Московская полиция хочет обнародовать фамилии людей, осужденных за "телефонный терроризм". Их список могут выложить в интернет, рассказал M24.ru начальник управления организации дознания столичного управления МВД, подполковник полиции Павел Милованов. Если перечень "телефонных террористов" появится в сети, потенциальные "шутники" быстрее поймут, что ложное сообщение о теракте - уголовное преступление, за которым следует серьезное наказание.
"Это хорошая идея, мы этим, безусловно, займемся. Кроме того, мы стараемся достаточно часто выступать в СМИ и разъяснять важность этой проблемы", - сказал Милованов. По его словам, полиции довольно часто удается поймать "телефонных террористов" и наказать их, однако точных цифр Милованов не назвал.
Напомним, что за ложный звонок о якобы заложенной бомбе заводится уголовное дело по статье 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма". Статья предусматривает разные виды наказаний, в том числе штраф до 200 тысяч рублей, исправительные работы от года до двух лет, обязательные работы до 480 часов и даже лишение свободы на срок до трех лет. Если "телефонный терроризм" привел к тяжким последствиям или крупному ущербу, то с преступника могут взыскать до 1 млн рублей или посадить в тюрьму на пять лет. Поправки, ужесточающие ответственность, были приняты весной 2014 года. Если "шутник" оказался несовершеннолетним, штраф взимают с его родителей.
Адвокат коллегии адвокатов "На Малой Дмитровке", полковник милиции в отставке Евгений Черноусов полагает, что публикация списка осужденных может предотвратить новые преступления. "Люди будут знать, что есть такая статья, что это преступление. Это станет профилактикой для них: одного накажут, а данные о нем опубликуют – другие задумаются. В регионах периодически публикуют списки алиментщиков, это дает свой эффект", - отметил Черноусов.
По мнению юриста, публикация фамилий осужденных не нарушает законодательства о персональных данных. "Если приговор вступил в силу, и дело не было секретным, то все законно", - отметил Черноусов.
Однако фамилии подростков, которые время от времени становятся "телефонными террористами", публиковать нельзя. "Обычно персональные данные несовершеннолетних вымарываются из судебных решений, которые публикуются в интернете", - пояснил председатель московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев.
Член комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности Ольга Костина полагает, что вопрос о списках осужденных требует дополнительной правовой доработки.
"Преступники, отбывшие наказание, считаются людьми, вернувшимися в общество, и какие-то информационные акции, которая могли бы указывать на их прошлое, недопустимы. К примеру, в России уже много лет обсуждается вопрос о создании хотя бы загрифованных баз данных о людях, осужденных за педофилию и другие сексуальные преступления, но решения пока не принято", - пояснила Костина.
При этом она согласна, что телефонные террористы часто не знают, что их ждет ответственность за это преступление.
"Часто ими руководят чисто хулиганские побуждения и уверенность, что ничего не будет: они же никого не убили и не ограбили. Это также могут быть неуравновешенные люди, граждане, которые испытывают ненависть к полиции или государству. Иногда злоумышленники просто хотят сорвать какое-то мероприятие и "минируют" суды и госучреждения", - отметила Костина.
напомним, что только этой осенью по телефону "минировали" аэропорт Внуково, Ленинградский и Курский вокзалы, посольство США, гостиницы "Москва" и "Метрополь", магазин ГУМ на Красной площади. Автором сообщения о бомбе на Курском вокзале оказался 23-летний житель Тамбова, который пытался таким образом заслужить прощение своей девушки после ссоры. За звонок о минировании посольства США задержан 49-летний мужчина, который состоит на учете в психоневрологическом диспансере. В начале ноября полицейские поймали 55-летнего сотрудника управы одного из районов ЮВАО, который в состоянии алкогольного опьянения сообщил о бомбе в госучреждения.
По данным Национального антитеррористического комитета, в 2013 году в России зафиксировано почти 3 тысячи ложных сообщений о готовящихся терактах, в первой половине 2014 года – около тысячи. 85% злоумышленников звонили с мобильных телефонов. ФСБ утверждает, что полиции удается поймать 90% телефонных террористов.