Замглавы ГИБДД Олег Понарьин предложил увеличить размер штрафов за превышение скорости от 20 до 40 километров в час до трех тысяч рублей – сейчас нарушители платят 500 рублей. Разбираемся, смогут ли возможные нововведения снизить количество нарушений и как они отразятся на кошельках автомобилистов.
Фото: Москва 24/Александр Авилов
Платить за скорость
10 апреля во время общественных слушаний в Госдуме замглавы ГИБДД Олег Понарьин предложил штрафовать водителей, которые превышают разрешенную скорость от 20 до 40 километров в час на три тысячи рублей вместо нынешних 500 рублей. По его словам, такое нововведение позволит сдержать постоянный рост количества нарушителей.
Среди других предложений Госавтоинспекции – лишить возможности оплачивать штрафы со скидкой в 50 процентов тех, кто постоянно нарушает скоростной режим. Сейчас автомобилисты, совершившие негрубые нарушения ПДД, могут в 20-дневный срок оплатить только половину размера штрафа. Но норма не распространяется на штрафы, выписанные за управление автомобилем в состоянии опьянения, а также передачу управления пьяному водителю и за отказ от медосвидетельствования.
В то же время, по словам Понарьина, ГИБДД предлагает снизить скоростной порог, с которого начинают накладывать штраф, с 20 километров в час до 10 километров в час. Но начать штрафовать за это нарушение планируется только через два года. Предполагается, что за это время дорожная полиция и профильные ведомства проведут мониторинг скоростных режимов и приведут дорожную обстановку "в соответствие с реальными условиями".
Стоит отметить, что российские парламентарии не оценили новую инициативу ГИБДД по увеличению размера штрафов. Так, например, глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев не поддержал такое нововведение, добавив, что сначала нужно "дороги привести в порядок".
This browser does not support the video element.
Сократятся ли нарушения?
Гендиректор "Движения без опасности" Вадим Мельников считает, что повышение штрафов за нарушение скоростного режима существенно снизит число желающих погонять.
"Люди привыкли к тому, что без штрафа можно ездить и на скорости с превышением до 20 километров в час. В итоге это приводит к определенному расслабленному состоянию. То есть, с точки зрения цены вопроса и того, как штраф может повлиять на изменение отношения человека к нарушению, это сразу становится несущественным. Особенно если есть высокие доходы и обеспеченность", – пояснил эксперт.
По его словам, существенное увеличение штрафов должно повлиять и на ситуацию со смертностью из-за превышения скоростного режима.
"Тут вопрос не в том, что три тысячи или пять тысяч, а в том, что сейчас уровень штрафа за превышение скорости до 40 километров в час – минимальный. Плюс пятидесятипроцентная скидка на своевременную оплату – штраф становится еще меньше. Этим, к сожалению, многие пользуются", – добавил Мельников.
В свою очередь, автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что, если и поднимать штрафы за нарушение ПДД, то нужно делать это системно.
Фото: Москва 24/Александр Авилов
По его словам, отмена скидки на оплату штрафов также оставляет множество вопросов. "Это была очень хорошая возможность для автолюбителей: если можно заплатить половину от штрафа, то это очень хорошо влияло на собираемость. Поэтому отмена скидки кажется несколько странной", – заключил Моржаретто.