездами шоу-бизнеса. Некоторые телохранители считают это дело непрестижным, другие – суперсложным, здесь своя специфика. Если при первых лицах страны – армия, то за кулисами – стихия, толпа. Группа "Ласковый май" стала первой в стране, кто нанял телохранителей. Это произошло в разгар популярности коллектива - в конце 1980-х. Охраняли их 15 офицеров-афганцев.
"90 процентов охраны нас защищало от сумасшедших, от людей, которые бегали с ножами, которые перед тем, как покончить жизнь самоубийством (а у нас таких 29 случаев было, когда люди сами заканчивали свою жизнь из-за неразделенной любви к "Ласковому маю"), хотели "забрать" с собой кумира. Поэтому мои солисты охранялись круглосуточно, в любом месте, где бы они не находились. Если Юра Шатунов спит, то в его комнате сидит охранник, смотрит за окнами, а еще один сидит в коридоре, дежурит круглосуточно", - рассказывает музыкальный продюсер Андрей Разин.
Зарплата телохранителя группы тогда была около тысячи рублей, при средней по стране - 90. Президент Горбачев и то официально получал 600, а продюсер Разин денег на охранников не жалел: они и от поклонников защищали, и перевозили миллионные гонорары и даже отбивали группу от милиции. Инцидент произошел в Чите, когда "Ласковому маю" не заплатили за концерт. Они отказались дальше выступать и прямо со стадиона уехали в аэропорт. Вернуть их отправили отряд милиции, 40 человек. Телохранители закрыли детей спиной.
"Они были маленькие, им было от 11 до 15 лет, Мише Сухомлинову – 10 лет. Они воспринимали это как игру, шалость.Только я, как взрослый, понимал, что происходит", - добавляет Андрей Разин.
Разин до сих пор не расстается с телохранителями. Все, кто проработал с группой минимум 10 лет, получили в подарок обустроенные квартиры и машины. Продюсер признается: собственное спокойствие и благополучие группы стоит того.
Окружить себя людьми в черном – для кого-то дань моде, для кого-то – суровая необходимость. Современные секьюрити – это не просто шкафы с кулаками. Время требует от них быть ниндзя и интеллектуалами в одном лице. Сама же система безопасности первых лиц страны со времен Сталина мало изменилась, поэтому до сих пор многие нюансы защиты главы государства остаются под грифом секретности.