Фото: ИТАР-ТАСС
Начался курортный сезон, и тысячи отпускников устремились в турфирмы за путевками. Но на их пути встают фирмы-"однодневки", которые берут деньги за поездку, но через неделю-другую перестают существовать.
Как не попасть в ловушку мошенников и уберечь себя от сделки с недобросовестным агентом – в материале M24.ru.Первое, с чего начинается отпуск, – с выбора турфирмы. Кто-то руководствуется рекламой, кто-то – советами друзей, а кто-то читает отзывы в интернете. Доверять мнениям на агрегаторах турсайтов не стоит – как рассказал M24.ru глава Лаборатории социальных медиа Влад Титов, на торговых площадках часто встречаются заказные отзывы, написанные менеджерами турфирмы или наемными авторами за деньги.
"Основные продажи происходят через площадки-агрегаторы предложений, поэтому там заказных отзывов больше всего. Кроме того, их достаточно много на крупных форумах, посвященных туризму", - сказал Титов.
Чтобы проверить, реальный ли человек написал отзыв о компании или это "бот", достаточно обратить внимание на его сообщение – обилие подробностей и отсутствие (небольшое количество) восторженных эпитетов укажет на "настоящесть" клиента, уже воспользовавшегося услугами компании.
Пример заказного отзыва: ООО "название фирмы" – лучшая компания в мире! Отлично съездили! Обязательно к ним еще раз обращусь!Пример настоящего отзыва: Неплохая фирма, ездил ими в Болгарию на две недели, жили в Бургасе в отеле недалеко от центра, полет был без пересадок.Отметим, что реклама или "раскрученность" бренда не имеют значения – не так давно обанкротилась крупная компания "Ланта-тур вояж", где общая сумма ущерба составила 197,7 миллиона рублей.
Также нужно обратить внимание на стоимость тура – если она серьезно ниже, чем в остальных фирмах, то стоит задуматься и проверить цены.
Кстати, по мнению Титова, если у человека есть средства только на подозрительно дешевый тур, то его не смутят плохие отзывы - скорее, отпускник будет сам себя убеждать в добросовестности компании. При этом, если какую-то фирму советуют знакомые (пусть и "френды" в соцсетях), то турист купит у нее путевку даже при слегка завышенной стоимости (конечно, если есть такая возможность). Поэтому лучшим вариантом будет рекомендация знакомого.
Добавим, что у любой уважающей себя компании должен быть сайт (лучше, если он находится на платном хостинге) и e-mail на домене сайта ("ящик" на бесплатных почтовых серверах может сигнализировать о ненадежности компании).
Итог: лучшим вариантом для отпуска станет компания, порекомендованная знакомым. Также стоит обратить внимание на отзывы, сайт и e-mail фирмы. Итак, компания выбрана, следующий шаг – съездить к ним в офис, выбрать отель и забронировать тур. Если фирма обладает такой редкостью, как собственный офис (отдельно стоящее здание) в центре Москвы, то это уже плюс – далеко не у каждого мошенника найдутся деньги даже на месячную аренду подобного помещения. Стоит сказать, что "мобильные офисы" могут представлять опасность - у компании должен быть юридический и фактический адрес.
В помещении, где сидят турагенты, стоит посмотреть по сторонам – девственно-белые стены, столы, на которых только ПК и чистый блокнот с ручкой, один принтер и отсутствие городских телефонов должны насторожить клиента.
Фото: ИТАР-ТАСС
Обилие сувениров, которые клиенты обычно дарят своим турагентам, скорее успокоит путешественника – смешная ручка с дельфином из Анапы, кадка для пальмы из Австралии и три сотни тарелок из самых дальних уголков Земли, развешанных по стенам, скорее означают, что у этой фирмы много туристов.
Для очистки совести можно посмотреть свидетельство о государственной регистрации фирмы, документы сотрудника, которому вы непосредственно собираетесь отдавать деньги, а также доверенность на подписание договора. Когда работник компании отказывается предоставить такие сведения, это лишний повод задуматься.
Добавим, что легальность туроператора легко проверить в Ростуризме - у них есть
реестр компаний, которые могут отправлять туристов за границу. Если компанию вычеркивают из списка, то она может стать турфирмой.
Кстати, в реестре есть понятие "финансовое обеспечение" - это сумма, которую туроператор резервирует для выплат туристам, возмещения ущерба и расходов в чрезвычайных ситуациях - например, при наводнении или в случае военных действий.
При этом стоит обратить внимание на размер финансового обеспечения - чем он больше, тем весомей гарантия возврата денег. "Это своего рода страховка туристов от того, что при непредвиденных обстоятельствах им не вернут деньги за тур", - рассказал M24.ru первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.
Итог: внешний вид фирмы должен внушать доверие и располагать к поездке, а у самой компании должны быть все регистрационные документы.Итак, с компанией вроде все в порядке - и рекомендации есть, и внешне "все как у людей", и тур уже выбран, осталось только подписать договор. Для туриста это последняя возможность проверить фирму, а для мошенника - единственный способ отобрать нажитое непосильным трудом.
Если договор заключается с туроператором, то там должно быть: цены в рублях (иначе пересчет курса на текущий день, комиссии и прочие неприятности), полный перечень услуг, которые получит клиент - отель, билеты, страховка, гид, трансферы, и самое главное - способы возврата тура и штрафы за отказ от поездки с четкими сроками, в которые можно вернуть деньги.
Фото: ИТАР-ТАСС
В договоре с турфирмой все почти то же самое - там должен быть указан оператор, отправляющий туриста отдыхать. Добавим, что каждый пункт договора, кажущийся непонятным, надо уточнить у менеджера, в противном случае это может обернуться сорванным отпуском.
Особо стоит отметить документы для поездки - авиабилеты, ваучеры и страховку. Необходимо проверить и перепроверить сроки выезда/заезда, наличие трансфера и пересадок. Тем, кто собирается заниматься на отдыхе экстремальными видами спорта, надо уточнить, покроет ли страховка травмы в случае ЧП.
Позже можно проверить, действительно ли авиабилеты были куплены турагентом - достаточно проверить бронь билета на сайте авиакомпании или общедоступных сервисах вроде checkmytrip. Чтобы подтвердить бронь в отеле, нужно отправить в гостиницу запрос на подтверждение резерва.
Итог: Договор до подписания нужно проверить, любые непонятные пункты уточнить. Если так получилось, что компания взяла деньги, но возникли проблемы - например, отсутствие брони авиабилета или номера в гостинице, то необходимо обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора. Правда, во многих договорах отдельно указывается, что сначала конфликт необходимо урегулировать в ходе переговоров, и тогда надо писать претензию в турфирму.
В случае, если компания отказывается возмещать ущерб, потерпевшему смело можно идти в суд.
Но когда турфирма взяла деньги, а бронь отеля или билета оказались ничего не значащими бумагами, то надо обращаться в полицию – это мошенничество.
Сергей Блохин