Фото: m24.ru/Лидия Широнина
Водителей междугородних автобусов предлагают каждые пять лет обучать контраварийному вождению. Об этом m24.ru рассказал председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. По его словам, для повышения безопасности междугородних пассажирских перевозок, необходимо при повышении водителем квалификации до категории D (автобусы) в обязательном порядке обучать кандидата приемам контраварийного вождения и маневрирования на большой скорости. В дальнейшем подобные курсы нужно повторять каждые пять лет.
"В междугороднем автобусе находится несколько десятков человек. Чтобы избежать трагедии, нужно научить водителя выполнять резкие маневры на большой скорости, чувствовать возникновение заноса и предотвращать его. Учебную езду для водителей категории D нужно разрешить по скоростным магистралям. При каждой аттестации, раз в пять лет, нужно как минимум 16 часов такой практики", – подчеркнул Лобарев.
Начальник управления правового регулирования ГИБДД России Юрий Шакиров считает такую инициативу полезной. "Сейчас на дорогах складывается напряженная обстановка. И такие меры дополнительной подготовки водителей междугородних автобусов помогут улучшить безопасность движения", – отметил он.
Председатель правления ассоциации "Межрегионавтотранс" Сергей Храпач отмечает, что такая система подготовки необходима для обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
"К сожалению, на трассе бывают случаи, когда автомобиль из встречного потока теряет управление и на большой скорости сталкивается с автобусом. В такой ситуации водитель автобуса должен действовать быстро, четко и не задумываясь – чтобы защитить пассажиров и не допустить урона транспортному средству. Однако навыки, которые нечасто используются в повседневной жизни, имеют особенность забываться. Потому важно, чтобы водители междугородних рейсов регулярно оттачивали мастерство контраварийного вождения", – пояснил он.
Эксперт напомнил также, что во времена Советского Союза такой подход был нормой. "Раньше существовала централизованная система повышения водительской квалификации. Сотрудник автоколонны мог получить третью, вторую, первую или высшую категории – таким образом определялось, на автобусах какого типа он может ездить. Сейчас же каждая компания решает эти вопросы сама. И если у крупных перевозчиков есть свои полигоны и учебные центры, то более мелкие не могут таким похвастаться. Возрождение централизованной системы контроля качества водительского мастерства необходимо", – считает Храпач.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков также поддерживает введение обязательных курсов контраварийной подготовки. "Такому нужно обязательно учить всех водителей. И в первую очередь этими навыками должны владеть профессиональные водители, те, которые работают на дальних междугородних маршрутах. Тогда пассажиры смогут спать спокойнее", – подчеркнул эксперт.
Руководитель Центра высшего водительского мастерства Эрнест Цыганков считает, что шестнадцати часов практики вполне хватит для освоения приемов безопасной езды.
"Мы говорим о водителях категории D, о профессионалах. У всех них есть опыт, стаж – им не нужно показывать все с нуля. Достаточно объяснить некоторые тонкости, указать на основные моменты и дать возможность отработать навыки. В принципе, на это может хватить и недели. Ведь вся суть контраварийного вождения для водителей автобусов сводится не к тому, как выйти из опасной ситуации – а к тому, как в нее не попасть. Нужно предвидеть, как будет развиваться дорожная обстановка, и действовать соответственно. А в этом помогает опыт и здравомыслие", – заключил собеседник m24.ru.