Форма поиска по сайту

Минкульт оценит вместимость российских музеев

Фото: ТАСС/Юрий Белинский

Министерство культуры РФ оценит вместимость российских музеев и рассчитает нормативы их посещаемости. Об этом говорится в документации ведомства. Минкульт хочет рассчитать, сколько в каждом музее одновременно может находится посетителей, чтобы всем было комфортно. Вместимость музеев будет рассчитываться исходя из данных, которые предоставят выставочные комплексы. Музеи должны будут заполнить специальные анкеты, указать пропускную способность экспозиции, архитектурные особенности, планировку и размеры выставки. На этого основе исследования министерство разработает методические рекомендации для для каждого музея.

Рекомендации будут готовы уже к ноябрю этого года. Они должны помочь в будущем избежать ситуации, когда желающих посетить музей больше, чем вместимость пространства, как это произошло с выставкой картин Валентина Серова.

"Предполагается оценка предельной посещаемости музеев с учетом уровня комфортности. А также подготовка методических рекомендаций для определения предельной емкости музеев по приему посетителей", – говорится в документации Минкульта.

Вместимость музеев будут рассчитывать с помощью специальных анкет, которые должны будут заполнить руководители выставочных пространств. Ведомство планирует разослать анкеты в 200 музеев по всей стране, а также сотрудники Минкульта лично проверят вместимость части музеев.

"Анкета должна отражать следующие параметры: пропускную способность экспозиции в зависимости от типа музея и здания, архитектурные особенности, планировку и площадь экспозиции", – отмечается в тексте проекта.

По результатам исследования министерство планирует подготовить рекомендации для музеев. В рекомендациях должны быть учтены специфические особенности разных типов музеев и рассмотрены "типы взаимодействия музеев с посетителями", а также "показано влияние различных факторов на формирование потоков посетителей и их распределение на территории музеев", говорится в документации. Проект рекомендаций должны разработать в Минкульте до ноября 2016 года.

В мэрии сказали m24.ru, что пока они не получали от Министерства культуры информации про нормативы. "Когда получим, тогда будем рассматривать со специалистами по вопросам музеев", – отметили в мэрии.

В пресс-службе Музея Москвы пояснили, сейчас в учреждении нет нормативов, которые ограничивают количество посетителей.

"Благодаря большим пространствам Провиантских складов, где располагается музей, таких сложностей не возникает. Решение о временном приостановлении допуска в музей может приниматься в том случае, когда из-за большого количества посетителей может быть повреждена экспозиция. Например, во время массовых акций, таких как "Ночь в музее", когда за один вечер к нам приходит больше 10 тысяч человек", – отметили в пресс-службе.

В учреждении добавили, что иная ситуация складывается в небольших музеях, где пространство сильно ограничено. "Например, наш филиал, Музей археологии Москвы (первый в Москве подземный музей) не может принимать более 60 человек единовременно. И это связано с технологическими особенностями музея, требованиями правил пожарной безопасности", – пояснили в музее.

Заместитель директора по развитию ГМИИ имени Пушкина Анна Трапкова рассказала, что в их музее есть два фактора, которые ограничивают количество посетителей.

"У нас всегда существуют ограничения, связанные с безопасностью экспозиции. Помимо физической безопасности экспонатов, из-за большого количества людей, вторым важным параметром является соблюдение климатических норм. Например, во время "Ночи музеев", когда плохая погода, у нас часто подскакивает влажность, что угрожает безопасности наших шедевров, и мы вынуждены лимитировать вход", – пояснила она.

Также сдерживающим фактором является количество вешалок в раздевалке. "Гардероб в главном здании музея, который большую часть года не позволяет принимать посетителей больше, чем этого хотят – это более тысячи мест. Такой наплыв посетителей, что наш гардероб не справляется, и мы вынуждены ограничивать приток людей", – заключила Трапкова.

Музеолог и музейный проектировщик Владимир Дукельский рассказал, что в первую очередь нормативы по посещаемости нужны для музеев-заповедников. "Введение норматива посещаемости вещь очень полезная, в проходных музеях-заповедниках без таких норм вытаптывается все до последней травинки, наносится ущерб самому зданию, создаются некомфортные условия", – подчеркнул собеседник m24.ru.

Однако, по его мнению, должны быть нормативы по качеству посещения, а не по посещаемости людей. "Посещаемость – не сама цель. Целью является качество посещения и наличие предоставляемых услуг. Посетителю нужно определенное пространство, видовые точки в экспозиции, они должны быть свободны. Толп людей не должно быть. – отметил он. – К сожалению, об этом часто забывают не только в отечественных, но и в зарубежных музеях, типа Лувра".

Дукельский добавил, что качеством посещения музеев активно занимаются в европейских странах.

"Больше всего об этом заботятся в Австралии, Германии и Великобритании. В этих странах вводят сеансовое посещение музеев, которое имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, приходится долго ждать своего сеанса, но в тоже время сеансовое посещение обеспечивает комфорт для сотрудников и посетителей", – заключил эксперт. Руководитель центра изучения и проектирования музеев института "Наследие" Иван Гринько поддержал введение нормативов по посещаемости.

"Я думаю, это абсолютно правильная мера, потому что 70 процентов наших музеев расположены в памятниках архитектуры, и изначально помещения имеют определенную антропогенную нагрузку (степень воздействия на среду – m24.ru), выше которой они физически не могут существовать, – пояснил эксперт. – В Европе для этого делают онлайн-заказы билетов и сезонные посещения, чтобы не было пиковых нагрузок на памятники, как, например, в Барселоне для прохода в Храм Святого Семейства".

По его словам, введение нормативов позволит уменьшить гонку за зрителями. "Условно говоря, если один музей имеет площадь 5 тысяч квадратных метров, а другой всего 500 метров, понятно, что глупо требовать от второго столько же посетителей, как и от первого. Поэтому мера, вводимая министерством, здравая и по крайней мере актуальная", – подчеркнул он.

Гринько добавил, что после введения нормативов музеи активизируют маркетинговую политику.

"Музеи могут делать более гибкую ценовую политику. Например, определять скидочное время, как в кинотеатрах, когда на дневной сеанс билеты дешевле, чем на вечерний. Также могут быть сезонные скидки и дни бесплатного посещения, чтобы часть людей с пиковых выходных дней переносить на будни", – заключил собеседник m24.ru.

Между тем, Московский цех деятелей культуры готовит предложения по модернизации системы выставок, в том числе установку в музеях автоматических гардеробов и создание мобильных гардеробных модулей.