Сто лет назад в Ногинском (нынешнем Павлово-Посадском) районе в память о Вере Мамонтовой, знаменитой "Девочке с персиками", был построен храм. Так ее муж Дмитрий Самарин хотел сохранить память об этой удивительной женщине и их истории любви. В итоге в храме Живоначальной Троицы в Аверкиеве соединились творчество Поленова и Васнецова, заслуги Саввы Мамонтова и вера в то, что архитектура может пережить людей и пронести их чувства через века. Здание не сгубило даже использование под склад химикатов в советское время. Но сегодня ему все равно нужна помощь. Как сохранить любовь и память – корреспондент m24.ru узнал, отправившись в деревню Аверкиево и поговорив с инициативной группой храма.Большая любовь
В 1887 году на веранде в усадьбе Абрамцево Валентин Серов рисовал портрет девочки, то и дело уговаривая двенадцатилетнюю Веру сидеть смирно. Девочка, перед которой на столе лежали фрукты, была дочкой хозяина Абрамцева, Саввы Мамонтова. Ее отец был известен многими заслугами, но, пожалуй, самой яркой его чертой был дар организовывать вокруг себя людей, видеть таланты и опережать свое время. Он будет поддерживать "непонятного" многим Врубеля, поможет раскрыться таланту Шаляпина, даст опору многим людям искусства. А семейная усадьба "Абрамцево" станет для них творческой мастерской. Здесь рисовали, ставили спектакли, строили, производили керамику и другие изделия. Вот и Серов – одновременно гостил и делал портрет Верочки...
Фото: ru.wikipedia.org
С момента создания картины пройдет тринадцать лет, Вера Мамонтова вырастет в красавицу и встретит свою любовь. Это будет Дмитрий Самарин, дворянин, предки которого были связаны службой еще с Иваном Калитой и Дмитрием Донским. Избранник Веры тоже проявлял себя на службе и в общественной деятельности. К примеру, с 1908 по 1917 год его бессменно будут выбирать предводителем московского дворянства, что говорило о большом уважении.
Любовь Веры и Дмитрия была взаимной, но… родители Самарина отказались благословить брак. Может быть, их смущали разные сословия молодых – купеческое и дворянское. А может, то, что дела отца Веры, Саввы Мамонтова, в тот момент шли под откос. Его обвинили в растратах денег на строительство Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги и отдали под суд. На самом деле, обвинение было ложным, его целью было разорить Мамонтова. И время потом реабилитирует все его заслуги – построенная им железная дорога уже в 1914 году станет спасительной для России, а Абрамцево, отель "Метрополь", частная русская опера навсегда войдут в историю культуры. Но это будет потом…
Фото: myheritage.com
"Родительское слово для Дмитрия Самарина было очень важно. Он только Веру видел своей женой, но покорился воле родителей, надеясь, что она переменится", – рассказывает член инициативной группы аверкиевского храма Юлия Таирова, – "Веру, чтобы развеяться, отправляют в Рим, он пишет ей письма… Через два года умирает его отец, и мать, видя, что сын по-прежнему любит Веру и страдает, дает ему благословение. Все друзья за них очень рады, Васнецов пишет матери Веры, мол, наконец-то эти мучения закончились и Верочка обретет свое счастье, потому что человек, которого она выбрала – ее вторая половинка".
Память о Вере
Молодые проживут вместе пять счастливых лет, родят троих детей. Вместе с детьми 27 декабря они отправятся в Абрамцево, и поездка эта обернется трагедией. В дороге Вера простывает, и за три дня буквально сгорает от пневмонии. Ее хоронят в Абрамцево, и все художники, философы и просто друзья семьи, недавно поздравлявшие с семейным счастьем, будут провожать ее в последний путь. Самарин переживет жену на 25 лет, ни с кем больше не свяжет свою жизнь. Зато решит построить храм в память о жене и ее матери, ушедшей через год после Веры.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
К работе над храмом Живоначальной Троицы в Аверкиеве привлекли людей, вышедших из абрамцевских мастерских или связанных с кругом Мамонтовых. Архитектором станет Василий Башкиров, неоднократно строивший дома по эскизам Васнецова, в том числе вместе с Калмыковым создавший фасад Третьяковской галереи. Иконостас для будущей церкви оформили рисунками брата Веры, Андрея Мамонтова. Детали на фасаде и орнаменты на церковной утвари создавались абрамцевскими мастерами по эскизам Поленова.
С Севера с любовью
Все орнаменты в церкви очень простые: ягодки, растительные узоры, резьба по дереву. Но в то же время они являются своеобразным напоминанием о важной заслуге семьи Мамонтовых – "открытии" русского севера. Савва Иванович не только строил железную дорогу от Вологды до Архангельска, но и готов был "заразить" своей любовью к северу всех вокруг, рассказать об этом крае и показать, насколько он важен для России. Он организовал специальную поездку на север для министра финансов Сергея Витте. Потом отправил в эти же края Коровина и Серова, чтобы они после путешествия создали павильон "Крайний Север" для Нижегородской промышленной и художественной ярмарки. Не говоря уже о работе по изучению культуры, быта и фольклора русского Севера.
Панно Коровина позже украсят вестибюль Яровславского вокзала. А в Абрамцево расцветет целое художественное направление, использующее эти простые детали. Знаменитые художники начинали, у них появлялись ученики, и дело настолько выросло, что в Москве в Петровском пассаже можно было увидеть магазин "Изделия сельца Абрамцево".
Забвение
Храм открылся для прихожан ровно сто лет назад, осенью 1915 года. В 1930-х годах, как и многие другие церкви, был закрыт. Его приспособили сначала под клуб, потом под зернохранилище и склад ядохимикатов.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Постепенно у здания обрушилась кровля, на крыше после дождей стояла вода. К 1980-м годам оно было в руинированном состоянии. "Мы школьниками лазили в храм и исследовали его. Ходили слухи, что здесь есть подземный ход через всю область, или сокровища. Нам, пионерам, было любопытно... Но находили мы только остатки фресок", – рассказывает священник Андрей Филиппенко. Вряд ли тогда, мальчиком ища в полуразрушенном здании клад, он мог представить, что в 1993 году здание начнут восстанавливать, а еще через десять лет именно он станет здесь священником и возьмет на себя заботы по спасению храма.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Вера, надежда, любовь
Усилиями благотворителей удалось починить кровлю, купить колокола, вставить в стены железобетонные протезы. Но законсервировать здание не получилось. Кое-где нужно укрепить раствор и кладку. "Самая большая сложность в том, что нужно делать все и сразу, нельзя обойтись "заплатками", – объясняет Андрей Филиппенко. – "Но когда мы его восстановим, можно будет с помощью абрамцевского музея и местных мастеров воссоздать все убранство, вернуть на места старинные иконы".
Аверкиевская инициативная группа пишет письма в инстанции и как может привлекает помощь. Параллельно приходится справляться с местными конфликтами: то поле, принадлежащее храму, хотят урезать, то деревянный дом рядом с церковью подожгут. Но люди продолжают работать, и работа дает плоды. Уже девять раз в Аверкиеве проходил фестиваль колокольного звона, время от времени заезжают экскурсии. И Юлия Таирова рассказывает про эту историю любви и попытку искусством оставить память о ней в веках. Один век уже отсчитан.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Светлана Кондратьева