Форма поиска по сайту

Глава дептуризма Черников: "Отдохнуть в Москве в 3 раза дешевле, чем в Париже"

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Чуть больше месяца осталось до Нового года − столица активно готовится к потоку туристов на праздники. Ожидается, что Москву посетят порядка 10−15 млн человек. Город подготовил новогодние развлечения: фестивали, катки, ледяные горки, лабиринты и миниатюры. За год изменилась туристическая инфраструктура столицы, на улицах установили четыре тысячи англоязычных указателей. В 2016 году туристические центры появятся на ВДНХ и в Парке Горького. О том, как развивается внутренний туризм из-за запрета поездок в Египет, почему снижается стоимость отдыха в Москве и где можно будет увидеть пешеходную карту центра столицы, в интервью m24.ru рассказал глава департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Владимир Черников.

− Владимир Васильевич, каковы ожидания и планы департамента на новогодние праздники в Москве?

− Для этих новогодних праздников мы придумали слоган: "Мы дадим вам повод гордиться Москвой". И этот слоган в полной мере оправдан: в этом году в рамках фестиваля "Путешествие в Рождество" будут задействованы 40 площадок, на четыре больше, чем в 2014-м. В районах города появятся горки для катания, в том числе уникальные. К примеру, в рамках фестиваля "Круг Света" в парке МУЗЕОН будет возведена шестиметровая горка с изображением подсвеченной карты России. Ледяная горка длиной 100 метров появится в самом центре столицы − между Манежной площадью и площадью Революции. Большие светящиеся шары – символ Нового года – появятся на Поклонной горе. Там же будет возведена ледовая Москва в миниатюре. Кроме того, в Парке Победы будут проводиться различные активности для взрослых и детей: взятие снежного городка, квесты для подростков. Описание всех планируемых на новогодние и рождественские праздники активностей и развлечений значительно превосходит возможности интервью. По счастью, с программой и картой празднования может ознакомиться любой желающий. Могу сказать одно: с католического Рождества и до окончания новогодних каникул весь город будет вовлечен в масштабное празднование, которое уже стало традиционным для Москвы и привлекает все больше и больше туристов. Уже сегодня мы видим, как активно идет бронирование туров и отелей на период каникул.

− Кто бронирует – туристы из России или из-за границы?

− Очень много бронируют туристы из регионов и стран СНГ, не отстают и гости из дальнего зарубежья. На сегодняшний день забронировано более 50% номерного фонда Москвы. Но мы думаем, что к Новому году заполняемость гостиниц достигнет 80%. Мы можем на это рассчитывать, так как весь год держались высокие показатели загрузки гостиниц – на уровне 70-80%.

− Это связано с ситуацией во внешнем мире, в частности, с запретом поездок в Египет?

− Конечно, внешнеполитическая ситуация оказывает значительное влияние на туризм, в частности способствует более активному развитию внутреннего туризма. Однако рост спроса на туры в столицу мы наблюдали и ранее. Москва предлагает самобытный, эксклюзивный продукт. В прошлом году были частично представлены элементы новогодних мероприятий, в том числе фестиваль и шале, но в этом году они пройдут с совершенно другим размахом.

This browser does not support the video element.

Так, впервые состоится фестиваль "Рождественский свет", в котором примут участие пять стран. Будет масштабная программа с новогодними лабиринтами. Все эти активности абсолютно бесплатны и привлекательны для туристов. Кроме того, будут работать порядка 2000 катков, среди них 200 с искусственным льдом, большая часть из которых также бесплатны. В Москве и ближайшем Подмосковье также расположены горнолыжные центры и лыжные трассы для любителей беговых лыж, проводятся даже специальные лыжные экскурсии.

Помимо специфических новогодних праздничных активностей в Москве есть чем заняться и зимой, и летом – многочисленные музеи, центры современного искусства, архитектурные памятники, специальные детские центры, где можно оставить ребенка на целый день. И новые объекты показа, такие как Центральный детский магазин, деловой центр "Москва-Сити", крупнейшая в Европе мечеть, а также благоустроенные современные парки. − Сколько туристов вы ожидаете на рождественские каникулы?

− На новогодние праздники мы готовимся к тому, что Москву посетят порядка 10−15 млн человек. Мы можем принять такое количество гостей, разместить и обеспечить безопасность.

− Однако Москву часто упрекают в слишком высоких ценах на отели.

− В Москве работает 273 гостиницы, при этом отелей категории "5 звезд" всего 25. 70 гостиниц "4 звезды", "3 звезды" − 129, "2 звезды" − 47 и 2 гостиницы категории "1 звезда". Кроме этого в Москве работают 319 хостелов, 209 мини-отелей, 538 сервисных апартаментов, пользующихся большой популярностью, особенно у самостоятельных туристов.

Между тем, минимальные цены бюджетных гостиниц ("2−3 звезды") в центре столицы сопоставимы со стоимостью хостелов – от 1500 рублей за сутки. Средняя стоимость размещения − менее двух тысяч рублей. Тем более, из-за курсовой разницы отели в Москве очень сильно подешевели для иностранных туристов. По сути, сутки проживания стоят 20−25 евро.

По данным сайтов самостоятельного бронирования, провести новогодние праздники в Москве (без учета стоимости ж/д и авиабилетов) − в 1,7 раза дешевле, чем в Берлине, в 2,5 раза дешевле, чем в Лондоне и в 3,2 раза, чем в Париже. К этому добавляются бесплатные активности: елки, театры и музеи. Если в среднем стоимость недели проживания в трехзвездочном отеле для двух человек в центре города с включенными завтраками составляет около 30 тысяч рублей, то на Новый год в тех же отелях можно остановиться на тот же период за 15−20 тысяч. Миф дороговизны Москвы развеивается. − Как обстоят дела с хостелами?

− Московские хостелы пользуются большой популярностью и не жалуются на отсутствие постояльцев. Сейчас открываются современные хостелы новых форматов, в полной мере соответствующие всем требованиям, – отдельно стоящие здания, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой. К примеру, не далее как этой осенью мы присутствовали при открытии нового хостела и уже спустя всего месяц-два он оказался лидером и по количеству запросов, и по положительным отзывам в крупнейших интернет-сервисах самостоятельного бронирования.

Этот сегмент индустрии гостеприимства постепенно становится в столице все более цивилизованным, а с введением обязательной сертификации в самое ближайшее время, уверен, особо острые проблемы, по сути проблемы роста, будут решены. − Тем не менее их деятельность законна?

− На данный момент существующие и действующие в Москве хостелы совершенно законны – в соответствии с действующим законодательством. Однако если они не пройдут классификацию до 1 июля 2016 года, они не смогут осуществлять деятельность по приему гостей. В равной степени это касается и гостиниц.

На данный момент в Москве уже классифицировано 220 коллективных объектов размещения, в том числе 10 хостелов – они получают классификацию "без звезд". Но этот процесс еще не завершен, а категорию "без звезд" начали присваивать не так давно, так что делать какие-либо выводы еще рано. Те хостелы, которые нарушают общественный порядок, не соблюдают права соседей и меры безопасности, необходимо закрывать, и их закрывают. Этот вопрос нужно решать на уровне федерального законодательства. Соответствующий законопроект о запрещении размещения хостелов в жилых домах в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме РФ.

− Вы высылаете какие-то рекомендации отелям перед новогодними праздниками?

− Мы стараемся информировать гостиницы обо всех городских активностях, чтобы они могли использовать эту информацию как для привлечения туристов, для рекламы, так и для рекомендаций гостям по проведению досуга.

− Готовите новые программы для привлечения иностранных туристов?

− В этом году мы участвовали в 36 иностранных выставках, работали с китайскими туристами. В частности, большую роль в привлечении туристов из Китая играет соглашение о безвизовом режиме для туристических групп. Благодаря этим мерам приток китайских туристов существенно увеличился. Если в 2012 году по линии московских туроператорских компаний в составе групп к нам приехала 81 тысяча туристов, то за 3 квартала 2015 года − уже 260 тысяч туристов.

В целом, по количеству посещений Москвы на первом месте сейчас туристы из Китая, на втором – из Германии. Далее идут Италия и Южная Корея, Турция и Израиль.

Что касается общего туристического потока, то, по данным исследований, в январе−июле 2015 года Москву посетило 10,5 млн туристов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. − В каких странах в следующем году вы будете рекламировать путешествия в Москву?

− Наши автобусы с рекламой Москвы уже давно курсируют в Лондоне, Мюнхене, Париже. Мы будем расширять географию их присутствия в странах БРИКС – в Индии, Бразилии, Китае и ЮАР, а также в Иране. С некоторыми из названных стран действуют соглашения о безвизовом въезде, таким образом, они являются перспективными с точки зрения развития туризма. В этих государствах мы дадим блоки рекламы в СМИ и запустим автобусы с размещенной на них рекламой Москвы.

Кроме того, будем продвигать Москву в следующих странах: Италия, Германия, Франция, Корея, США, Сербия, Великобритания, Люксембург, Аргентина, Испания, Мексика, Чили, Перу, Таиланд и Япония. Будут также проводиться активности в российских регионах. В частности – проводиться Дни Москвы. В пяти регионах мы уже апробировали эту практику, и она показала положительные результаты. Начали с Камчатки, потом провели в Волгограде, Туле, Казани, в Дагестане. В рамках Дней мы также организовывали конкурсы для жителей региона в социальных сетях. Победитель конкурса награждался путевкой на три дня в Москву. Мы планируем продолжать эту программу и в других российских регионах.

− Разрабатывает ли Москва программу этнотуризма?

− Эта программа уже практически разработана, она включает в себя запуск портала об этнотуризме в июне 2016 года. Москва – многонациональный город. Уже разработаны и действуют этнические туристические маршруты: "Москва татарская", "Москва армянская", "Москва еврейская" и т.д. И к этому в городе есть все предпосылки – ведь исторически нынешняя Большая Москва состояла из слобод, в которых селились выходцы из разных частей Российской империи. Многие названия, свидетельствующие о "национальном" прошлом, до сих пор сохранились в столичной топонимике: Татарские переулки, Толмачевские переулки, где жили переводчики, Грузинские улицы, даже символ Москвы – улица Арбат – старинное название иностранного происхождения. Все эти маршруты будут объединены на одном портале, где будут представлены как регулярные экскурсии, так и событийный ряд, который может быть интересен и бурятам, и уйгурам, и народностям Северного Кавказа, и представителям любых других национальностей. − В России две точки притяжения туристов – Москва и Санкт-Петербург, причем Северная столица более популярна у иностранных туристов. Есть ли конкуренция между Москвой и Санкт-Петербургом?

− На самом деле меньшая привлекательность Москвы по сравнению с Петербургом у туристов – миф. Достаточно посмотреть на цифры. К примеру, недавно мы составили рейтинг привлекательности российских регионов для туристов на основании данных Росстата о количестве заселенных в гостиницах. Москва заняла первое место – и по числу размещенных лиц, и по числу иностранных граждан, остановившихся в отелях.

В 2014 году в отелях и приравненных к ним средствах размещения останавливалось 5,6 млн постояльцев, из которых иностранных граждан – более 1,8 млн. В Санкт-Петербурге в том же году остановилось почти в два раза меньше гостей – и в целом, и из-за рубежа: 2 988 тысяч и 900 тысяч соответственно. Интересно, что в общем объеме налоговых поступлений от деятельности российского гостиничного комплекса каждый третий рубль принадлежит Москве.

− Однако в Санкт-Петербурге лучше развита инфраструктура для туристов, в частности вывески на английском языке.

− В Москве уже более четырех тысяч указателей на английском языке, а к чемпионату мира по футболу появится еще более 10 тысяч – не считая специальной навигации в метро, а также на вокзалах и в аэропортах.

− Иностранные туристы высоко оценили туристический информационный центр на Маяковской. Будете развивать этот формат?

− В следующем году таких центров будет уже семь. Мы уже подобрали места, в том числе на площади Революции и Новом Арбате. Крупные туристско-информационные центры с информацией как для российских, так и для иностранных туристов, появятся на ВДНХ, в Парке Горького и на других площадках. Сейчас центр на Маяковской ежедневно посещают порядка тысячи туристов, так что можно уверенно сказать: данный формат более чем востребован и его необходимо развивать. Кроме того, мы создали пешеходную карту туристического центра Москвы, будем доводить ее до гидов, а также разместим на нашем сайте.

− Планируется ли готовить специалистов туристической отрасли со знанием иностранных языков?

− Сами мы готовить таких специалистов не будем. Подготовка ведется на базе Московского государственного института индустрии туризма имени Ю.А. Cенкевича. Мы заказываем им разработку программы по подготовке гидов-переводчиков к чемпионату мира по футболу 2018 года.

− Как обеспечить комфортное пребывание болельщиков в Москве?

− Подготовка к такому важнейшему для страны и для Москвы мероприятию, как чемпионат мира по футболу, идет в постоянном режиме. Вводятся новые гостиницы. К 2018 году предполагается открыть новых коллективных средств размещения более чем на 10 тысяч номеров. Кроме того, на спортивных объектах Москвы будут организованы специальные экскурсионные маршруты.

Беседовала Марина Курганская