Фото: m24.ru/Игорь Иванко
В Санкт-Петербурге и Калининграде может появиться железнодорожное кольцевое движение наподобие Московского центрального кольца (МЦК). Об этом m24.ru рассказал замминистра транспорта РФ Николай Асаул. В этих городах есть потенциал для организации внутригородского движения по железнодорожной инфраструктуре. Однако сейчас пока не определены источники финансирования для реализации подобных проектов.
"Есть потенциал для подобного рода проектов, потому что железнодорожная инфраструктура может быть вовлечена в транспортную систему в этих городах. Были определенного рода наработки по внутригородскому движению по железнодорожной инфраструктуре, – пояснил Асаул. – В Калининграде мы делали проект вместе с программой развития ООН, но он получается достаточно дорогой".
По его словам, подобные проекты возможны и в других крупных российских городах. "Но такой стадии реализации проектов, как в Москве, пока нет. Все подобные проекты – капиталоемкие, и в текущих условиях источники финансирования пока не определены", – подчеркнул замминистра транспорта.
Проект кольцевой дороги в Санкт-Петербурге ранее был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Реализация железнодорожного кольца предполагалась при сотрудничестве РЖД и питерских властей. Калининград уже является одним из немногих городов России, обладающим внутренним железнодорожным транспортом. В нем есть городской рельсовый поезд, который соединяет центр города и отдаленные южные жилые районы, позволяя пассажирам миновать забитые машинами узкие улочки.
Замруководителя аналитического сервиса "Пробок.нет" Александр Чекмарев рассказал, что внутригородская железнодорожная сеть существует во многих мировых столицах. "Дополнительная железнодорожная сеть внеуличного городского транспорта, которая есть в Париже (RER) или в Берлине (S-Bahn), в черте города становятся полноценной транспортной системой, в том числе и для внутригородских перевозок. Если этот мировой опыт будет применен в российских городах, то это станет плюсом для развития транспортной инфраструктуры", – отметил эксперт.
Однако, по его словам, не стоит брать "под копирку" московский опыт. "Реконструкция МЦК – это первый этап развития внутригородского вида транспорта. Он не влияет на движение на радиальных пригородных направлениях, которые являются основным видом транспорта для въезда в город. У нас получается, что люди, которые едут на электричках в город, вынуждены пересаживаться на метро или другие виды транспорта, чтобы проехать в другую область", – подчеркнул он. Чекмарев добавил, что организовать кольцевое движение можно в тех городах, где есть уже соответствующая инфраструктура, как в Москве.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин считает, что московский проект кольцевой железной дороги вполне могут подхватить и другие города. "У нас в региональных центрах есть железные дороги и, я думаю, что, исходя из проектных решений, идей и желаний, это абсолютно реальная вещь. Реализовать подобные проекты можно во многих регионах", – подчеркнул эксперт.
Блинкин добавил, что в Калининграде уже внедряют железнодорожный транспорт в городскую систему. "В городе есть электрички, которые работают в режиме городского транспорта. Потихонечку это будет везде. Однако именно кольцевое движение не везде получится", – заключил он.
На МЦК для оплаты проезда будут действительны все городские билеты и льготы, а пересадки между метро и "железкой" будут бесплатными для пассажиров. Причем,
льготы на проезд сохранят и студенты из других регионов страны. Правом на получение льготы в размере 50% при оплате проезда могут воспользоваться студенты очной формы обучения независимо от места проживания и нахождения вуза. Для защиты от "зайцев" также
установят щиты, которые пройдут вдоль железнодорожных путей, а на входах будут
дежурить контролеры.